Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68
Средний показатель самооценки в группе – 63 балла (адекватный уровень); уровень притязанийь – 90 баллов (завышен, что соответствует инфантильной личности, не умеющей ставить реальные цели); целевое отклонение – 27 баллов (завышенный уровень, указывающий на неразвитый механизм целеполагания, неумение ставить реально достижимые цели).
100
У П
самооценка
Ц О
0
умение много делать
характер
умственные
своими руками
ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний
Рис.2. График результатов, полученных у студентов, неуспешных в профессиональной деятельности.
2.2. Результаты по методике Будасси успешных в профессиональной деятельности студентов.
№ |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Коэффициент ранговой корреляции «Ч» |
Уровень самооценки |
1 |
ОЕЛ |
ж |
38 |
0,69 |
высокий |
2 |
ЗОВ |
ж |
27 |
0,34 |
средний |
3 |
ЛЛВ |
ж |
21 |
0,4 |
средний |
4 |
СТА |
ж |
25 |
0,77 |
высокий |
5 |
БОА |
ж |
21 |
0,5 |
средний |
6 |
ЛИБ |
м |
33 |
0,51 |
средний |
7 |
НСА |
ж |
21 |
0,35 |
средний |
8 |
СИН |
ж |
23 |
0,97 |
нереалистично высокий |
9 |
МНА |
ж |
26 |
0,33 |
средний |
10 |
ЛВА |
ж |
21 |
0,81 |
нереалистично высокий |
11 |
КЕН |
ж |
21 |
0,64 |
выше среднего |
12 |
КИА |
ж |
23 |
0,49 |
средний |
В среднем коэффициент ранговой корреляции по группе равен 0,57 баллам, что соответствует среднему уровню самооценки, который почти граничет с уровнем самооценки выше средней (с 0,6 баллов).
Результаты по методике Будасси неуспешных в профессиональной деятельности студентов.
№ |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Коэффициент ранговой корреляции «Ч» |
Уровень самооценки |
1 |
ЩЮМ |
м |
22 |
0,78 |
высокий |
2 |
УАФ |
ж |
20 |
0,74 |
высокий |
3 |
СОН |
ж |
22 |
0,85 |
нереалистично высокий |
4 |
ПНР |
ж |
22 |
0,86 |
нереалистично высокий |
5 |
НВЛ |
ж |
22 |
0,6 |
средний |
6 |
КОА |
ж |
27 |
- 0,48 |
нереалистично низкий |
7 |
ЁСБ |
ж |
21 |
0,32 |
средний |
8 |
ВИВ |
ж |
26 |
0,63 |
выше средней |
9 |
АОИ |
м |
38 |
- 0,05 |
нереалистично низкий |
10 |
ГАА |
ж |
21 |
0,2 |
низкий |
11 |
КАМ |
ж |
21 |
0,12 |
низкий |
12 |
РЛН |
ж |
21 |
0,62 |
выше средней |
В среднем коэффициент ранговой корреляции по группе равен 0,43 баллам, что также соответствует среднему уровню самооценки.
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам.
1) У студентов, успешных в профессиональной деятельности.
№ |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Уровень самооценки по м. Будасси |
Уровень самооценки по м.Дембо-Рубинштейн |
1 |
ОЕЛ |
ж |
38 |
средний |
средний |
2 |
ЗОВ |
ж |
27 |
средний |
средний |
3 |
ЛЛВ |
ж |
21 |
средний |
завышен |
4 |
СТА |
ж |
25 |
средний |
средний |
5 |
БОА |
ж |
21 |
средний |
средний |
6 |
ЛИБ |
м |
33 |
средний |
завышен |
7 |
НСА |
ж |
21 |
средний |
средний |
8 |
СИН |
ж |
23 |
нереалистично высокий |
завышен |
9 |
МНА |
ж |
26 |
средний |
средний |
10 |
ЛВА |
ж |
21 |
нереалистично высокий |
завышен |
11 |
КЕН |
ж |
21 |
выше среднего |
завышен |
12 |
КИА |
ж |
23 |
средний |
средний |
В целом по этой группе
средний показатель уровеня самооценки
по обеим методикам, но этот уровень
находится на границе с завышенным.
Он значительно превосходит показа
2) У неуспешных в профессиональной деятельности студентов.
№ |
ФИО |
Возраст |
Пол |
Уровень самооценки по м. ДембоРубинштейн |
Уровень самооценки по м. Будасси |
1 |
ЩЮМ |
22 |
м |
средний |
высокий |
2 |
УАФ |
20 |
ж |
средний |
высокий |
3 |
СОН |
22 |
ж |
высокий |
высокий |
4 |
ПНР |
22 |
ж |
средний |
нереалистично высокий |
5 |
НВЛ |
22 |
ж |
завышен |
средний |
6 |
КОА |
27 |
ж |
средний |
нереалистично низкий |
7 |
ЁСБ |
21 |
ж |
средний |
средний |
8 |
ВИВ |
26 |
ж |
завышен |
выше среднего |
9 |
АОИ |
38 |
м |
средний |
нереалистично низкий |
10 |
ГАА |
21 |
ж |
средний |
низкий |
11 |
КАМ |
21 |
ж |
средний |
низкий |
12 |
РЛН |
21 |
ж |
средний |
выше среднего |
В целом по группе также выявлен средний показатель самооценки по обеим методикам.
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования.
Мы видим, что у студентов, успешных в профессиональной деятельности, по методике Дембо – Рубинштейн средний показатель самооценки по группе составил 75 баллов. Такой уровень является средним, в то же время граничащим с завышенной самооценкой.
Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам показатель самооценки находится на завышенном уровне.
Так как в нашем исследовании в данной группе испытуемых лишь один мужчина, то высокий показатель по шкале «Внешность», возможно, обусловлен тем, что женщины более трепетно относятся к своему образу, чем мужчины. Успешные в профессиональной деятельности женщины оценили свою внешность высокими баллами, а у некоторых из них показатель по этому пункту завышен: ЗОВ – 78 баллов, БОА – 87 баллов, СИН – 86 баллов, ЛВА – 85 баллов, КЕН – 76 баллов. Но и мужчина также высоко оценил данную характеристику (ЛИБ – 75 баллов).
По шкале «Уверенность в себе» виден более высокий результат. Здесь самооценка завышена почти у всех участников эксперимента в данной группе: ОЕЛ (ж) – 82 балла, ЗОВ (ж) – 79 баллов, ЛЛВ (ж) – 78 баллов, БОА (ж) – 87 баллов, ЛИБ (м) – 86 баллов, НСА (ж) – 78 баллов, СИН (ж) – 85 баллов, МНА (ж) – 82 балла, КЕН (ж) – 76 баллов. И лишь у трёх испытуемых из двенадцати самооценка по этой шкале находится в рамках среднего уровеня: СТА (ж) – 67 баллов, ЛВА (ж) – 71 балл и КИА (ж) – 75 баллов, но показатели расположены в «верхней» границе среднего уровня самооценки, ближе к высокому его проявлению.
Самый высокий балл выявлен
нами по шкале «Умственные способности»
Наименьшее количество баллов данной группой испытуемых набрано по шкале «Умение много делать своими руками», но этот результат нельзя назвать маленьким, так как его значение составляет 68 баллов, что почти совпадает с наивысшим результатом по некоторым шкалам в группе неуспешных в профессиональной деятельности студентов. По этой шкале лишь двое из испытуемых, находящихся в группе успешных в обучении студентов, проставили завышенную оценку: ЛВА (ж) – 81 балл и КЕН (ж) – 85 баллов.
Средняя по группе оценка по оставшимся двум шкалам однозначна и составляет 73 балла. Она также близка к завышенному уровню.
Необходимо отметить, что собственно завышенной самооценки мы не наблюдали ни у одного участника данной группы, а заниженной самооценки не было выявлено ни у одного успешного в профессиональной деятельности испытуемого.
Говоря иначе, результаты данной группы имеют определённую стабильность: мы не видели ни заниженных, ни до крайнего предела завышенных оценок. Испытуемые почти однозначны в выставляемых оценках.
Рассмотрим далее уровень притязаний в данной группе.
В целом по группе он является адекватным и составляет 87 баллов, хотя и близок к завышенному уровню, начинающемуся с 90 баллов.
Более высокий уровень притязаний выявлен также как и самооценка по шкале «Умственные способности» и составляет 95 баллов (завышен). По этой шкале он завышен у каждого участника эксперимента, за исключением лишь двоих, проставивших адекватную оценку: ЗОВ (ж) – 89 баллов и СТА (ж) – 79 баллов. Видимо, столь высокий уровень свидетельствует о желании добиваться большего успеха во всех сферах жизнедеятельности.
Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности