Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью исследования является изучение влияние материальной ответственности на лояльность сотрудника.
Задачами исследования:
1) раскрыть теоретико-методологические особенности феномена лояльности сотрудника;
2) рассмотреть лояльность сотрудников сквозь призму материальной ответственности;
3) рассмотреть лояльность сотрудников сквозь призму их мотивации достижений;
4) рассмотреть влияние материальной ответственности на организационную лояльность сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФЕНОМЕНА ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА
Модель лояльности персонала…………………………………………….…7
Уровни лояльности…………………………………………………………..12
1.3 Лояльность сотрудников сквозь призму материальной
ответственности…………………………………………………………….................14
1.4 Лояльность сотрудников сквозь призму мотивации достижений…….….17
Выводы к главе 1………………………………………………………………….…20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ОРГНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ И ИЕРАРХИЧЕСКОГО СТАТУСА
СОТРУДНИКА
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………….....22
2.2 Анализ и интерпретация данных………………………………………......23
Выводы к главе 2…………………………………………………………….……....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЛОЯЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА
Выполнила:
Студентка 3 курса
Специальность: социальная работа
Колесникович Алина Леонидовна
Научный руководитель:
Профессор кафедры
Пантюк Ирина Викторовна
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФЕНОМЕНА ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА
1.3 Лояльность сотрудников сквозь призму материальной
ответственности………………………………………
1.4 Лояльность сотрудников сквозь призму мотивации достижений…….….17
Выводы к главе 1………………………………………………………………….…20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ОРГНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ И ИЕРАРХИЧЕСКОГО СТАТУСА
СОТРУДНИКА
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………….....22
2.2 Анализ и интерпретация данных………………………………………......23
Выводы к главе 2…………………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…..28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………...…….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………...…….
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в лояльных работниках существует в любое время – и в период экономической стабильности и в кризисные периоды. Управленцы лучших компаний ищут сотрудников, способных достигать высоких рабочих результатов, по собственной инициативе обращаться к консультации сторонних специалистов, изучать материалы последних разработок и исследований, искать и находить различные способы повышения эффективности своей работы. Немаловажным является факт, что лояльные сотрудники готовы переждать трудные для компании времена из верности и чувства сопричастности. Именно такие характеристики приписывают лояльному сотруднику ученые, изучающие персонал[17].
Вопросы лояльности
относятся к области
Что касается Беларуси, то на 2010 год здесь зафиксирован самый высокий процент нелояльных сотрудников - 25%. Так же зафиксирован наиболее сильный рост этого показателя: +12% по сравнению с 2009 годом (13%). К таким данным пришли MASMI Research Group, опросившие 1,540 сотрудников частных компаний с целью определить уровень лояльности по отношению к их работодателям. Исследование проводилось в девяти странах: в Беларуси, Хорватии, Польше, России, Венгрии, Украине, Саудовской Аравии, Сербии и на Кипре[19].
Данная статистика как нельзя ярче отражает необходимость раскрытия понятия лояльность и заострения внимания на ключевых аспектах формирования лояльности сотрудников.
Лояльное отношение так же можно трактовать как мотивацию человека работать на пользу организации, отстаивать ее интересы в различных сферах бизнеса. И тогда понимание особенностей мотивации различных групп работников является основой для прогнозирования и построения эффективной программы развития лояльности [13].
Осознание факта, что лояльный сотрудник характеризуется ответственным отношением, а сплоченная команда верных сотрудников - самый ценный капитал компании, позволяющий увеличивать продуктивность и прибыль, привлекать лояльных клиентов, реже сталкиваться с недовольством и прогулами – один из ключевых паззлов в картине успешной компании.
Таким образом, объектом исследования является лояльность сотрудника.
Предметом исследования – влияние материальной ответственности на лояльность сотрудника.
Целью исследования является изучение влияние материальной ответственности на лояльность сотрудника.
Задачами исследования:
1) раскрыть теоретико-методологические особенности феномена лояльности сотрудника;
2) рассмотреть лояльность сотрудников сквозь призму материальной ответственности;
3) рассмотреть лояльность сотрудников сквозь призму их мотивации достижений;
4) рассмотреть влияние материальной ответственности на организационную лояльность сотрудника.
Гипотеза: при полной материальной ответственности уровень организационной лояльности ниже, и наоборот, при частичной материальной ответственности уровень организационной лояльности выше.
Эмпирическую базу составили 30 сотрудника УЗ «1-ая Городская клиническая больница», из них – 50% опрошенных сотрудников имеют частичную материальную ответственность и, соответственно, 50% несут полную материальную ответственность за свою деятельность.
Методология и методика исследования
С начала
80-ых годов по настоящее
время, в науке
Анализ литературы (например, Магура, 1997, 1998, 1999; Курбатова, 2001; Доценко, 2001; Доминяк, 2000; Allen, Meyer, 2000) показывает, что на современном этапе, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, общей согласованной концепции к пониманию этого феномена не выявлено. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной работы. В современной теории лояльности выделяется несколько моделей лояльности [1]:
Наиболее «молодой» моделью является модель развития лояльности В. Доминяка. Она основана на концепции реализации ожиданий и применима для описания психологической природы лояльности сотрудников к организации. Для изучения уровня лояльности и ее дальнейшего прогноза была взята методика "Возможность реализации мотивов" (ВРМ) В. Доминяка.
При обработке данных использовались компьютерная программа Statistica 6.0, ………..
Научная новизна и практическая значимость отражена в оценке взаимосвязей показателей модели организационной лояльности с материальной ответственностью, как новым возможным фактором преданности сотрудника. Результаты исследования могут быть применимы в технологии управления человеческими ресурсами (human resources management, HRM), а так же для разработки новых, более совершенных моделей преданности, позволяющих учитывать взаимодействие и взаимовлияние уже установленных организационных факторов преданности.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Прежде чем приступать к теоретическому анализу, необходимо определить изучаемое понятие. В целом нас интересует отношение работника к организации, в которой он работает и соответствующее этому отношению поведение.
Для определения этого явления
в русскоязычных работах
Среди всех определений лояльности одно из наиболее полных принадлежит В.И Доминяку [13]. В нем отчетливо выделяются три составляющих:
1.Социально-психологическая
2. Осознанное выполнение
3. Соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
К. Харский [9] говорит о том, что в лице лояльных сотрудников компания получает лучших работников, о которых она только могла мечтать. Эти люди мотивированы на работу в компании, они заботятся об ее долгосрочном успехе, они заинтересованы в профессиональном росте, старательно выполняют свою работу, бережно относятся к имуществу компании, они не терпимы к нарушениям других сотрудников и без специальных указаний сверху могут сделать замечание нарушителю.
Уже в конце 1970-х годов в ответ на потребность организаций начали разрабатываться модели, которые можно было использовать для диагностики и управления лояльностью. Одна из первых попыток описать данный феномен в терминах установки была предпринята в рамках проекта Р. Маудэя, Л. Портера и Р. Стирса [3]. В структуру лояльности ими были включены следующие компоненты:
1) степень принятия целей и ценностей компании;
2) степень готовности прилагать значительные усилия в интересах организации;
3) сила желания оставаться
Этими же авторами был разработан опросник для диагностики лояльности – Organizational Commitment Scale (OCS).
Позднее появились расширенные модели лояльности. Основная проблема, которую они решали - создание максимально гибкой схемы лояльности.
В России Е. В. Сидоренко [10] предложила трехкомпонентную структуру организационной приверженности, которая включает в себя приверженность сотрудника организации, организации сотруднику и сотрудника самому себе. При этом наибольший удельный вес имеет приверженность самому себе - ощущение целостности своего я, осознание перспектив собственного развития и своих достижений в настоящем.
Мейер и Аллен [18] выделили в конструкте преданности организации два компонента: аффективный и временной. Аффективная преданность (аттитюдинальный компонент) характеризует убежденность индивида в правильности преследуемых организацией целей, ощущение им важности ценностей организации и личного удовлетворения, получаемого от своей вовлеченности в организацию. Временная преданность (поведенческий компонент) зависит от степени воспринимаемых затрат, которые может повлечь уход с данного места работы, и ограниченности альтернативных возможностей трудоустройства. Впоследствии Аллен и Мейер [16] добавили в свою модель также третий, нормативный компонент, говорящий о том, что индивиды могут также ощущать преданность организации вследствие сильных этических или моральных обязательств. Таким образом, эта трехкомпонентная модель преданности пытается объяснить силу привязанности индивидов к своей организации тем, что они хотят (аффективный компонент), вынуждены (временной) и должны (нормативный) оставаться в ней.
Комплексность подхода проявляется в количестве выявленных потребностей, определяющих лояльность данного работника к этой организации, а также степенью удовлетворения их в данной компании.
Несколько иной подход к определению форм лояльности предлагает К.В. Харский [16]. «Нам традиционно ближе некоторое пространство, которое сформировано важными и неотъемлемыми атрибутами преданности». Он выделяет два атрибута лояльности:
Информация о работе Влияние материальной ответственности на организационную лояльность сотрудника