Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:48, реферат
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Введение………………………………………………………………………..…..3
1.Сущность социально-психологического климата………………………….…4
2.Виды социально – психологического климата…………………..…..……......6
3.Социально-психологические характеристики коллектива……………...….10
4.Факторы, влияющие на социально-психологический климат………..……..11
5.Авторитет руководителя и его влияние на коллектив………….………….14
6. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными………… ……………………………………………………….16
7. Роль руководителя в управлении социально-психологическим климатом..18
8. Заключение……………………………………………….….………………...24
9. Список использованной литературы…………
При
отрицательном социально-
Конечно, существуют и промежуточные виды социально-психологического климата. В большинстве коллективов присутствуют признаки и благоприятного и негативного видов климата. Но эти признаки проявляются интегрально, как общий – положительный или отрицательный фон внутриколлективных отношений. Нормальный социально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный настрой коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Следовательно, психологический климат можно рассматривать как важный производственный фактор. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности членов коллектива присущи благоприятному психологическому климату и является нормой взаимоотношений [4, с.287; 10, с.80].
Но бывает и так, что очень высокий уровень эмоционального удовлетворения, переживаемого членами коллектива от общения друг с другом может отрицательно сказаться на его продуктивности. Это происходит в том случае, когда желание общаться начинает превосходить желание работать. Тем не менее, уровень развития общения в коллективе очень важен для установления положительных эмоциональных отношений [13, с.66].
Социально-психологический
3.Социально-
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития отношений в нем, а их комплексный анализ позволяет руководителю судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик относят следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
Совместимость – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Под идентификацией понимается процесс, в ходе которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другим человеком, действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым он себя идентифицирует. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость коллектива. Психофизиологическая обусловлена такими особенностями личности, как тип темперамента, различная выносливость членов группы. Социально-психологическая совместимость коллектива зависит от особенностей характера, доминирующих чувств, интересов, склонностей общающихся личностей.
Сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Сплоченность может быть:
1.
позитивная – коллектив
2. негативная – большая часть энергии коллектива тратится на скандалы, конфликты.
Сплоченность коллектива понимается как характеристика идейно-политического, нравственного, эмоционального и волевого единства его членов.
Совершенно очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально-значимых целей. Поэтому следующей важнейшей характеристикой коллектива является направленность. Она проявляется не только в целях, выбранных коллективом, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения.
Сработанность – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность и взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность – это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности.
Самоорганизованность – это способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации оптимальных решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива. Этот показатель характеризует развитие самоуправления в коллективе. Важнейшим условием для развития этого качества коллектива является опыт самостоятельного распределения обязанностей между членами коллектива, определения путей и средств достижения целей, взаимного контроля исполнения.
Существенным
вопросом в изучении социально-психологического
климата является характеристика факторов,
которые сказывают
4.Факторы, влияющие на социально-психологический климат
Факторы, которые влияют на социально-психологический климат в трудовом коллективе, можно условно разделить на следующие группы:
1) факторы социально-производственной среды (уровень механизации и автоматизации, дисциплина и охрана труда, уровень организации труда и управления), а также производственно-гигиенические факторы (в том числе окраска рабочих помещений, степень их освещённости и зашумленности, загрязнённость воздуха и т.д.);
2) факторы социально-экономической среды (способы производства, распределения и потребления материальных ценностей, система материального поощрения);
3) факторы
социально-общеобразовательной среды
(квалификационно-
4) факторы социально-культурной среды (уровень технической эстетики и культуры производства, уровень физического и духовного развития коллектива);
5) факторы социально-нравственной среды (система нравственного воспитания коллектива, формирование моральных принципов);
6) факторы социально-бытовой сферы (т.е. связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличие транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учреждениями, предприятиями торговли и культурно-бытового обслуживания, условия быта и отдыха членов коллектива и т.д.);
7) факторы социально-психологической среды (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемыми социумом феноменами; системы психологических установок членов коллектива) и факторы личностного характера (социально психологические характеристики личностей, особенности поведения отдельных членов коллектива) и т.д. [10, с.79-80; 3, с.213-214].
Все
эти факторы имеют огромное влияние
на удовлетворённость человека трудом,
на его взаимоотношения с
Особенно
большое значение в формирование
социально-психологического климата
имеют факторы социально-
Во-первых,
социально-психологический
Становление неформальной структуры определяется рядом факторов, которые можно подразделить на объективные и субъективные.
К объективным относятся:
• Характер и график работы (они обуславливают возможность контактов между членами коллектива);
• Состав группы (количество членов коллектива, половозрастной состав и т.д.)
К субъективным факторам относятся:
• Личность руководителя и сотрудников;
• Психологическая совместимость и умение руководства сплачивать коллектив;
• Удовлетворённость сотрудников условиями труда, статусом, профессиональной ролью.
Субъективные факторы сказываются на образующихся стихийно дружески связях, взаимных симпатиях и антипатиях [14, с.153; 8, с.166-167].
И
объективные и субъективные факторы
оказывают большое влияние на
социально-психологический
Каждый трудовой коллектив имеет свой социальный состав, также являющийся фактором социально-психологического климата. Этот состав основывается на следующих признаках: 1) количество членов коллектива;
2) половозрастной состав;
3)
профессионально-
4) статусно-ролевые отношения [15, с.85].
5.Авторитет руководителя и его влияние на коллектив
Встречи
с руководителями разных уровней
и социально-психологический
Сам
по себе факт назначения на должность
не влечет за собой автоматического
обретения способности
Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.
Авторитет руководителя – это система взаимосвязанных свойств личности, обеспечивающая успех во взаимоотношениях с людьми и в организации труда целого коллектива. Можно привести и другое определение. [24, c. 96]
Авторитет руководителя – это мера принятия коллективом его личностных и деловых качеств. [24, c. 96]
При опоре на неформальный авторитет, обусловленный высоким уровнем развития личностных качеств, наблюдается значительное увеличение использования потенциальных возможностей подчиненных.
Люди придают большое значение характеру руководителя, они предпочитают иметь руководителя с положительным характером, чем с большими способностями.
В жизни нередки случаи, когда руководитель, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие не авторитетности его намерения не поддерживаются, а воздействия имеют небольшой эффект. Авторитет руководителя зиждется на двух источниках: его должностном статусе (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива. [24, c. 97]
Информация о работе Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива