Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:48, курсовая работа
Задачи:
1. Рассмотрение психолого - педагогических особенностей младших школьников.
2. Рассмотреть специфику эстетического развития младшего школьника с ОВЗ.
3. Изучить историю использования музыки в коррекционных целях.
4.Анализ влияния музыкально- эстетических занятий на развитие младшего школьника с ОВЗ.
5.Разработка дальнейшего музыкально- эстетического направления в работе с детьми с ОВЗ.
В школе, благодаря сформированной психолого-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-психологической адаптации первоклассников к новой социальной ситуации.
Вывод:
Глава 2 Организация музыкально- эстетической работы с младшими школьниками с ОВЗ.
2.1 История музыкальной терапии.
История
взаимоотношений музыки и человека
уходит корнями в далекое прошлое,
к истокам человечества.
В своей
популярной книге «Эффект Моцарта» один
из ведущих просветителей в области связи
музыки и целительства американец Дон
Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические
данные свидетельствуют, что танцы, звуковое
тонирование и песни появились раньше,
чем членораздельная речь. Это означает,
что музыка является первобытным и исходным
языком человечества.
Использование
музыки с лечебной целью также имеет давнюю
историю. В прошлом музыка широко применялась
во врачебной практике. Это известно из
различных источников — работы Платона,
жизнеописания царя Давида, об этом упоминается
и в мифах об Аполлоне.
Воздействие
музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим.
Поскольку музыка охватывает все века
и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы,
религии и национальности, она является
общепонятным языком, состоящим из универсальных
компонентов.
Звук
обладает мистическими свойствами. Он
может приобретать физическую форму и
контуры, которые способны воздействовать
на наше здоровье, сознание и поведение.
Звуки
могут оказывать сильное воздействие
на клетки, ткани и органы человеческого
тела. Вибрирующий звук создает образы
и энергетические резонансные поля, которые
вызывают движение в окружающем пространстве.
Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует
на наш организм.
Психологическая
потребность в искусстве во многом определяется
его способностью «отрабатывать переживанием»
такие чувства, которые остались невостребованными
в повседневной жизни человека. Помимо
невостребованных чувств, музыка помогает
отреагировать подавленные переживания,
находящиеся во власти бессознательного.
2.2Музыка как одно из средств эстетического воспитания
Эстетическое чувство, которое
возникает при восприятии или
исполнении музыки, есть признак формирования
музыкально-эстетического
Формировать подлинный музыкально-
Формирование музыкально-
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемы формирования
элементов эстетического
При использовании этой группы
методов педагог должен помнить,
что эстетическое восприятие возможно
лишь при относительной
2. Методы, направленные на
приобщение детей к
3. Эта группа методов
и приемов направлена на
В первом случае методы и
приемы побуждают детей к
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.
Вывод: Сегодня, важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения, средоточием которой должна стать школа, где приобщение детей к искусству и сокровищам общечеловеческой культуры планомерно и целенаправленно ведется на уроках эстетического цикла. Особенно это необходимо категории детей с ОВЗ, т.к эстетическая и художественная деятельность влияет на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Существенно видно позитивное влияние музыкально- эстетических занятий на детей с ОВЗ, которые занимаются в педагогическом колледже. Работа по эстетическому воспитанию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Полноценное умственное и
физическое развитие, моральная чистота
и активное отношение к жизни
и искусству характеризуют
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Формирование эстетического вкуса на уроках музыки
Цель: воспитание в детях
бережного отношения и любви
к природе, развитие чувства прекрасного,
эстетического вкуса через
Оборудование: костюмы, санки, посылка, ноты, портрет Д.И.Кабалевского, ёлки, магнитофон, аудиокассета, фортепиано.
Участники:
Мама-зайчиха (учитель)
Зайчата (дети)
Ворона (ребенок)
Лиса (ребенок)
Медведь (ребенок)
Начало урока:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! -- солнцу и птицам.
Доброе утро! -- приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о композиторе Д.Б. Кабалевском. Вся его жизнь и творчество были посвящены замечательной цели, которую можно высказать стихами поэта Цезаря
Солодаря:
Чтобы утро было добрым,
На земле нужен мир.
Чтоб земля была цветущей,
Людям нужен мир.
Д.Б. Кабалевский писал музыку о мире, любви, торжестве добра над злом.
Он родился в Петербурге, в семье математика. Хотя родители будущего композитора не были людьми искусства, они научили его понимать, какую огромную роль играет искусство в жизни человека, в развитии его культуры и кругозора.
Д. Кабалевский в своей автобиографии вспоминает: «Учить музыке меня начали, как и положено, когда мне не было ещё и восьми лет. Моя первая учительница была хорошей учительницей, и при её помощи я довольно быстро освоился с клавиатурой и нотной грамотой, в короткий срок выучил какие-то этюды и пьесы».
В 14 лет он поступил в одну
из только что открытых в Москве
государственных музыкальных
Композитор написал 4 симфонии, 7 инструментальных концертов, оперы «Кола Брюньон», «Семья Тараса», «Сестры», Реквием на стихи Роберта Рождественского -- траурное произведение, посвященное тем, кто пал в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Кабалевский сочинил музыку ко многим кинофильмам: «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого и другие.
Д.Б. Кабалевский был музыкальным писателем. Он написал около 400 статей о музыке и ряд книг. Одна из них -- «Про трёх китов и про многое другое». Песня, марш и танец -- вот те-«три кита», на которых, по мнению музыканта, держится музыка, подобно тому, как по верованиям древних, держалась на трёх китах Земля.
Д.Б. Кабалевский был добрым, открытым человеком. Он очень любил детей и для них написал много музыкальных произведений.
Под музыку «Клоуны» в зал входит почтальон. В руках у него посылка. Он растерянно рассматривает зал, к нему подходит педагог.
Учитель. Здравствуйте! Вы кого-нибудь ищете?
Почтальон: Здравствуйте! На Ваш адрес пришла посылка, получите и распишитесь.
Учитель. Спасибо. (Открывает посылку, находит письмо, читает). «Дорогие ребята! Я знаю, как вы любите играть, поэтому решил сделать вам подарок. В этой посылке вы найдете всё, что поможет вам превратиться в зайцев. Не забудьте только, надевая заячьи ушки, сказать такие «волшебные» слова:
Для того, чтобы зайцем стать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно в ладошки хлопнуть дружно,
А потом, потом, потом
Повернуться кругом!
Превращайтесь в зайцев и поезжайте в лес, до свидания, ребята! Ваш Лесовик».
Учитель. Ребята! Примем предложение лесовика? Поедем в лес? (Ответ детей). Уважаемый почтальон! Не хотите ли Вы с нами поехать в лес?
Почтальон: С удовольствием, я давно не был в лесу.
Учитель раздает детям заячьи уши, вместе с ними проговаривает «волшебные» слова, хлопает в ладоши, поворачивается. Посылку берет с собой.
Учитель. Вот и закончилось превращение. Теперь я мама-зайчиха, а вы мои зайчата!
Ну, а теперь мы с вами
Все вместе сядем в сани
И поедем прямо в лес,
Где деревья -- до небес,
Где иней серебристый,
Где снег блестит,
И порхают снегири
От зари и до зари...
В середину зала выкатываются большие бутафорские сани. В них рассаживаются дети и педагог.
Мама-зайчиха. Все сели? Вот и хорошо? Не трусьте, зайчата, вашамама-зайчиха будет всюду с вами! Поехали!!!
Под музыку «Зайцы скачут» сани делают большой круг и «въезжают в
лес».
Мама-зайчиха. Вот и приехали! Посмотрите, как здесь красиво!
На свете много чудес,
Но всех чудесней -- зимний лес!
Весь год живут там птицы,
Поют и гнезда вьют...
Короче,
Всех чудес -- не счесть!
Включаем музыку.
Заяц.
Смотрите, качаются елки!
А ветер холодный и колкий.
Мама-зайчиха.
Зайчата, не бойтесь!
Это -- метелица...
Заяц.
Теперь мы замерзнем
И все пропадем,
Обратной дороги
Домой не найдем!
Ворона (обращаясь к зайцам).
Скажите на милость,
Скажите на милость,
Что с вами случилось?
Зайцы.
Мы мерзнем, нам холодно,
Уши, как лед...
Ворона.
Страшно?
Сейчас у вас это пройдет!
Поверьте, даю вам слово,
Согреться -- проще простого:
Сначала махните хвостом,
А после -- крылом.
Под музыку «Птичка летает», сорока машет крыльями, зайцы пытаются
ей подражать, но у них ничего не получается.
Мама-зайчиха.
Напрасны ваши усилия,
Ведь заячьи лапы -- не крылья.
Ворона. Ничем другим помочь не могу!
И все же не надо сидеть на снегу! (Улетает.)
Мама-зайчиха. Да, да, мои зайчики, Ворона права. Давайте двигаться,
нельзя в мороз сидеть.
Под музыку «Медведь идет» появляется ребенок, одетый в костюм
мишки.
Медведь. Вы слышали,
Что вам сказала мама,
Так что ж тогда
Сидите вы упрямо?
А ну, вставайте-ка,
Что зря сидеть без дела,
Вслед за мной
Карабкайтесь на елку.
Залезете, согреетесь в два счёта...
Зайцы, подражая медведю, подходят к дереву.
Мама-зайчиха.
Простите нас,
Но не выходит что-то...
Медведь.
Вы со мной соседи,
Информация о работе Влияние музкально- эстетических занятий на социализацию младших школьников с ОВЗ