Наконец, если бы критерий намерения
был исключен из нашего определения, то
примеры, в которых попытки причинить
вред предпринимаются, но оказываются
безуспешными нельзя было бы оценить как
агрессию; даже несмотря на то что, будь
у агрессора чуть более мощное оружие,
более точный прицел или более высокое
мастерство, жертва получила бы более
серьезные увечья.
Подобные примеры случайного не причинения
вреда необходимо рассматривать как агрессию,
даже если жертве, вопреки ожиданиям, не
был нанесен ущерб. Поэтому, учитывается
все вышеприведенные соображения, весьма
важно определять агрессию не только как
поведение, причиняющее вред или ущерб
другим, но и как любые действия, имеющие
целью достижение подобных негативных
последствий.
1.10 Агрессия
в подростковом возрасте.
Считается, что основания развития и
закрепления агрессивного поведения следует
в первую очередь искать в том, как родители
воспитывали своих детей в первые годы
жизни, а также и в более поздние периоды,
включая и собственно подростковый возраст.
Важным условием развития агрессии является
не только социальное научение как таковое,
но и фрустрация, возникающая при отсутствии
родительской любви и при постоянном применении
наказаний со стороны либо одного, либо
обоих родителей. Предупреждение и искоренение
агрессивного поведения может быть осуществлено
двумя путями: либо надо оставлять без
подкрепления, без награды, либо за них
надо активно наказывать. Если родители
не обращают внимания на агрессивное поведение,
оставляя его без подкрепления, и если
в то же время совершаются другие(позитивные)поведенческие
акты, которые подкрепляются, то остающееся
без подкрепления агрессивное поведение
постепенно угасает.
В случае, когда речь идет о подростковой
агрессии, позиция об игнорировании актов
агрессивного поведения как способ предупреждения
и «снятия» агрессии вызывает сомнение
и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический
опыт, практика психологического консультирования
и некоторые специальные исследования
показывают, что игнорирование актов подростковой
агрессии чревато опасным последствиями
и может вести к дальнейшей эскалации
агрессивного поведения, превращения
его в привычную форму поведения личности.
Очевидно, это связано с тем, что если
родителями проигнорированы акты агрессии
маленького ребенка, то в силу замкнутости
его круга общения на семью оно действительно
останется неподкрепленным. Если же родители
игнорируют акты агрессии подростка, то
оно не обязательно остается неподкрепленным,
так как круг общения подростка уже
не ограничивается семьей — подкрепление
может быть найдено на стороне. В том
числе, например, и в виде одобрения сверстниками
агрессии против «неправильных (несправедливых)
действий родителей». А кроме того, в силу
выраженной в подростковом возрасте тенденции,
поведенческой особенности — пробовать
социальные нормы и правила «на прочность»
и через это определять границы допустимого
в своем поведении — отсутствие реакции
взрослых на акты агрессивного поведения
уже само по себе может стать позитивным
подкреплением агрессии.
Активное наказание, как уже было отмечено
ранее, также рассматривается в качестве
способа торможения и коррекции агрессивного
поведения. Однако заторможенные таким
способом агрессивные реакции не обязательно
исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях,
где угроза наказания слабее. Этот вывод
согласуется также с теорией смещенной
агрессии Миллера в основе которой лежит
представление о переносе агрессии
на другой объект, разрядке агрессивного
импульса на человека, атаковать которого
менее опасно, хотя они не является истинным
источником возникновения агрессивного
побуждения.
Кроме того, между строгостью наказания
и уровнем агрессивности детей существует,
положительная зависимость. Эта зависимость
распространяется и на случаи, когда наказание
является реакцией родителей на агрессивное
поведение ребенка. То есть используется
в качестве воспитательной меры, направленной
на снижение агрессивности и формирование
неагрессивного поведения ребенка. В результате
изучения сначала маленьких детей (третьеклассников),
а затем и подростков было обнаружено,
что те дети, которые подвергались со стороны
родителей строгим наказаниям, проявляли
в поведении большую агрессию. Более того,
в результате лонгитюдного исследования
было установлено, что суровость наказания,
применявшегося к детям, когда им было
8 лет, коррелировала с агрессивностью
их поведения в 18- и 30-летнем возрасте.
В другом исследовании было показано,
что наименее агрессивные 18-летние юноши
были как раз из числа тех, кого в 8-летнем
возрасте родители хотя и наказывали,
но умеренно, не строго. Общий вывод состоял
в том, что когда родители слишком сурово
или слишком снисходительно относятся
к агрессивности своих сыновей, тогда
эти мальчики в позднем подростковом возрасте
склонны к большему проявлению агрессии,
чем их сверстники.
1.11 Факторы,
влияющие на проявления агрессивности
в поведении подростков.
Агрессия может быть обусловлена
типичными для детей и подростков формами
поведения, основанными на реакциях имитации,
подражания, заражения. Эти реакции принадлежат
к наиболее ранним уровням регуляции поведенческой
активности и характеризуются тем, что
мышление и сознание человека обнаруживают
в них выраженную зависимость от чувств,
эмоций и страстей. К этому присоединяется
недостаточная сформированность ценностных
ориентаций (или их отсутствие и искаженность).
Имитации подростками не только могут
включаться в процесс образования механизма
агрессивного поведения, но и прямым образом
объяснять его, как это бывает, например
в некоторых групповых правонарушениях
несовершеннолетних. Как правило указанные
реакции наиболее выражены у подростков
с признаками инфантилизма (недостаточной
психофизиологической и личностной зрелости)
и чертами эмоционально-волевой неустойчивости.
Эти же подростки склонны к подражанию
так называемым асоциальным «героям»
из кино- и телепередач, агрессия которых,
как правило, вознаграждается и представляется
в выигрышном свете.
А. Е. Личко считает, что в данном
возрастном периоде агрессивное поведение,
как правило, представляет собой результат
действия совокупности условий, предъявляющих
повышенные требования к психофизиологическим
и личностным возможностям подростков,
т. к. механизмы регуляции поведения еще
не достигли своего совершенства в силу
продолжающегося процесса созревания
и развития психофизиологических структур
организма индивида и его недостаточного
жизненного опыта. Поэтому, применительно
к подростково-юношескому возрасту можно
говорить о ситуационно обусловленном
агрессивном поведении, которое всегда
имеет четкую психологическую направленность,
проявляется в строго определенных ситуациях
и является своеобразным защитным психологическим
механизмом.
Разнообразны и формы его проявления:
грубое, вызывающее поведение, драки, ложь,
пропуски занятий, уходы из дома, суицидальные
действия, бравада, нарушения дисциплины.
Логическим следствием такого
неблагополучия в жизни подростка и юноши
является поведение, направленное на то,
чтобы доказать другим и почувствовать
самому свою полноценность. Цель таких
реакций может состоять и в том, чтобы
возвратить утраченное внимание, ранее
проявляемое со стороны родителей и других
взрослых. Нередко, при обсуждении проблемы
труднообъяснимых агрессивных эксцессов
несовершеннолетних употребляется термин,
«немотивированная агрессия», выступая
как вынужденное поведенческое отношение.
Процесс превращения немотивированной
агрессии в мотивированное агрессивное
поведение начинается с того, что подросток
или юноша хочет соответствовать требованиям
общества, однако не может этого реализовать
в силу причин конституционного порядка,
социальных условий, неумения правильно
определить свою социальную идентичность
и роли, противоречивых ожиданий значимых
других, недостаточного овладения приемлемыми
способами социальной адаптации и преодолении
трудностей.
Агрессивные способы действия
проявляются тогда, когда другие формы
поведения не дают желаемых результатов.
Внутри подросткового возраста, как у
мальчиков, так и у девочек, существуют
возрастные периоды с более высоким и
более низким уровнем проявления агрессивного
поведения. Так установлено, что у мальчиков
имеются два пика проявления агрессии:
12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются
два пика: наибольший уровень проявления
агрессивного поведения отмечается в
11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности
различных компонентов агрессивного поведения
у мальчиков и девочек показало, что у
мальчиков наиболее выражена склонность
к прямой физической и прямой вербальной
агрессии, а у девочек - к прямой вербальной
и к косвенной вербальной. Таким образом,
для мальчиков наиболее характерно не
столько предпочтение агрессии по критерию
«вербальная - физическая», сколько выражение
ее в прямой, открытой форме и непосредственно
с конфликтующим. Для девочек же характерно
предпочтение именно вербальной агрессии
в любых ее формах - прямой или косвенной.
Хотя косвенная форма оказывается все-таки
более распространенной. Тенденция большей
выраженности у мальчиков прямой агрессии
(часто физической), а у девочек - косвенной
вербальной, очевидно, является характерной
для всех подростков.
В другом исследовании было
показано, что если у 10-11 летних подростков
преобладают проявления физической агрессии,
то по мере взросления у подростков 14-15
лет на первый план выходит вербальная
агрессия. Это, однако, не связано со снижением
проявления физической агрессии с возрастом.
Максимальные показатели проявления всех
форм агрессии (как физической, так и вербальной)
обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика
роста физической и вербальной агрессии
по мере взросления неодинакова: проявления
физической агрессии, хотя и увеличиваются,
но не значительно. А вот проявления вербальной
агрессии растут существенно более быстрыми
темпами.
В младшем возрасте (10-11 лет)
между разными формами агрессии существует
достаточно слабая дифференциация. То
есть, хотя они и выражены неодинаково,
но различия между ними по частоте встречаемости
невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными
формами агрессии обнаруживаются более
четкие и явные различия по частоте встречаемости.
Структура проявления различных
форм агрессии обусловлена одновременно
как возрастными, так и половыми особенностями.
В раннем подростковом возрасте у мальчиков
доминирует физическая агрессия, а у девочек
она выражена незначительно - они отдают
предпочтение вербальной форме проявления
агрессии. Однако, как показывают исследования,
уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков,
так и у девочек, наиболее выраженной оказывается
такая форма проявления агрессии как негативизм.
Под негативизмом в концепции агрессии
Басса-Дарки понимается оппозиционная
манера поведения, обычно направленная
против авторитета, которая может проявляться
как в форме пассивного сопротивления,
так и в форме активной борьбы против действующих
правил, норм, обычаев.
Второе место по частоте встречаемости
в указанный возрастной период у мальчиков
занимает физическая агрессия, а у девочек
- вербальная. В старшем возрасте (подростки
14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм
и вербальная агрессия (которые представлены
практически одинаково), а у девочек - вербальная
агрессия. Физическая агрессия в этом
возрасте не является доминантной формой
проявления агрессии уже и у мальчиков.
Следует отметить также, что, независимо
от возраста, у мальчиков все формы агрессивного
поведения выражены больше, чем у девочек.
Исследования связи агрессивного
поведения с социальным статусом подростка
в группе сверстников показали, что среди
подростков с наиболее высоким социометрическим
статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют
лица с уровнем агрессии выше среднего.
Вместе с тем, установлено также, что среди
«эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели
агрессии средней величины, а 19% - низкие
уровень агрессии.
Относительно выраженности
различных типов агрессивного поведения
в этой группе подростков можно отметить,
что наиболее часто встречается прямая
физическая агрессия. У 30% «эмоциональных
лидеров» ведущим способом агрессивного
поведения является прямая вербальная
агрессия, а еще у 27% - косвенная вербальная.
Иногда понятие «агрессивность»
употребляется как синонимичное с понятием
«конфликтность». Такое смешение понятий
осуществляется не случайно, а на том основании,
что в исследованиях выявляются корреляционные
связи между агрессивностью и конфликтностью.
Однако, наличие таких корреляционных
связей, на самом деле, еще не дает оснований
для отождествления понятий.
С содержательно-психологической
точки зрения понятия «агрессивность»
и «конфликтность» обозначают различные
психологические феномены, что находит
отражение как на уровне современных теорий
агрессивности и конфликтности, так и
на уровне методов их диагностики. А, кроме
того, на поведенческом уровне конфликтность
вряд ли может от популярности, а вот агрессия,
как было показано на эмпирическом уровне,
не исключает такой взаимосвязи, и, при
определенных условиях, зависит от социометрического
статуса, эмоциональной предпочитаемости
личности.
Уровень выраженности агрессивных
реакций зависит от самооценки подростка.
Общая тенденция здесь заключается в наличии
прямой связи: чем выше уровень самооценки,
тем выше показатели общей агрессии и
различных ее составляющих. Такая взаимосвязь
характерна как для инструментальной
агрессии, так и для другой формы агрессии
- враждебности. В одном исследовании было
показано, что уровень физической агрессии
подростков 14-17 лет зависит от уровня общей
самооценки личности. Чем выше была самооценка,
тем больше была выражена и склонность
к проявлению физической агрессии. Оказалось
самооценка способности к лидерству и
самооценка своего «физического Я», коррелируют
с такой формой агрессии как негативизм.
Очевидно, в наибольшей степени подростковый
негативизм выражен в том случае, когда
обе эти парциальные самооценки «сходятся»
в одной личности.
Также как уровень проявления
вербальной агрессии выше и у тех, для
кого характерна высокая самооценка способности
к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия
оказалась связанной с уровнем самооценки
собственной самостоятельности, автономности
и с самооценкой интеллекта.
Таким образом, наибольшая вероятность
проявления высокой вербальной агрессии
возможна, если для этого подростка характерны
представления о себе как о высоко автономной,
самостоятельной личности, отличающейся
выраженной способностью к лидерству
и высоким интеллектом.
Еще одна тенденция, которая
обнаруживается в исследованиях, состоит
в том, что более агрессивные подростки
чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку
- либо чрезвычайно высокую, либо крайне
низкую. Для не агрессивных подростков
более характерной тенденцией является
распространенность средней по уровню
самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных
подростков высокую самооценку имеют
31% испытуемых, то в группе не агрессивных
такую самооценку имеют в два раза меньше
подростков - 15%. Соответственно, низкую
самооценку в группе высокоагрессивных
имеют 25%, а в группе не агрессивных - только
15%