Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над
теоретическим исследованием
Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы опробировали в нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной либо высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешна.
Из всех участников эмпирического исследования мы отобрали успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов, тем самым, реализовав выполнение одной из поставленных нами задач.
Проанализировав информацию, полученную посредством выработанных нами критериев отбора, мы пришли к нескольким выводам:
- результаты группы
успешных в профессиональной
деятельности студентов имеют
определённую стабильность: мы не
видели ни заниженных, ни предельно
завышенных оценок. Уровень самооценки
в данной группе студентов прак
- группе студентов, успешных в профессиональной деятельности, в целом присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения, причём адекватный результат наблюдается по всем шкалам методики Дембо – Рубинштейн. Это свидетельствует о развитом механизме целеполагания, свойственном данной группе участников эмпирического исследования. У группы неуспешных в своей профессиональной деятельности студентов, напротив, у каждого из испытуемых уровень целевого отклонения является сильно завышенным хотя бы по одной из шкал указанной методики, что является нехарактерным для противоположной группы участников нашего исследования и свидетельствует о недостаточно развитом механизме целеполагания, свойственном студентам, чья профессиональная деятельность не является успешной.
- группе успешных в
профессиональной деятельности
студентов присущ адекватный
показатель по уровню
Таким образом, наша гипотеза о том, что у успешных в профессиональной деятельности людей самооценка либо адекватна, либо высока, подтвердилась.
Практическая значимость нашего исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога. В частности, при профессиональном отборе кандидатам на определённую вакансию может быть предложен тест на выявление уровня самооценки личности, что позволит спрогнозировать успешность данного человека в будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Альбуханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991г., с.299.
2.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
3.Ананьев Б.Г.. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР// Вып.18, 1948г., с.111-115.
4.Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977г., 380с.
5.Анкудинова Н.Е.. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. -1958г.,- №2. - с.9-16.
6.Ануфриев А.Ф.. Научное исследование // Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., Изд. «Ось-89», 2002г., 112с.
7.Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986г., с.422.
8.Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
9.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979г., №4, с.22-34.
10.Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103.
11.Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981г., с.159-177.
12.Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 1993г., с.141.
13.Брушлинский А.В.. Проблемы психолологии субъекта. М., 1994г., 90 с.
14.Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию. Изд-во МГУ, 1988г., с.34-47.
15.Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А.. Предисловие к фрагменту книги У.Джемса // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Пузырей А.А. . М., 1982г, с.60.
16.Гульянова Н.А.. Освязи самоприятия и осознания Я – образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология, 2001 г., №3, с.68-75.
17.Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991г., с.88.
18.Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера – педагога // Дис. …докт. психол. наук Свердловск, 1985г.
19.Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169.
20.Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
21.Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000г., 560с.
22.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982г., с.74-77.
23.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988г., 200с.
24.Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 1996г., с.145-204.
25.Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис… канд. психол. наук. Л ., 1980г.
26.Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат , 1978г., 367с.
27.Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 1981г., т.2., № 3, с.25-38.
28.Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989г., Вып . 4 , с.91-96.
29.Коростылева Л.А.. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2001г., с.232.
30.Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук. М., 1984г.
31.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001г., 464с.
32.Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003г., 195с.
33.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975г., с.304.
34.Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и разное //Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980г., с.3-32.
35.Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса// Вопросы психологии // 1977г., №4, с.40-51.
36.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996г., с.88.
37.Мейли Р. Различные аспекты Я// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975г. Вып.V. с.132-141.
38.Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии , № 3, 1990г., с.58-64.
39.Михеева И.Н. Я – концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
40.Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003г., т .1, 688с.
41.Непомнящая Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980г., № 1, с.20-30.
42.Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика , 1992г., с.160.
43.Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности// Дис. канд. психол. наук. Л., 1982г.
44.Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования // Дис. канд. филос. наук М., 1975г.
45.Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1981г., №1.
46.Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995г., с.410.
47.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001г., 440с.
48.Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990г., с.124.
49.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2001г., 688с.
50.Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы. М.:РАУ, 1994г., с.93.
51.Проблемы экспериментальной психологии личности// Учёные зап. Пермского пед ин-та. Пермь, 1970г., 296с.
52.Пряжников Н.С.. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу "Психология труда и инженерная психология". М.:Изд. Институт практической психологии. Воронеж: НПО, МОДЕК , 1997г., с.52.
53.Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога// Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1996г., №3, с .60-67.
54.Росс Л., Нисбетт А. Человек и ситуация // Перспективы социальной психологии// пер. с англ. В.В. Румынского, под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна. М.: Аспект Пресс , 1999г., 429с.
55.Рубинштейн С.Л. Проблемы Общей психологии. М.,1973 г., 416с.
56.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии . 1986г., № 4, с.101-108.
57.Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999г., 720с.
58.Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во С-пб ун-та, 1997г., с.240.
59.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999г., 352с.
60.Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования у школьников// Учёные записки Тамбовского Пед. инст-та, 1956г., Вып.10, 173с.
61.Силвестру А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980г., с.119-139.
62.Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, 2003г., т.24, с.82-90.
63.Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во Спб ун-та, 1997г., с.240.
64.Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989, с.87.
65.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат , 1972г., 303с.
66.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983г., 284с.
67.Теплов Б.М. Способности и одарённость// Проблемы индивидуальных различий. М., 1961г., с.9-20.
68.Фолкэн Чак Т. Психология – это просто. - М.: Гранд, 2002г., 640с.
69.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец. под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 1986г.
70.Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960г., т.2., с.91-109.
71.Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974г., с.209-225.
72.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977г., 144с.
73.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978г., с.26-27.
74.Чирикова А.Е. Психология предпринимательской деятельности// Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей// Психологический журнал, 1999г., т.20, №3, с.81-92.
75.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика , 1981г., 91с.
76.Шафажинская Н.Е.// Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986г., с.22.
77.Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности