Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………......4

1. 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста………..4
1. 2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста………………...7
1. 3. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми………………………………………………………………….10

2.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

     В старшем дошкольном  возрасте в группе детского  сада существуют относительно  длительные привязанности между  детьми. Прослеживается существование  относительно устойчивого положения  дошкольников в группе. По данным Т. А. Репиной неблагоприятное положение наблюдается у 1/3 детей. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников (дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих в день эксперимента). Избирательность старших дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстник своего пола. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает старших дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.

     Вопрос о популярности  детей дошкольного возраста решался  преимущественно в связи с  игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависит от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т. А. Репиной положение ребенка в группе так же изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка [10;52-54].  Успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен ни сколько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

     Феномен детской популярности  анализируется и с точки зрения  потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. М. И. Лисина считает, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворяющего эти потребности. Наиболее предпочитаемыми являются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру  - доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействию сверстника [4;76]. Исследование под руководством Т. А. Репиной обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить [4;76].

     Таким образом, наиболее  сильный и важный источник  переживаний ребенка – его  взаимоотношения с другими людьми. В общении через подражание  ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Общение с взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и специфику контактов ребенка с другими детьми. В общении со сверстниками ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. В группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющие на формирование личности. Согласно работам одних исследователей, в основе популярности старших дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной и творческой деятельности.  

    

 

 


Информация о работе Влияние развития речи старших дошкольников на статусную категорию в группе