Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
2. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
3. Определить связь самооценки с агрессивностью.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 5
1.1 Формирование самооценки в подростковом возрасте. 5
1.2 Самооценка в подростковом возрасте. 6
1.3 Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. 7
1.4 Характер самооценки и качества личности. 8
1.5 Динамика самооценки. 9
1.6 Влияние общения на самооценку. 10
1.7 Влияние родителей подростка на его самооценку. 10
1.8 Проявление агрессии в подростковом возрасте. 12
Агрессия как поведение. 12
1.9 Факторы проявления агрессии: 14
1.10 Агрессия в подростковом возрасте. 17
1.11 Факторы, влияющие на проявления агрессивности в поведении подростков. 19
1.12 Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии. 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и самооценки, основные теоретические подходы. 27
2.1 Методики, использованные в курсовой работе 27
2.2. Анализ полученных результатов 31
Заключение 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

 

 

 

 

Кафедра общей психологии

Курсовая работа по психологии

 

Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка

 

 

 

Выполнила: студентка 2-го курса института иностранных языков, английского отделения группы «В»

Куликова Анастасия Романовна

Научный руководитель: доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук

Еремкин Юрий Логинович

 

Рязань 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Данная тема является актуальной, так как в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Почему они действуют агрессивно? Этим вопросом занимаются лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривается с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.

Объект  исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.

Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.

Гипотеза  исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

 

Задачи  исследования:

 

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.

  1. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.

  1. Определить связь самооценки с агрессивностью.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте

1.1 Формирование  самооценки в подростковом возрасте.

 

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк–от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря –правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок  оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем  начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения  человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется  у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. В самооценки «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на сознание  своих действий и личностных качеств.»

Самооценка как важнейший механизм регуляции  поведения играет большую роль в  овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских  отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основание для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения  и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки, по мнению американского философа и психолога У. Джеймса, язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие, с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние.

От чего зависит самооценка? По мнению У. Джеймса, от успеха. Индивид, обеспеченный материально, окруженный друзьями, испытывающий славу, вряд ли может подвергнуть  сомнению собственную личность. Лицо же, которое потерпело несколько неудач сразу, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенностью в самом себе и отступает перед всякого рода испытаниями.

 

1.2 Самооценка  в подростковом возрасте.

 

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком  своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним  воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, описывает ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценки.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переносится  от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или  менее случайных черт к характеру  в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

 

1.3 Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки.

 

Структура самооценки представлена двумя компонентами –когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутреннее дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

Наиболее высокий уровень характеризуется реалистической самооценки: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности обобщение ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализе конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализации как в проблематичных, так и в категоричных формах.

Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.

Многие  исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Бернс  объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим  важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

 

1.4 Характер самооценки и качества личности.

 

Характер самооценки подростков определяется формирование тех или иных качеств личности.

Например,адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие – со стороны сверстников.

 

1.5 Динамика самооценки.

 

Наиболее  очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительной полной, всеобъемлющей Я- концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуется также и их суждения относительно своих недостатков.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты: доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознать необходимость от них избавиться.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши –старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать  их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношения с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового  возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько от близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

 

1.6 Влияние общения на самооценку.

 

Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одно из основных детерминант уровня самооценки справедлива и  для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Информация о работе Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка