Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..3
1.Сущность социально-психологического климата………………………….…4
2.Виды социально – психологического климата…………………..…..……......6
3.Социально-психологические характеристики коллектива……………...….10
4.Факторы, влияющие на социально-психологический климат………..……..11
5.Авторитет руководителя и его влияние на коллектив………….………….14
6. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными………… ……………………………………………………….16
7. Роль руководителя в управлении социально-психологическим климатом..18
8. Заключение……………………………………………….….………………...24
9. Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!.docx

— 56.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..3

1.Сущность  социально-психологического  климата………………………….…4

2.Виды  социально – психологического  климата…………………..…..……......6

3.Социально-психологические  характеристики коллектива……………...….10

4.Факторы,  влияющие на социально-психологический  климат………..……..11

5.Авторитет  руководителя и  его влияние на  коллектив………….………….14

6. Личностные особенности  руководителя как  фактор восприятия  его подчиненными…………   ……………………………………………………….16

7. Роль руководителя  в управлении социально-психологическим климатом..18

8. Заключение……………………………………………….….………………...24

9. Список использованной  литературы……………………….….…………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

              В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость  социально-психологического климата  определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора  эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить  показателем, как их состояния, так  и их изменения под влиянием социального  и научно-технического прогресса.

Целью данной работы является исследование влияния личности руководителя на социально-психологический  климат коллектива. 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  социально-психологического  климата

     Социально-психологический  климат в трудовом коллективе является важнейшим показателем психологической  ситуации в организации. Он имеет  важное значение для успешного функционирования любого предприятия.

     Тесную  связь между удовлетворенностью членов коллектива взаимоотношениями  с товарищами установил еще англичанин Э. Мэйо в первой четверти прошлого века. Его знаменитый Хоторнский эксперимент показал, что на производительность труда в первую очередь влияют неформальные отношения, которые крепнут, когда обращают внимание на нужных рабочих, проявляется внимание к их личной судьбе, оказывается им помощь в трудных ситуациях, улучшаются их жилищные, бытовые условия. Таким образом, этот эксперимент показал тесную связь между особенностями психологического климата в коллективе и продуктивностью труда [1, с.13].

     На  сегодняшний день существует более  сотни определений социально-психологического климата. Каждый крупный специалист дает свое определение понятия «психологический климат». Одни предпочитают употреблять  его только в отношении групп  людей, считая, что для группы с  хорошим психологическим климатом характерны такие качества как дух  команды, энтузиазм и успешное достижение общей цели. Другие используют термин более широко, распространяя его  на отношение индивида к своей  работе, на степень удовлетворенности  работой и личную адаптацию. То есть, социально-психологический климат можно рассматривать с объективной и субъективной точек зрения. Объективно психологический климат выступает в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни. А субъективно – в переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива. Состояние и установки работников и психологический климат группы столь взаимозависимы, что крайне трудно рассматривать их изолированно [2, с.76; 3, с.212].

     Таким образом, социально-психологический  климат в коллективе можно определить так – состояние группового настроения и качественная сторона межличностных  отношений в группе, проявляющихся  в виде совокупности психологических  условий, способствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему  развитию личности в коллективе. А  более конкретно, социально-психологический  климат – это преобладающий в  группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой  его членов, проявляющийся в отношении  друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций [4, с.286; 5, с.82].

     Психологический климат – это одна из сторон взаимоотношений  людей, результат совместной деятельности членов коллектива, их межличностного взаимодействия. Он неодинаков в разных коллективах. Он возникает не вдруг  и не по приказу руководства. Моральное  состояние служащего и социально-психологический  климат создаются в течение времени.

     Социально-психологический  климат слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом  на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива. Даже в тех случаях, когда люди не удовлетворены какими-либо материальными факторами производственной обстановки, они не подают заявления  об уходе, если в коллективе сложились  хорошие взаимоотношения.

     Социально-психологический  климат – это качественная сторона  межличностных отношений. На его  формирование влияет совокупность психологических  условий, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной совместной деятельности. Климат взаимоотношений  является благоприятной или неблагоприятной  почвой для прорастания нравственно-личностного  в человеке [6, с. 160].

     В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать  к труду, поднимать настроение, вселять  бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать  энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

     Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять  развитие ключевых качеств работника, необходимых  в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных  ситуациях, принимать нестандартные  решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению  квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры [5, с.84].

                 Таким образом, социально-психологический  климат  играет важную роль  в системе управления персоналом  организации. Он оказывает сильное  влияние на деятельность всей организации и на успешность совместной деятельности. Это влияние может быть положительным или отрицательным в зависимости от вида климата. 

     2.Виды социально – психологического климата

      Итак, социально-психологический климат – это общее эмоциональное  самочувствие сотрудников организации, которое оказывает влияние на их деятельность. Этот психологический, эмоциональный настрой может  активизировать членов рабочего коллектива или тормозить, ухудшать или улучшать трудовую деятельность личности и коллектива в целом, создавать условия, содействующие  или препятствующие плодотворной совместной работе. Это зависит от того, какой  тип социально-психологического климата  сложился в данном конкретном коллективе. Рассмотрим два наиболее важных состояния климата в группе: благоприятный (его ещё называют нормальным или положительным) и неблагоприятный (отрицательный, конфликтный) [7, c.428; 1, с.16].

      Благоприятный социально-психологический  климат это такое состояние группового настроения, такой психологический настрой сотрудников, к которому должен стремиться каждый трудовой коллектив. Он свойственен группам с открытым обменом информацией и мнениями, свободой дискуссии и доброжелательной обстановкой доверия.  Результативность таких групп максимальная, а мелкие конфликты легко гасятся. Обычно нормальный психологический климат  формируется в коллективе с достаточной степенью профессиональной зрелости. Такие коллективы характеризуются прочными связями между их членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач [8, с.160; 7, с.429].

      Признаками  благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются:

  • высокая требовательность и доверие членов коллектива друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения членами коллектива при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу и преданность ему;
  • высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи и взаимной поддержки (члены коллектива знают, что получат помощь от любого другого, потому что сами всегда оказывают ее любому другому, когда это необходимо);
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • терпимость к чужому мнению;
  • высокая степень свободы в личностном и профессиональном самовыражении;
  • ощущение членами группы своей безопасности (здесь никто никогда не обидит, не наговорит гадостей, не будет распускать сплетни и плести интриги за спиной);
  • возможность вести себя естественно и непринужденно (можно совершенно свободно к каждому обратиться, выступить на любом совещании вне зависимости от занимаемой должности);
  • доброжелательная атмосфера в отношениях и хорошее настроение членов коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;
  • лояльность сотрудников и руководства (члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт);
  • уважение друг к другу (члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия);
  • примирение с недостатками друг друга (кто-то из них может иметь раздражающую привычку, но другие скорее стерпят это, чем станут работать с кем-то посторонним). [5, с.81,83; 9, с.210; 6, с.160; 4, с.286 – 287]

      В коллективе с нормальным социально-психологическим  климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, доверительная оптимистическая  оценка, желание и умение увидеть  лучшее в человеке в таком коллективе является правилом. Атрибутами благоприятного социально-психологического климата  являются и внимательное отношение  друг к другу, открытые (не «формальные» или «дежурные») улыбки, шутки и  даже смех, мимические проявления доброты  и дружелюбия, а также мягкие и  понимающие интонации голоса в разговорах сотрудников. Стиль управления в  таких коллективах, как правило, демократический. Основные методы воспитания сотрудников – личный пример, убеждение, а в нужные моменты – требование. В таких коллективах у работников есть возможность думать, расти и вообще вносить вклад в организацию, даже совершать ошибки без страха наказания [10, с.80; 11, с.76; 1, с.13; 12, с.213]. Таким образом, нормальный социально-психологический климат включает в себя множество элементов, составляющих хорошие отношения между людьми.

      Второй  тип социально-психологического климата  в коллективе – это неблагоприятный климат. Он является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид социально-психологического климата свидетельствует о проблемах внутри коллектива. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности задачам команды, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого сотрудника [8, с.16].

      Признаками  неблагоприятного климата в коллективе являются:

  • неудовлетворенность совместной деятельностью и безразличное отношение к ней;
  • недостаточная информированность членов коллектива об аспектах внутренней жизни этого коллектива;
  • недоверие и подозрительность людей друг к другу;
  • несправедливая критика;
  • чувство незащищенности и уязвимости (боязнь ошибок, сплетни и интриги за спиной друг у друга);
  • низкая степень включенности в жизнь коллектива, отсутствие сплоченности и взаимной поддержки;
  • нетерпимость к высказываниям и мнениям других;
  • отсутствие лояльности и уважения друг к другу;
  • перекладывание ответственности за состояние дел в организации с одного на другого;
  • неясность и недоступность целей деятельности для сотрудников;
  • групповой эгоизм;
  • отсутствие энтузиазма в работе;
  • расколотость коллектива на соперничающие группы;
  • невозможность самовыражения и применения своих знаний и умений на практике;
  • невозможность естественного и непринужденного поведения;
  • враждебная, неприветливая атмосфера в отношениях и плохое настроение членов коллектива в рабочее время;
  • сильное давление руководителей на подчиненных;
  • нехватка открытости в отношениях;
  • наличие конфронтации (частые разногласия, споры) и высокая степень конфликтности;
  • уровень требовательности руководства неодинаков для сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные [12, с.213; 8, с.160].

Информация о работе Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива