Влияние рекламы на формирование представление ценностей у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние рекламы на формирование ценностей здоровья. Задачи исследования:
анализ литературы по дaнной проблеме;
изучить подхoды к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности;
изучить фoрмирование ценностей здоровья у старшеклассников;
изучить влияние рeкламы на формирование ценностей здоровья;
провести экспeриментальное исследoвание по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ формирования ценностей здоровья у старшеклассников…………………………………………………………………7
Подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности……………………………………………...……………………………7
Формирование ценностей здоровья у старшеклассников……….14
Влияние рекламы на формирование ценностей здоровья……….20
Глава II. Экспериментальное исследование по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья………………………………………..35
2.1. Организация исследования по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья…………………………………………..35
2.2. Анализ и обработка результатов исследования………………….38
Заключение……………………………………………………………………..54
Библиографический список литературы…………………………………….57

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 242.54 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 7, в 11-х классах ценностное отношение к здоровью характерно для 7 учащихся (17,2%). Также выделяются следующие ценности: счастливая семейная жизнь (14,6%), интересная работа (12,2%) и любовь (12,2%).

Наиболее значимыми среди инструментальных ценностей являются жизнерадостность (12,2%) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (12,2%) (таблица 3 Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Результаты диагностики по методике М. Рокича учащихся 11-х классов (список А)

Терминальные ценности

Количество испытуемых

Процентное выражение

Общее количество: 41 человек

  1. Активная деятельная жизнь

2

4,9%

  1. Жизненная мудрость

-

-

  1. Здоровье

7

17,2%

  1. Интересная работа

5

12,2%

  1. Красота природы и искусства

-

2,2%

  1. Любовь

5

12,2%

  1. Материально обеспеченная жизнь

1

2,4%

  1. Наличие хороших и верных друзей

3

7,3%

  1. Общественное признание

2

4,9%

  1. Познание

1

2,4%

  1. Продуктивная жизнь

2

4,9%

  1. Развитие

1

2,4%

  1. Развлечения

-

-

  1. Свобода

1

2,4%

  1. Счастливая семейная жизнь

6

14,6%

  1. Счастье других

1

2,4%

  1. Творчество

2

4,9%

  1. Уверенность в себе

2

4,9%


 

Таким образом, результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича показали, что для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов СОШ № 1 г. Малоярославца наиболее значимой терминальной ценность является ценность здоровья 25 человек (19,4%) (таблица 8). Также испытуемыми выделяются такие ценности, как интересная работа (17 человек - 13,3%); счастливая семейная жизнь (15 человек - 11,7%); любовь (14 человек - 10,9%) и наличие хороших и верных друзей (11 человек - 8,6%).

Из списка инструментальных ценностей актуальными являются воспитанность (17 учащихся - 13,3%), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (13 учащихся - 10,2%), жизнерадостность (12 учащихся - 9,4%), терпимость (12 учащихся - 9,4%), образованность (11 учащихся - 8,6%) и ответственность (11 учащихся - 8,6%) (таблица 4 Приложение 4).

 

Таблица 8. Результаты диагностики по методике М. Рокича учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (список А)

Терминальные ценности

Количество испытуемых

Процентное выражение

Общее количество: 128 человек

  1. Активная деятельная жизнь

6

4,7%

  1. Жизненная мудрость

1

0,8%

  1. Здоровье

25

19,4%

  1. Интересная работа

17

13,3%

  1. Красота природы и искусства

2

1,6%

  1. Любовь

14

10,9%

  1. Материально обеспеченная жизнь

7

5,5%

  1. Наличие хороших и верных друзей

11

8,6%

  1. Общественное признание

2

1,6%

  1. Познание

1

0,8%

  1. Продуктивная жизнь

7

5,5%

  1. Развитие

5

3,9%

  1. Развлечения

1

0,8%

  1. Свобода

1

0,8%

  1. Счастливая семейная жизнь

15

11,7%

  1. Счастье других

3

2,3%

  1. Творчество

6

4,7%

  1. Уверенность в себе

4

3,1%


 

Диагностика также проводилась по разработанному нами опроснику, позволяющему выявить влияние рекламы на формировании представлений о ценности здоровья.

Составленный опросник состоит из 14 вопросов. Вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 относятся к закрытому типу и предполагают следующие варианты ответов:

  • вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12 и 13 – ответ «да» или «нет»;
  • вопросы 5 и 10 – ответ «позитивное» или «негативное»;
  • вопрос 9 – ответ «социальная» или «коммерческая».

3 и 4 вопросы относятся  к открытому типу и предполагают  свободный ответ испытуемого.

 

Рисунок 1. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)

Согласно результатам, представленным на рисунке 1, более половины (55,6%) учащихся 9-х классов говорят о том, что им не нравится рекламные ролики. 71,1% опрошенных не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 51,1% испытуемых считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. Относительно к проблеме влияния рекламы на представление о ценностях здоровья у старшеклассников 80% учащихся 9-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. А у 66,7% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни не появляется желания заниматься спортом. Однако 100% опрошенных утверждают, что в современном обществе нужна реклама, направленная на пропаганду здорового образа жизни. 55,6% испытуемых предполагают, что реклама относится к факторам, влияющим на формирование ценностей людей.

Рисунок 2. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопросы 5 и 10)

Более половины (62,2%) учащихся 9-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 57,8% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 2).

Однако 82% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопрос 9)

В 10-х классах результаты опросника показали, что 71,4% учащихся не нравится смотреть рекламу. Более половины (81%) испытуемых не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 59,5% опрошенных считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. 64% учащихся 10-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Лишь у 38,1% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни возникает желание заниматься спортом. 95% учеников 10-х классов утверждают, что в современном обществе нужна реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. А 59,5% испытуемых предполагают, что реклама является одним из факторов, влияющим на формирование ценностей людей.

Лишь 23,8% учащихся 10-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них позитивное чувство. Однако 69% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь. Также 76% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную. Результаты представлены на рисунках 4-6.

Рисунок 4. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)

Более половины (62,2%) учащихся 9-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 57,8% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 2).

Однако 82% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 3).

Рисунок 5. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопросы 5 и 10)

Рисунок 6. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопрос 9)

Согласно результатам, представленным на рисунке 7, более половины (63,4%) учащихся 11-х классов говорят о том, что им не нравится рекламные ролики. 70,7% опрошенных не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 51,1% испытуемых считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. Относительно к проблеме влияния рекламы на представление о ценностях здоровья у старшеклассников 80% учащихся 9-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. А у 75,6% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни не появляется желания заниматься спортом. Однако 100% опрошенных утверждают, что в современном обществе нужна реклама, направленная на пропаганду здорового образа жизни. 70,7% испытуемых предполагают, что реклама относится к факторам, влияющим на формирование ценностей людей.

Рисунок 7. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)

Более половины (75,6%) учащихся 11-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 82,9% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 8).

Однако 63% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 9).

Рисунок 8. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопросы 5 и 10)

Рисунок 9. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопрос 9)

Таким образом, в 9-х, 10-х и 11-х классах СОШ № 1 г. Малоярославца результаты опросника показали, что 63,3% учащихся не нравится смотреть рекламу. Более половины (75,8%) испытуемых не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 52,3% опрошенных считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. 71% учащихся считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Лишь у 32% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни возникает желание заниматься спортом. Однако 98% учеников утверждают, что в современном обществе нужна реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. А 57,8% испытуемых предполагают, что реклама является одним из факторов, влияющим на формирование ценностей людей.

Лишь 28,9% учащихся утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них позитивное чувство. Однако 69,5% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь. Также 74% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную. Результаты представлены на рисунках 10-12.

Рисунок 10. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)

Рисунок 11. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопросы 5 и 10)

Рисунок 12. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопрос 9)

Также на вопрос «Какой рекламный ролик, по Вашему мнению, является самым запоминающимся?» большинство (98%) старшеклассников вспомнили коммерческую рекламу. Наиболее популярными оказались реклама «Tele 2», «МТС», «Мистер Пропер» и реклама «Coca-Cola». Лишь 2% опрошенных выделили социальную рекламу («Всемирный день отказа от курения», реклама профилактики ВИЧ-инфекции).

Основным и наиболее значимым изменением, которое учащиеся хотели бы внести в рекламу является уменьшение времени показа рекламы на телевидении, увеличение количества социальных рекламных роликов, а также пропаганда здорового образа жизни и других жизненных ценностей.

Таким образом, реклама оказывает значительное влияние на формирование представления о ценностях здоровья. Однако сейчас это влияние имеет больше негативную направленность. Для того чтобы это изменить необходимо увеличить количество социальных рекламных роликов и прежде всего, посвященных пропаганде здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным источником, которая служит для неценового стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на нее.

А.Н. Лебедев-Любимов рассматривает рекламную деятельность «как сложную форму общения, взаимодействия и взаимовлияния людей, в результате которой они приобретают некие средства для последующей коммуникации с другими людьми, представителями референтных групп», как «коммуникацию для коммуникации» [31, с. 7]. Реклама в этом случае выполняет ту же задачу, что и внешность человека. С помощью внешних атрибутов человек стремится рассказать окружающим о своем внутреннем мире или, наоборот, скрыть свои недостатки.

В настоящее время рекламу следует рассматривать как элемент национальной культуры, один из основных механизмов ее формирования. Возникая как феномен массовой культуры, реклама способна в своих наилучших творческих проявлениях формировать духовную культуру в самом высоком смысле. Однако чтобы это произошло, общество должно внимательно относиться к рекламной деятельности, регулировать и совершенствовать ее с помощью эффективных законов, свободно выражаемого общественного мнения, поддерживать социально полезные и ограничивать деструктивные тенденции.

Информация о работе Влияние рекламы на формирование представление ценностей у старшеклассников