Таблица 4 Уровни тревожности
подростков
Тип семьи |
Уровень тревожности
|
очень высокий |
повышенный |
несколько повышенный
|
нормальный |
низкий |
семьи, испытывающие кризис
в семейных отношениях |
45% |
10% |
15% |
15% |
15% |
благополучные семьи |
25% |
10% |
10% |
25% |
30% |
Рис. 3 Уровни тревожности подростков
Анализируя полученные результаты
по методике тревожности CMAS, мы можем утверждать,
что в неполных семья уровень тревожности
подростков достаточно высокий (у 70 % отмечается
та или иная степень повышенного уровня
тревожности), по сравнению с группой подростков
такого же возраста, но воспитывающихся
в полных семьях (в данной группе эта степень
отмечается у 45 % испытуемых). Это можно
объяснить тем, что подростки из полных
семей, скорее всего, ощущают чувство защищенности
со стороны родителей, они более уверены
в том, что смогут найти поддержку именно
в своей семье.
Также хотелось бы отметить,
что повышенная тревожность, отмеченная
в ходе констатирующего эксперимента
у подростков первойгруппы, может свидетельствовать
о наличии невротического конфликта, эмоциональных
и невротических срывов, а также стать
причиной возникновения психосоматических
заболеваний. Поэтому такими детьми необходимо
проводить как профилактические, так и
коррекционные мероприятия.
Конечным этапом нашего исследования
была диагностика уровня самооценки у
подростков из неполных и полных семей,
для этого мы использовали методику «Диагностики
уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой».
Были получены следующие данные,
которые представлены в таблице 5 и наглядно
изображены на рисунках 4 и 5.
Таблица 5 Уровни самооценки
подростков
Тип семьи |
Уровень самооценки |
завышенная |
адекватная |
низкая |
испытывающие кризис в семейных
отношениях |
10% |
40% |
50% |
благополучные семьи |
40% |
40% |
20% |
Рис. 4 Показатели уровня самооценки
подростков из семей, испытывающих кризис
в семейных отношениях
Рис. 5 Показатели уровня самооценки
подростков из благополучных семей
Из таблицы 5 видим, что у подростков
из семей, испытывающих кризис в семейных
отношениях, более выражена низкая самооценка
(50%), которая тесно связанна с попытками
родителей сформировать у ребенка способность
к аккомодации, то есть к приспособительному
поведению. Это выражается в следующих
требованиях к нему: послушание; умение
подстраиваться к другим людям.
Подросткам из благополучных
семей характерна адекватная (40%) и завышенная
самооценка (40%). Данные уровни самооценки
развиваются у детей в семьях, отличающихся
сплоченностью и солидарностью. Более
позитивно здесь отношение матери к себе
и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда
сопутствует успех.
Уровень самооценки у подростков
напрямую связан с непосредственной оценкой
их родителями, так в неполных семьях его
уровень низких, а в полных семьях достаточно
высокий, поэтому целесообразно проводить
коррекционную работу не только с подростками
по повышению их самооценки, но и с их родителями.
Итак, эксперимент показал о
повышенном уровне импульсивного, агрессивного
поведения по отношению к социальному
окружению с выраженным стремлением к
доминированию; о неустойчивом эмоциональном
состоянии со склонностью к аффективному
реагированию, проявляющимся в частых
колебаниях настроения, повышенной возбудимости,
раздражительности, недостаточной саморегуляции,
а также о готовности подростков к более
доверительно-откровенному взаимодействию
с окружающими людьми. Последнее, скорее
всего, связано с тем, что детям из семей,
испытывающих кризис в семейных отношениях,
не хватает внимания со стороны родителей,
поэтому они стремятся к доверительным
взаимоотношениям с окружающими стараясь
заполучить их внимание. Именно поэтому,
уровень агрессивности этих подростков
выше, чем у подростков второй группы.
Мы выявили, что существенных
различий в способах реагирования на социум
у подростков по данной методике не наблюдается.
Преобладают показатели по вербальной
и физической формам агрессивности, а
также раздражительности у подростков
обеих групп.
Подростки из благополучных
семей, скорее всего, ощущают чувство защищенности
со стороны родителей, они более уверены
в том, что смогут найти поддержку именно
в своей семье.
У подростков агрессивное поведение
характеризуется особенностью подросткового
возраста, для них характерно неадекватное
поведение в обществе, повышенная возбудимость,
стремление доказывать свое «Я».
Повышенная тревожность, отмеченная
в ходе констатирующего эксперимента
у подростков из семей, испытывающих кризис
в семейных отношениях, может свидетельствовать
о наличии невротического конфликта, эмоциональных
и невротических срывов, а также стать
причиной возникновения психосоматических
заболеваний. Поэтому такими детьми необходимо
проводить как профилактические, так и
коррекционные мероприятия. У них более
выражена низкая самооценка. Это выражается
в следующих требованиях к нему: послушание,
умение подстраиваться к другим людям.
Уровень самооценки у подростков
напрямую связан с непосредственной оценкой
их родителями, так в семей, испытывающих
кризис в семейных отношениях его уровень
низкий, а в благополучных семьях достаточно
высокий, поэтому целесообразно проводить
коррекционную работу не только с подростками
по повышению их самооценки, но и с их родителями.
Анализ
результатов исследования, таким образом,
свидетельствует о том, что средний уровень
ситуативной и личностной тревожности
подростков средней общеобразовательной
школы № 6 города Экибастуза соответствует
среднему уровню. Значение ситуативной
тревожности несколько выше личностной,
что обусловлено в первую очередь реакцией
учащихся на ситуацию психологического
обследования.
По результатам
исследования можно утверждать, что ни
ситуативная, ни личностная тревожности
не зависят от пола и возраста подростков.
Этот феномен может быть объяснен незначительными
возрастными различиями испытуемых (11-13
лет). Тем не менее, с целью профилактики
стрессовых состояний, а также с целью
содействия процессу личностного роста
необходимо проведение психологической
работы с подростками этого возраста,
направленной на проработку значимых
и стрессогенных для этого возраста проблем,
а также психологической работы с ними
по обучению их способам продуктивного
реагирования на стрессовые состояния,
способам управления ими.
Анализ
зависимости стилей родительского воспитания
продемонстрировал, что наиболее стрессогенными
стилями родительского воспитания являются
отсутствие позитивного интереса и враждебность
со стороны родителей. Стремясь к независимости,
проявляемой в первую очередь во внешних
формах поведения, современный подросток
сохраняет на глубинном уровне необходимость
психологической поддержки со стороны
родителей, а ее отсутствие является стрессогенным
фактором, повышающим его личностную тревожность.
В связи с этим встает задача коррекции
стилей деструктивного поведения родителей,
которая возможна в процессе интенсивного
взаимодействия с психологом, целью которого
является построение гармоничных, конструктивных
отношений родителей с детьми подросткового
возраста.
Результаты
проведенного опроса подростков позволяют
сформулировать следующие тенденции в
той мере, как видят их подростки:
1. Испытывая
по отношению к себе прежде
всего равнодушное по сути
отношение родителей (высокая автономность),
подростки приобретают опыт безразличных
и формальных взаимоотношений
в семье, что является источником
их неуверенности и беспокойства
по поводу создания в будущем
собственной счастливой семейной
жизни. В то же время они испытывают высокую
потребность в близких в психологически
безопасных внутрисемейных взаимоотношениях.
Внутренняя опасность этой ситуации состоит
в том, что актуально сами подростки не
осознают этих проблем, на данном моменте
своей жизни они оценивают отстраненность
родителей как доверие к себе, отсутствие
авторитарности и отвержения и приравнивают
такой стиль взаимоотношений к позитивному
для себя.
2. Отмечаемая
подростками непоследовательность
воспитательных воздействий со
стороны родителей способствует
формированию у них высокой
тревожности, неуверенности в себе
и отсутствие ощущения постоянства
окружающего мира. Наверное, это
приводит и к формированию
недостаточной ответственности
у детей, поскольку, несмотря на
предоставляемую им свободу (высокая
автономность, низкая директивность),
подростки не испытывают в
достаточной мере наличия жестких
и незыблемых правил и, соответственно,
следуюших за их нарушениями
санкций. Все это приводит к
формированию у них экстернальной
жизненной позиции, то есть к
привычке перекладывать ответственность
за происходящее с ними на
других.
3. Баланс
враждебности и позитивного интереса
со стороны родителей демонстрирует
наличие выраженных проблем в
сфере эмоционального благополучия
подростков, в области формирования
их самоуважения, отношения к
себе как к самоценной и
достойной личности.
Результаты
теста позволяют сделать вывод об малой
выраженности негативного воздействия
на подростков со стороны родителей. Тем
не менее, существуют единичные случаи
проявления автономности, непоследовательности,
директивности и враждебности.
Таким образом,
очевидна ценность профилактической работы
родителей с школьными педагогами, классными
руководителями, психологами и социальными
педагогами. Особенно важной представляется
работа по формированию у родителей подростков
отношения к ним как к самоценным личностям,
имеющим сильные стороны и все необходимые
возможности для достойной жизни. Необходимо
повысить в глазах родителей ценность
общения со своими детьми-подростками,
при этом дав им понять, что отсутствие
гиперопеки и жесткого контроля не означает
равнодушия, а для осуществления заинтересованного
взаимодействия требуется не столько
время, сколько умение испытывать и проявлять
искренний интерес к нуждам ребенка и
его психологическому состоянию. Целесообразным
является формирование у родителей подростков
системы навыков, обеспечивающих партнерское
взаимодействие с ними; овладение такими
навыками и систематическое применение
их могло бы снять проблему непоследовательности
при общении с детьми.
Столь же
актуальна и психологическая работа с
подростками по проблемам их взаимоотношений
с родителями, поскольку, как показывают
полученные результаты, достаточно большое
количество детей не удовлетворено своими
взаимоотношениями с родителями, или,
по крайней мере, хотя бы одним из аспектов
этих отношений. Поскольку родители вряд
ли могут быстро и безболезненно изменить
свою философию или привычки, подросткам
необходимо попытаться понять своих родителей
и приспособиться к их требованиям. Если
сами подростки будут способны помочь
родителям понять своих детей, они смогут
в будущем смягчить конфликты. Подростки
нуждаются в том, чтобы им помогли осознать
причины своих конфликтов с родителями
и то, что эти конфликты являются обычным
следствием их взросления и порождаются
существующими объективно психологическими
различиями между людьми разных поколений.
Заключение
На основании
изложенного материала можно сделать
вывод, что межличностные отношения подростка
с взрослыми представляют собой комплексную
систему, компоненты которой находятся
в динамическом взаимодействии. Принципы
взаимосвязи компонент системы мы раскрыли
в ходе достижения поставленных задач.
В ходе
исследования мы выяснили, что существует
прямая зависимость между стилем отношения
взрослого к подросткам и достоверностью
субъективно воспринимаемой им картины
взаимоотношений людей. Существенными
основаниями тревожности подростков являются
стили педагогического общения и субъективно
воспринимаемые особенности родительского
отношения. Родители с высокой выраженностью
"позитивного интереса" к своему
ребенку определяют низкий уровень тревожности
подростков, чем родители с высокими показателями
по шкалам "директивности", "враждебности",
"автономности" и "непоследовательности",
что отражается в результатах исследования.
Выявленный
в настоящем исследовании факт преобладания
высокого уровня важности для подростков
родителей с высокой выраженностью "позитивного
интереса" позволяет сделать вывод
о неудовлетворенности потребности подростка
в информации, которая необходима для
адекватной социализации и может быть
получена именно через жизненный опыт
взрослых. Однако приобщение к этому опыту
и стоящим за ним ценностям затруднено,
если взрослые используют неадекватные
стили отношения к подростку.
Вышеизложенное позволило выдвинуть
гипотезу: если в семейных отношениях
наблюдаются конфликты, то у детей-подростков
из этой семьи будут наблюдаться нарушения
в личностном развитии подростка. Для
проверки гипотезы был подобран диагоностический
инструментарий.