Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
2. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
3. Определить связь самооценки с агрессивностью.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 5
1.1 Формирование самооценки в подростковом возрасте. 5
1.2 Самооценка в подростковом возрасте. 6
1.3 Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. 7
1.4 Характер самооценки и качества личности. 8
1.5 Динамика самооценки. 9
1.6 Влияние общения на самооценку. 10
1.7 Влияние родителей подростка на его самооценку. 10
1.8 Проявление агрессии в подростковом возрасте. 12
Агрессия как поведение. 12
1.9 Факторы проявления агрессии: 14
1.10 Агрессия в подростковом возрасте. 17
1.11 Факторы, влияющие на проявления агрессивности в поведении подростков. 19
1.12 Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии. 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и самооценки, основные теоретические подходы. 27
2.1 Методики, использованные в курсовой работе 27
2.2. Анализ полученных результатов 31
Заключение 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей..

2.2. Анализ полученных результатов

Мною было проведено психолого-педагогическое обследование учащихся Клепиковской средней  школы № 1. Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки и методики «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси. По результатам данного исследования были сделаны следующие выводы.

У данной группы испытуемых отмечаются средние показатели по шкалам косвенная агрессия и склонность к раздражению (4,53 и 5,70 соответственно). Это говорит о том, что действия, как окольными путями, направленными на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаком по столу, хлопанье дверями и др.) не всегда проявляется у данных испытуемых.

Также не всегда проявляется готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Также у испытуемых можно увидеть средние показатели с тенденцией к высоким цифрам по следующим шкалам: физическая агрессия (6,47 из возможных 10 баллов); негативизм (2,94 из возможных 5 баллов); обида (4,53 из возможных 8 баллов); подозрительность (5,47 из возможных 10). Таким образом, можно говорить о том, что у данных испытуемых в той или иной степени могут проявляться использование физической силы против другого лица; такую форму поведения, которая направлена обычно против авторитета или руководства. Такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Также им может быть присуща зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Наряду со средне выраженными шкалами у испытуемых проявляются и высокие показатели по таким шкалам как вербальная агрессия и чувство вины (8,76 и 6,59 соответственно). Таким образом, можно сказать, что данным испытуемым свойственно выражение негативных чувств через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие ругань). Данные испытуемые могут выражать возможное убеждение их в том, что они плохие, поступают зло.

Исходя из данных можно также сказать, что данным испытуемым свойственна средняя адекватная самооценка, что предполагает равное признание испытуемыми как своих достоинств, так и недостатков. Так же можно сказать, что этой группе присуще такое свойство личности как уверенность. Уверенность в себе позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям, они отличаются решительностью, твердостью, умением находить и принимать логические решения и последовательно их реализовывать. Также они критически относятся к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторять их вновь.

Наиболее же привычным проявлением агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелируют с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

По данным проведенных мною исследований можно сказать, что дети раннего юношеского возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав - полная, неполная, распавшаяся, - а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. У молодых людей этого класса отмечается минимальный уровень негативизма. В то же время эти юноши отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. Повышенным негативизмом отличаются юноши из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у юношей из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Таким образом, при анализе психологических особенностей агрессивного поведения, уточнения его мотивов и планировании воспитательной тактики нужно учитывать ряд обстоятельств: какое положение занимает человек в классе, что означает данный индивид для класса, что означает класс для индивида, какую внешнюю ориентацию в социальной среде занимает класс. Так же важно знать каковы эмоциональные и рациональные начала в мотивообразовании агрессивного поступка, какова цель агрессивного проявления. А также необходимо учитывать какую роль играла внешняя ситуация в появлении конкретного повода для использования силы в решении конфликта.

 

Заключение

 

Проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения, а также решение проблем по формированию адекватной самооценки. Эти задачи и попытались решить в настоящей курсовой работе.

Гипотеза, которая звучала как «если у обучающихся неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий» не нашла своего подтверждения.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, ранний юношеский возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей раннеюношеского возраста необходимо для понимания психологии агрессии в раннеюношеском возрасте.

Причины, по которым молодые люди совершают агрессивные поступки, остаются, до сих пор, полностью не выяснены.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

В юношеском возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых юношей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих молодых людей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Для понимания раннеюношеской агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка личности значимыми из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая.

 

Список литературы

 

1.Бандура А., Уолтерс  Р. Подростковая агрессия. М.: 2002

2.Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности  Екатеринбург 2003

3.Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: 2001

4.Бурлачук Л.Ф. Словарь  – справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб. Питер, 2008. Серия  «Мастера психологии».

5.Бэрон Р. Ричардсон  Д., Агрессия. СПб: 2000.

6.Возрастная и  педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7.Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988.

8. Кон И.С. Открытие «Я». – М., Политиздат, 1978.

9.  Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

12. Можгинский Ю.Б Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003.

13. Немов Р.С Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.С. Немов. – 5-е изд. - М, 2006.

14. Паренс Г. «Агрессия наших детей». М: 2003

15.  Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. №5. 2003

16. Реан. А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб, 2006.

17. Рубинштейн С.Л  Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. Серия «Мастера психологии»


Информация о работе Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка