Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………......4

1. 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста………..4
1. 2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста………………...7
1. 3. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми………………………………………………………………….10

2.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

     1. 2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

     В ходе  своего развития речь детей  тесно связана с характером  их деятельности и общения.  Развитие речи идет в нескольких  направлениях: совершенствуется ее  практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основной перестройки психических процессов, орудием мышления.

     Дошкольный  возраст – это период активного  усвоения ребенком разговорного  языка, становления и развития  всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. При определенных условиях воспитания  к концу дошкольного возраста ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

     К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас доходит до 2000-2500 слов [14; 384]. Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

     Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов.

     К концу  шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а так же прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. Он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно - действенного к наглядно – образному мышлению.

     Ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

     По мере расширения  круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

     У детей старшего  дошкольного возраста развитие  речи достигает высокого уровня, возрастает удельный вес простых  распространенных и сложных предложений.  У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни  ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитания. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

     Разговорная речь  содержит в себе достаточно  возможностей для формирования  связной речью. В ходе развития  ребенка перестраиваются формы  связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. Начинает развиваться объяснительная речь [2; 158].

     По данным Д. Б.  Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития.

     Словарный состав  представляет лишь строительный  материал, который только при  сочетании слов в предложении  по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

     На основании тщательно  проведенного изучения формирования  грамматического строя русского  языка А. Н. Гвоздев характеризует  дошкольный период (от 3 до 7 лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешивавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений.

     Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемым самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

     При правильных условиях  воспитания к началу дошкольного  возраста ребенок усваивает все  основные звуки языка.

     Развитие в дошкольном  возрасте осознания звуковой  стороны языка является центральным моментом всего его усвоения, так как оно повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно важно еще и потому, что представляет одну из самых существенных предпосылок нового этапа в овладении звуковой стороной речи, этапа, связанного с обучением грамоте – чтению и письму [14; 384].

     На пятом году жизни  ребенка появляются первые попытки  осмыслить значения слов и  дать им этимологическое объяснение. Гвоздев указывает, что эти попытки производятся ребенком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит ошибочным сближениям. Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специального обучения [6; 272]. Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою речь с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, неточное употребление ударений в словах.

     Старшие дошкольники  способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т. д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

     Таким образом, в  ходе своего развития речь  детей тесно связана с характером  их деятельности и общения. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас достаточно широк. Ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Ребенок овладевает контекстной речью. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи. В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

   

     1. 3. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.

     Наиболее сильный  и важный источник переживаний  ребенка – его взаимоотношение  с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

     В общении через  подражание ребенок осваивает  способы взаимодействия людей друг с другом. В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит  в своем ребенке слепок своих недостатков в общении [7;456].

     Стремясь подтвердить  свою самостоятельность, свою  смелость, ребенок обособляет, демонстрируя  свое стремление настоять на  своем. Включенность механизма  идентификации-обособления в детскую активность в общении открыта наблюдению, она не замаскирована никакими внешними приемами. В детстве ребенок еще не может хорошо управлять своими эмоциями. Постепенно на протяжении детства, упражняясь непрестанно изо дня в день, идентификация и обособление становятся не только более тонкими механизмами, но и могут стать для ребенка и неосознаваемо используемой техникой общения. Ребенок может научиться использовать внешние проявления идентификации и обособления, начать эксплуатировать их в общении в корыстных целях. Однако, конечно, эти механизмы служат, прежде всего, открытому социальному взаимодействию.

     Взаимоотношения с  другими людьми – важнейший  источник его чувств. Знакомясь  с человеческими действиями и  переживаниями, ребенок склонен приписывать их предметам, растениям, животным – всему природному и рукотворному миру. Идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребенка форма отождествления другого с собой и себя с другим [5;320]. Если ребенку не достает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других и связанный с этим страх – состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения.

     Общение в группе  сверстников существенно отражается  на развитии личности ребенка.  От стиля общения, от положения  среди сверстников зависит, насколько  ребенок чувствует себя спокойным,  удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей довольно быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Таким образом, развивается групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлечь к себе их симпатии.

     Общение со сверстниками  – жесткая школа социальных  отношений, оно требует высокого  эмоционального напряжения. Ребенок  тратит много энергии на чувства,  связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения [13;291].

    В условиях специального  дошкольного воспитания. Когда ребенок  постоянно находится с другими  детьми, ступает с ними в разнообразные  контакты, складывается детское  общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. В группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности, возникают явления комфортности. Оценка сверстников приобретает содержательность и начинает оказывать влияние на самооценку дошкольников, которая становится все более адекватной [5;320].

     На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. По мере взросления, для ребенка все важнее становятся общение и контакты со сверстниками, что, безусловно, отражается на ведущей деятельности дошкольника – к 5 годам сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Меняется содержание потребности в общении дошкольников, от простого соучастия в игре до «чистого общения», не связанного с конкретной ситуацией. К 5-6 годам ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника, поэтому число конфликтов снижается [12;167]. Между старшим дошкольниками возникает избирательная привязанность, проявляются первые ростки дружбы. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. С возникновением устойчивых и глубоких отношений между детьми, приходит понимание того, что у товарища могут быть свои желания, предпочтения, настроение. Ребенок уже не только рассказывает о себе, но и обращается с личностными вопросами к сверстнику [11;224].

Информация о работе Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе