Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА
УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………
1.1. Подход к понятию
деятельности в психологии……………
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности
профессиональной деятельности………………………………………………
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с развитием самооценкой. В осуществлении различных видов активности субъекта, в том числе его профессиональной деятельности, общения, поведения, значительная роль принадлежит самооценке. В процессе практической деятельности человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне активности, целостности, автономности), характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а также и самого себя.
Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и прочие.
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции.
Т. Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка». Но аспект влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности освещён слабо, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.
В качестве методик исследования самооценки мы отобрали две из них: методику С.А. Будасси и методику Дембо – С.Л. Рубинштейна, это будет отражено более подробно в ходе нашего исследования.
Объектом данного исследования является профессиональная деятельность.
Предмет исследования - влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности.
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных
и неуспешных в
4) обсуждить результаты
эмпирического и теоретико-
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
Гипотеза: при адекватной либо высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешна.
База исследования: Московский Институт Предпринимательства и Права в г. Буйнакске.
Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа представлена на 73 страницах, имеет 8 таблиц и 3 схемы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Подход к
понятию деятельности в
В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: «Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности»; это "специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования"… в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной, какой была у животных – становится сознательной" (С.Л.Рубинштейн).
Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признаётся деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20 – е гг. ХХ в. В 1930 – е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии – С.Л.Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, в его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего – то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство; и А.Н.Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы (неформальной организацией психологов, которые работали в 30 – е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин и др., разработали проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Теория деятельности,
разработанная С.Л.
В теории деятельности А.Н.
Леонтьева в качестве предмета анализа
здесь рассматривается
Важнейшая особенность концепции А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, связанные друг с другом в рамках одной целостной системы: " Функционально же их связи взаимны – деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама управляет им».
А.Н.Леонтьев говорил, что С.Л. Рубинштейн развил мысль о том, что психическое и физическое – это одна и таже, а именно рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что её психологическое исследование является продолжением её физиологического исследования. Леонтьев же, напротив, считал, что исследование движется от психологии к физиологии. Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40-50 гг. и затрагивают в основном два круга проблем:
1) Проблема предмета психологической науки. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда через раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование деятельности. А.Н.Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих её элементов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).
2) Споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С.Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путём интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н.Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что С.Л. Рубинштейн при решении проблемы единства сознания и деятельности, не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в "деятельностном ключе", а как "переживания", "явления", как "внутреннее", а деятельность предстаёт как нечто принципиально "внешнее", и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А.Н. Леонтьев предлагал свой вариант "снятия" этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (например, обобщения формируются в процессе реального практического "переноса" одного способа действий в другие условия. В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым.
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности.
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
Н.В.Самоукина даёт описание структуры профессиональной деятельности:
- термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления личности. Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В. Самоукина описывает её таким образом:
- заданные цели, представления о результате труда;
- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно - эстетическая и др.);
- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
- система прав;
- производственная среда, предметные и социальные условия труда.
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий пишут, что самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием ранней юности.
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Э.Ф. Зеер под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.
Е.А. Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастерства, авторитета, наставничества.
Фазы развития профессионала:
Фаза оптанта или
оптации. В данном периоде человек
стоит перед проблемой выбора
профессии или вынужденной
Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности