Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности .doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Средний показатель самооценки в группе – 63 балла (адекватный уровень); уровень притязанийь – 90 баллов (завышен, что соответствует инфантильной личности, не умеющей ставить реальные цели); целевое отклонение – 27 баллов (завышенный уровень, указывающий на неразвитый механизм целеполагания, неумение ставить реально достижимые цели).

 

 

 

 


   100


     У П



 

  самооценка


 



       Ц О


 

 


  0                 умение много делать                        характер                            умственные                                    авторитет                    внешность        уверенность

                                 своими руками                                                                            способности                                  у сверстников                                                   в себе

 

 

 

 

 

ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний

 

 

 

Рис.2.  График результатов, полученных у студентов, неуспешных в профессиональной деятельности.

 

2.2. Результаты по методике  Будасси успешных в профессиональной деятельности студентов.

 

 

ФИО

Пол

Возраст

Коэффициент ранговой корреляции

«Ч»

Уровень самооценки

1

ОЕЛ

ж

38

0,69

высокий

2

ЗОВ

ж

27

0,34

средний

3

ЛЛВ

ж

21

0,4

средний

4

СТА

ж

25

0,77

высокий

5

БОА

ж

21

0,5

средний

6

ЛИБ

м

33

0,51

средний

7

НСА

ж

21

0,35

средний

8

СИН

ж

23

0,97

нереалистично высокий

9

МНА

ж

26

0,33

средний

10

ЛВА

ж

21

0,81

нереалистично высокий

11

КЕН

ж

21

0,64

выше среднего

12

КИА

ж

23

0,49

средний


 

 

В среднем коэффициент  ранговой корреляции по группе  равен  0,57 баллам, что соответствует среднему уровню самооценки, который почти граничет с уровнем самооценки выше средней (с 0,6 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  по методике Будасси неуспешных в  профессиональной деятельности студентов.

 

 

ФИО

Пол

Возраст

Коэффициент ранговой корреляции

«Ч»

Уровень самооценки

1

ЩЮМ

м

22

0,78

высокий

2

УАФ

ж

20

0,74

высокий

3

СОН

ж

22

0,85

нереалистично высокий

4

ПНР

ж

22

0,86

нереалистично высокий

5

НВЛ

ж

22

0,6

средний

6

КОА

ж

27

- 0,48

нереалистично низкий

7

ЁСБ

ж

21

0,32

средний

8

ВИВ

ж

26

0,63

выше средней

9

АОИ

м

38

- 0,05

нереалистично низкий

10

ГАА

ж

21

0,2

низкий

11

КАМ

ж

21

0,12

низкий

12

РЛН

ж

21

0,62

выше средней


 

 

 

В среднем коэффициент  ранговой корреляции по группе  равен  0,43 баллам, что также соответствует  среднему уровню самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам.

 

1) У студентов, успешных в профессиональной деятельности.

ФИО

Пол

Возраст

Уровень самооценки по м. Будасси

Уровень самооценки по м.Дембо-Рубинштейн

1

ОЕЛ

ж

38

средний

средний

2

ЗОВ

ж

27

средний

средний

3

ЛЛВ

ж

21

средний

завышен

4

СТА

ж

25

средний

средний

5

БОА

ж

21

средний

средний

6

ЛИБ

м

33

средний

завышен

7

НСА

ж

21

средний

средний

8

СИН

ж

23

нереалистично высокий

завышен

9

МНА

ж

26

средний

средний

10

ЛВА

ж

21

нереалистично высокий

завышен

11

КЕН

ж

21

выше среднего

завышен

12

КИА

ж

23

средний

средний


 

В целом по этой группе средний показатель уровеня самооценки по обеим методикам, но этот уровень  находится на границе с завышенным. Он значительно превосходит показатель самооценки у неуспешных студентов.

2) У неуспешных в  профессиональной деятельности  студентов.

ФИО

Возраст

Пол

Уровень самооценки по м. ДембоРубинштейн

Уровень самооценки по м. Будасси

1

ЩЮМ

22

м

средний

высокий

2

УАФ

20

ж

средний

высокий

3

СОН

22

ж

высокий

высокий

4

ПНР

22

ж

средний

нереалистично высокий

5

НВЛ

22

ж

завышен

средний

6

КОА

27

ж

средний

нереалистично низкий

7

ЁСБ

21

ж

средний

средний

8

ВИВ

26

ж

завышен

выше среднего

9

АОИ

38

м

средний

нереалистично низкий

10

ГАА

21

ж

средний

низкий

11

КАМ

21

ж

средний

низкий

12

РЛН

21

ж

средний

выше среднего


 

В целом по группе также  выявлен средний показатель самооценки по обеим методикам.

2.4. Обсуждение полученных результатов исследования.

 

Мы видим, что у студентов, успешных в профессиональной деятельности, по методике Дембо – Рубинштейн средний показатель самооценки по группе составил 75 баллов. Такой уровень является средним, в то же время граничащим с завышенной самооценкой.

Особенно высокими оказались  результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам показатель самооценки находится на завышенном уровне. 

Так как в нашем  исследовании в данной группе испытуемых лишь один мужчина, то высокий показатель по шкале «Внешность», возможно, обусловлен тем, что женщины более трепетно относятся к своему образу, чем мужчины. Успешные в профессиональной деятельности женщины оценили свою внешность высокими баллами, а у некоторых из них показатель по этому пункту завышен: ЗОВ – 78 баллов, БОА – 87 баллов, СИН – 86 баллов, ЛВА – 85 баллов, КЕН – 76 баллов. Но и мужчина также высоко оценил данную характеристику (ЛИБ – 75 баллов).

По шкале «Уверенность в себе» виден более высокий  результат. Здесь самооценка завышена почти у всех участников эксперимента в данной группе: ОЕЛ (ж) – 82 балла, ЗОВ (ж) – 79 баллов, ЛЛВ (ж) – 78 баллов, БОА (ж) – 87 баллов, ЛИБ (м) – 86 баллов, НСА (ж) – 78 баллов, СИН (ж) – 85 баллов, МНА (ж) – 82 балла, КЕН (ж) – 76 баллов. И лишь у трёх испытуемых из двенадцати самооценка по этой шкале находится в рамках среднего уровеня: СТА (ж) – 67 баллов, ЛВА (ж) – 71 балл и КИА (ж) – 75 баллов, но показатели расположены в «верхней» границе среднего уровня самооценки, ближе к высокому его проявлению.

Самый высокий балл выявлен  нами по шкале «Умственные способности». Здесь у четырёх испытуемых самооценка находится в границах среднего уровня, но, тем не менее, она слишком близка к завышенной, более чем по рассмотренной  шкале «Уверенность в себе»: ОЕЛ (ж) – 74 балла, ЗОВ (ж) – 75 баллов, СТА (ж) – 73 балла, БОА (ж) – 73 балла. У остальных восьми студентов завышенный уровень самооценки по данной шкале: ЛЛВ (ж) – 92 балла, ЛИБ (м) – 83 балла, НСА (ж) – 81 балл, СИН (ж) – 89 баллов, МНА (ж) – 81 балл, ЛВА (ж) – 76 баллов, КЕН (ж) – 83 балла, КИА (ж) – 82 балла.

Наименьшее количество баллов данной группой испытуемых набрано  по шкале «Умение много делать своими руками», но этот результат нельзя назвать маленьким, так как его  значение составляет 68 баллов, что почти совпадает с наивысшим результатом по некоторым шкалам в группе неуспешных в профессиональной деятельности студентов. По этой шкале лишь двое из испытуемых, находящихся в группе успешных в обучении студентов, проставили завышенную оценку: ЛВА (ж) – 81 балл и КЕН (ж) – 85 баллов.

Средняя по группе оценка по оставшимся двум шкалам однозначна и составляет 73 балла. Она также  близка к завышенному уровню. 

Необходимо отметить, что собственно завышенной самооценки мы не наблюдали ни у одного участника данной группы, а заниженной самооценки не было выявлено ни у одного успешного в профессиональной деятельности испытуемого.

Говоря иначе, результаты данной группы имеют определённую стабильность: мы не видели ни заниженных, ни до крайнего предела завышенных оценок. Испытуемые почти однозначны в выставляемых оценках.

Рассмотрим далее уровень  притязаний в данной группе.

В целом по группе он является адекватным и составляет 87 баллов, хотя и близок к завышенному уровню, начинающемуся с 90 баллов.

Более высокий уровень притязаний выявлен также как и самооценка по шкале «Умственные способности» и составляет 95 баллов (завышен). По этой шкале он завышен у каждого участника эксперимента, за исключением лишь двоих, проставивших адекватную оценку: ЗОВ (ж) – 89 баллов и СТА (ж) – 79 баллов. Видимо, столь высокий уровень свидетельствует о желании добиваться большего успеха во всех сферах жизнедеятельности.

Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности