В старшем дошкольном
возрасте в группе детского
сада существуют относительно
длительные привязанности между
детьми. Прослеживается существование
относительно устойчивого положения
дошкольников в группе. По данным
Т. А. Репиной неблагоприятное положение
наблюдается у 1/3 детей. Проявляется определенная
степень ситуативности в отношениях дошкольников
(дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих
в день эксперимента). Избирательность
старших дошкольников обусловлена интересами
совместной деятельности, а также положительными
качествами сверстников. Значимыми также
являются те дети, с которыми испытуемые
больше взаимодействовали, а этими детьми
часто оказываются сверстник своего пола.
Анализируя качество и способности наиболее
популярных детей, можно понять, что привлекает
старших дошкольников друг в друге и что
позволяет ребенку завоевать расположение
сверстников.
Вопрос о популярности
детей дошкольного возраста решался
преимущественно в связи с
игровыми способностями детей.
Характер социальной активности и инициативности
старших дошкольников в сюжетно-ролевых
играх обсуждался в работах Т. А. Репиной,
А. А. Рояк, В. С. Мухиной и др. Исследования
этих авторов показывают, что положение
детей в ролевой игре не одинаково – одни
выступают в роли ведущих, другие – в
роли ведомых. Предпочтение детей и их
популярность в группе во многом зависит
от их способности придумывать и организовывать
совместную игру. В исследовании Т. А. Репиной
положение ребенка в группе так же изучалось
в связи с успешностью ребенка в конструктивной
деятельности. Было показано, что повышение
успешности в этой деятельности повышает
число положительных форм взаимодействия
и повышает статус ребенка [10;52-54]. Успешность
деятельности положительно влияет на
положение ребенка в группе. Однако, при
оценке успешности в какой-либо деятельности
важен ни сколько ее результат, сколько
признание этой деятельности со стороны
окружающих. Если успехи ребенка признаются
окружающими, что находится в связи с ценностными
установками группы, то улучшается отношение
к нему со стороны сверстников. В свою
очередь, ребенок становится более активным,
повышается самооценка и уровень притязаний.
Феномен детской популярности
анализируется и с точки зрения
потребности детей в общении и степени
удовлетворения этой потребности. М. И.
Лисина считает, что в основе формирования
межличностных отношений и привязанности
лежит удовлетворение коммуникативных
потребностей. Если содержание общения
не соответствует уровню коммуникативных
потребностей субъекта, то привлекательность
партнера уменьшается, и наоборот, адекватное
удовлетворение основных коммуникативных
потребностей ведет к предпочтению конкретного
человека, удовлетворяющего эти потребности.
Наиболее предпочитаемыми являются дети,
демонстрирующие доброжелательное внимание
партнеру - доброжелательность, отзывчивость,
чувствительность к воздействию сверстника
[4;76]. Исследование под руководством Т.
А. Репиной обнаружило, что популярные
дети сами имеют обостренную, ярко выраженную
потребность в общении и в признании, которую
стремятся удовлетворить [4;76].
Таким образом, наиболее
сильный и важный источник
переживаний ребенка – его
взаимоотношения с другими людьми.
В общении через подражание
ребенок осваивает способы взаимодействия
людей друг с другом. Общение с взрослыми
во многом определяет возникновение, развитие
и специфику контактов ребенка с другими
детьми. В общении со сверстниками ребенок
учится применять на практике нормы поведения,
упражняется в нравственных поступках.
В группе детей впервые складывается общественное
мнение, влияющие на формирование личности.
Согласно работам одних исследователей,
в основе популярности старших дошкольников
лежит их деятельность – либо способность
к организации совместной игровой деятельности,
либо успешность в продуктивной и творческой
деятельности.