Влияние музкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотрение психолого - педагогических особенностей младших школьников.
2. Рассмотреть специфику эстетического развития младшего школьника с ОВЗ.
3. Изучить историю использования музыки в коррекционных целях.
4.Анализ влияния музыкально- эстетических занятий на развитие младшего школьника с ОВЗ.
5.Разработка дальнейшего музыкально- эстетического направления в работе с детьми с ОВЗ.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 78.52 Кб (Скачать файл)

 Тема: Влияние музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Объект: младшие школьники с ОВЗ.

Предмет: влияние музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Цель: исследовать влияние музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ; рассмотреть динамику влияния музыкально- эстетических  занятий на развитие ребенка с ОВЗ.

Задачи:

1. Рассмотрение  психолого - педагогических особенностей младших школьников.

2. Рассмотреть специфику эстетического развития младшего школьника с ОВЗ.

3. Изучить историю использования  музыки в коррекционных целях. 

4.Анализ влияния музыкально- эстетических занятий на развитие  младшего школьника с ОВЗ.

5.Разработка дальнейшего музыкально- эстетического направления в работе с детьми с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как построение правового государства и формирование гражданского общества. В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, так и – направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (федеральной, региональной, местной). Можно сказать, что во многом по тому, как общество относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, как организована система социальной защиты этой общественной группы, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом.10 

10Дубинин. психология…..

 

Проблема

Объект- социальная особенность младших школьников с ОВЗ.

Предмет влияние музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Цель: описание влияния музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Гипотеза: регулярное проведение  занятий с музыкально- коррекционным материалом поможет повлиять на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Задачи: 1. Рассмотрение психолого - педагогических особенностей младших школьников.

2. Рассмотрение специфики  развития ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста.

3. Изучение  истории  использования музыки в коррекционных целях. 4.Анализирование влияния музыкально- эстетических занятий на развитие ребенка с ОВЗ.

5.Разработка дальнейшего  направления в работе с детьми  с ОВЗ.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении фактора влияния уроков музыки на нравственно – эстетическую  культуру младших школьников с ОВЗ.

Практическая  значимость заключается в исследовании влияния музыки на социализацию младших школьников с ОВЗ.

Структура работы: Введение, глава1, глава2, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1  Младшие школьники с ОВЗ как социально- незащищенная группа.

1.1 Категории детей с ОВЗ………………..

1.2 Психолого- педагогические особенности младших школьников с ОВЗ.

Глава 2  Организация музыкально- эстетической работы с младшими школьниками с ОВЗ……………………….

2.1 История развития музыкальной терапии……..

2.2 Содержание музыкально- эстетических занятий……………

2.3 Анализ влияния музыкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ……………..

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Младшие  школьники с  ОВЗ как социально- незащищенная группа.

        1.1Категории детей с ОВЗ 
Понятие "человек с ограниченными возможностями" 
в научной литературе принято понимать что люди, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами называют люди с ограниченными возможностями здоровья. 
В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[19, с. 270]. 
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: 
а)недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции; 
б)ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека; 
в)недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [2, с. 298]. 
Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . 9

9. нормативные документы( приложение 1)

8

 

 

1.2 Психолого- педагогические особенности младших школьников с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение  в специальной  коррекционной школе представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:

  • изучение личности учащегося;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Приоритетным направлением является профилактическая работа с  детьми с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) по предупреждению социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) проблем адаптационного периода. 
Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является одной из актуальных проблем сегодняшнего образования.Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Предлагаемая система работы педагогов, администрации, специалистов и психолога на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в  начальную школу и есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса. [Приложение 2]В рамках системы мероприятий предлагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса. Лишь некоторые мероприятия подготовительного либо, напротив, завершающего характера выходят за рамки этого периода.В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социальной ситуации –  охватывает январь – сентябрь ещё до поступления ребенка в школу. Второй этап – создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.

  1. Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» первые классы и поведет их дальше.
  2. Второе условие – обеспечение преемственности между специальными дошкольными учреждениями и начальной школой.
  3. Третье условие – у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации адаптационного периода необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную школу  является острой психологической проблемой. 

Успешность адаптации  школьника к обучению в 1-м классе зависит от реализации преемственных  связей между дошкольным начальным  общим образованием. При решении  проблемы преемственности, особенно в  период адаптации вчерашнего дошкольника  с ОВЗ к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 7-летних детей; клинико-физиологические особенности развития детей с ОВЗ; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

На основании теории и  практики отечественных ученых: педагогов, психологов дефектологов была разработана  система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды  при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу, которая внедряется в образовательном учреждении. 

Цель деятельности педагога-психолога  в данный период является: организация  особого образовательного пространства первоклассников как переходного  этапа в образовании младших  школьников с ОВЗ.

Задачи:

  • повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
  • установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
  • выработка единых и последовательных требований;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
  • формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти  задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов  образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся. В  связи с этим выделяются основные направления работы.

  1. Психологическая диагностика адаптационного периода:
  2. исследование мотивационной сферы: школьная мотивация;
  3. исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
  4. Аналитическая работа.
  5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
  6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
  7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Анализ результатов диагностической, коррекционно-развивающей работы показывает, что половина первоклассников с  желанием посещают школу, положительно настроена на основной вид деятельности. Каждый четвертый первоклассник  с ОВЗ способен оценивать свои личные качества адекватно. Более 60% учащихся ощущают себя в классном коллективе достаточно комфортно. Показатель удовлетворенности  учащихся социально-психологической  стороной образовательного процесса составляет 84,7%. Общий индекс удовлетворенности  образовательным процессом первоклассников  и их родителей выше 70%, что позволяет  говорить о хорошем самочувствии участников образовательного процесса и о качестве работы школы.

Однако необходимо отметить, что есть определенная группа детей, которые испытывают затруднения  в процессе адаптации к школе. «Группа риска» составляет от 9% до 30% в зависимости от исследуемого показателя. Для этих детей в школе создается  индивидуальная коррекционная программа, их проблемы обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и консультациях с родителями. В образовательном учреждении для них выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Таким образом, общие результаты психологической работы показывают, что процесс адаптации проходит успешно, что является необходимым основанием для развития и обучения детей с ОВЗ.

Информация о работе Влияние музкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ