Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………......4

1. 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста………..4
1. 2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста………………...7
1. 3. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми………………………………………………………………….10

2.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и психологии

Специальность «Логопедия»

Кафедра психологии развития

(очное отделение)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДШКОЛЬНИКОВ  НА ЕГО СТАТУСНУЮ КАТЕГОРИЮ В  ГРУППЕ

 

 

 

 

                                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                             Давыдова Е. М.

                                                                                                            Исполнитель: студентка

627 группы Фирсова В. В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Особенности развития детей  старшего дошкольного возраста…………......4

   

1. 1. Психическое развитие детей  старшего дошкольного возраста………..4

 

  1. 2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста………………...7

 

  1. 3. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми………………………………………………………………….10

 

 

2.

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

     Общение с взрослыми и детьми один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

     Общение в группе сверстников также существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками, как будет формироваться его личность.

     От того, насколько продуманы и правильны методы обучения и воспитания в семье и образовательных учреждениях старших дошкольников, зависит степень их готовности к школьному обучению.

     Таким образом, изучение темы данной работы, а именно влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе, является актуальным.

     Целью данной работы являлось изучение влияния развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе. Для достижения вышеуказанной цели работы было необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить психические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
  2. Изучить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста;
  3. Исследовать особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми;
  4.    

  

     При написании данной  работы были использованы работы  таких авторов, как Г. С. Абрамова, П. П. Блонский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.

 

 

 

     1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

     1. 1. Психическое  развитие детей старшего дошкольного  возраста.

     Дошкольный возраст  является прямым продолжением  раннего возраста в плане общей  сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. [1; 672] Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

     В старшем дошкольном  возрасте происходит интенсивное  развитие интеллектуальной, нравственно-волевой  и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности  характеризуется появлением новых  качеств и потребностей: расширяются  знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

     Обычно ребенок пяти  – семи лет более уравновешен, чем в возрасте, когда ему три, четыре года. Он нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой. Но даже в благополучной семье его поджидают всевозможные жизненные испытания. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватным чувствам. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека к которому он привязан (происходит неосознаваемая идентификация), и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

     В то же время,  потребность в любви и одобрении  вызывает чувство ревности к  тем, кто пользуется, как кажется  ревнивцу, большим вниманием (даже  если это брат, сестра). Являясь  условием обретения эмоциональной  защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности. [1; 672]

     В старшем дошкольном  возрасте появляются зачатки  рефлексии – способности анализировать  свою деятельность и соотносить  свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

     Одним из важнейших  достижений старшего дошкольного  возраста является осознание  своего социального «Я», формирование  внутренней социальной позиции.  В старшем дошкольном возрасте  ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнить новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

     Ребенок постепенно  овладевает координацией мелких  движений рук и зрительного  контроля, что дает возможность  совершенствования способностей  к изобразительной деятельности. [13; 291] Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

     К пятому году жизни  ребенок отличается хорошим психомоторным  развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяется.

     Игра для дошкольников  – основной вид деятельности. Через игру ребенок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. [9; 8 - 10] Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. Игра в этом возрасте имеет очень большое значение. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Именно в игре он реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых, открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

     Ребенок может решать  довольно сложные задачи. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна. [3; 205] К пяти годам постепенно формируется и сознательное запоминание и вспоминание. Примерно с этого возраста появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

     Интеллектуальное развитие  ребенка пяти-шести лет определяется  комплексом познавательных процессов:  внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка  этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

     К пяти-шести годам  ребенок обычно хорошо различает  цвета и форму предметов (он  называет различные геометрические  фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Более трудным для ребенка является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. [1; 672]

     У ребенка шестого  года жизни память по-прежнему  является непроизвольной, основанной  на эмоциях, основанной на эмоциях,  интерес. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. [7; 456]

     Уже в этом  возрасте проявляются индивидуальные  различия: у одних детей лучше  развита зрительная память, у  других – слуховая, у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая.

     На седьмом  году жизни начинается кризис 7 лет. Ребенок начинает регулировать  свое поведение правилам. Он начинает  предъявлять претензии на внимание  к себе. С одной стороны,  в  поведении появляется демонстративная наивность. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но не управлять ими). Дело в том, что, утратив, одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

     Дети учатся  удовлетворять свои физические  и духовные потребности способами,  приемлемыми для них самих  и тех, с кем они общаются. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлением независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

     К концу  дошкольного возраста ребенок уже представляет собой личность. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. [3; 205] Таким образом, старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии. К пятому году жизни ребенок отличается хорошим психомоторным развитием, постепенно формируется и сознательное запоминание и вспоминание. Ребенок может решать довольно сложные задачи. К шестому году жизни важнейшим видом деятельности становится учение. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой личность. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Информация о работе Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе