Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
2. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
3. Определить связь самооценки с агрессивностью.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 5
1.1 Формирование самооценки в подростковом возрасте. 5
1.2 Самооценка в подростковом возрасте. 6
1.3 Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. 7
1.4 Характер самооценки и качества личности. 8
1.5 Динамика самооценки. 9
1.6 Влияние общения на самооценку. 10
1.7 Влияние родителей подростка на его самооценку. 10
1.8 Проявление агрессии в подростковом возрасте. 12
Агрессия как поведение. 12
1.9 Факторы проявления агрессии: 14
1.10 Агрессия в подростковом возрасте. 17
1.11 Факторы, влияющие на проявления агрессивности в поведении подростков. 19
1.12 Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии. 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и самооценки, основные теоретические подходы. 27
2.1 Методики, использованные в курсовой работе 27
2.2. Анализ полученных результатов 31
Заключение 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

 

1.7 Влияние родителей подростка  на его самооценку.

 

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразование подросткового возраста являются способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит  в том, что родительская точка зрения начинается на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я – концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияет на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Бернс Р., 1986).

Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и  его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно - эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что тепло, внимательное отношение родителей является основным условие формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей  имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участие в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения  к ребенку большое значение на формировании самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «ассиметричный», различным образом влияют на самооценку подростка.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формирование у ребенка системы собственных  критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятий решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Итак, влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не сколько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т.е. ожидаемой оценкой.

 

1.8 Проявление агрессии в подростковом возрасте.

Агрессия как поведение.

 

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли безопасными людьми (Thomas, 1959), могут быть этому примером.

В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

«Психологический словарь» под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

· Целевая агрессия

· Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается, ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Категории агрессии по Бассу.

 

Тип агрессии

Примеры

 

Физическая - активная - прямая

Физическая - активная - непрямая

Физическая - пассивная - прямая

Физическая - пассивная - непрямая

Вербальная - активная - прямая

Вербальная - активная - непрямая

Вербальная - пассивная - прямая

Вербальная - пассивная – непрямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 
     

 

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия.

1.9 Факторы проявления агрессии:

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:

1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических  предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную  адаптацию индивида;

2. Психолого-педагогический  фактор, проявляющийся в дефектах  школьного и семейного воспитания;

3. Социально-психологический  фактор, раскрывающий неблагоприятные  особенности взаимодействия несовершеннолетнего  со своим ближайшим окружением  в семье, на улице, в учебно-воспитательном  коллективе;

4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном  отношении индивида к предпочитаемой  среде общения, к нормам и ценностям  своего окружения, к педагогическим  воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных  ориентациях и личной способности  к саморегулированию своего поведения;

5. Социальный фактор, определяющийся  социальными и социально-экономическими  условиями существования общества.

Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Агрессия и намерение

 

Термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрeccoр намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).

Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения—это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss,1971; Bandura,1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или исследовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown,1974).

Итак, включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие актом агрессии.

Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто— агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить врёд пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.

Однако встречаются ситуации, когда наличие или отсутствие агрессивного намерения установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказавшегося рядом человека. Если она глубоко сожалеет и утверждает, что это результат несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было намерения причинить вред и что ее поведение, несмотря на исключительную неосторожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при дальнейшем расследовании обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно выгодное деловое предложение; в котором была весьма заинтересована стрелявшая женщина, а «несчастный случай» произошел сразу после бурного обсуждения планов с будущёй жертвой, мы могли бы заподозрить, что в этом случае все же могло иметь место намерение причинить вред.

Тем не менее, несмотря на трудности, связанные с установлением наличия ил отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, если бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения классифицировать как агрессию. Ввиду того, что люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-нибудь пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных происшествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.

Во-вторых, если исключить обязательное наличие намерения из определения агрессии, было бы необходимо характеризовать действия, хирургов ,стоматологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.

Информация о работе Влияние самооценки и уровня притязаний на агрессивные проявления подростка