Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68
Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.
Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение служащего к результату сопоставления реального и идеального "Я - профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой).
Ещё у С. Л. Рубинштейна, основной мыслью концепции субъекта и его деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года ("Принцип творческой самодеятельности") является то, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности. Согласно принципу единства сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её адекватного выполнения.
Подводя итог первой части нашей работы, можно заключить, что исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами, показали зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное поведение человека и его деятельность. Мы также попробуем проследить в эмпирической части нашего исследования выявленную закономерность.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном исследовании принимали участие 30 студентов. В эксперименте рассматривалась упешность их учебной деятельности, путём сопоставления их оценок и собственной оценки успешности своей учебной деятельности с уровнем самооценки испытуемых.
Успешными в профессиональной (в данном случае учебной) деятельности мы признали 12 из них и столько же признано неуспешными. Остальные участники эмпирического исследования были нами отсеяны, так как мы не могли их отнести ни к одной из вышеуказанных групп по нижеприведённой причине.
Испытуемым вслух зачитывалась инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые самостоятельно. Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за последний год обучения (так как именно он результативен для показания успешности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у кого имелась хотя бы одна оценка «удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за невозможности влиять на ход эксперимента, однако мы приведём таблицу, в которой более подробно освещены эти данные.
Для большей наглядности заменим оценки «отлично» на «5», «хорошо» на «4», «удовлетворительно» на «3».
№ п/п |
ФИО |
пол |
возраст |
оценки |
считает ли сам студент успешной свою учебную деятельность |
1 |
ФТВ |
ж |
22 |
544455555 |
да |
2 |
ЮВВ |
ж |
28 |
5455444555 |
да |
3 |
АСЕ |
ж |
23 |
5455544554 |
да |
4 |
БДН |
ж |
20 |
444555445 |
да |
5 |
РНН |
ж |
21 |
454545454 |
да |
6 |
СЮН |
ж |
21 |
454454455 |
да |
7 |
ОДН |
ж |
22 |
444445555 |
да |
8 |
ОЕЛ |
ж |
38 |
5555555555 |
да |
9 |
ЗОВ |
ж |
27 |
5555555555 |
да |
10 |
ЛЛВ |
ж |
21 |
555555555 |
да |
11 |
СТА |
ж |
25 |
5555555554 |
да |
12 |
БОА |
ж |
21 |
545555555 |
да |
13 |
ЛИБ |
м |
33 |
545555555 |
да |
14 |
НСА |
ж |
21 |
554555555 |
да |
15 |
СИН |
ж |
23 |
5555545554 |
да |
16 |
МНА |
ж |
26 |
5555545554 |
да |
17 |
ЛВА |
ж |
21 |
555555544 |
да |
18 |
КЕН |
ж |
21 |
554455555 |
да |
19 |
КИА |
ж |
23 |
555555445 |
да |
20 |
ЩЮМ |
м |
22 |
5354454354 |
нет |
21 |
УАФ |
ж |
20 |
4344443345 |
да |
22 |
СОН |
ж |
22 |
5454543544 |
да |
23 |
ПНР |
ж |
22 |
5344444553 |
нет |
24 |
НВЛ |
ж |
22 |
5555555553 |
нет |
25 |
КОА |
ж |
27 |
5355545555 |
да |
26 |
ЁСБ |
ж |
21 |
5344333444 |
да |
27 |
ВИВ |
ж |
26 |
5455444553 |
да |
28 |
АОИ |
м |
38 |
5343545554 |
да |
29 |
ГАА |
ж |
21 |
4344455443 |
да |
30 |
КАМ |
ж |
21 |
434455455 |
средне |
31 |
РЛН |
ж |
21 |
434545545 |
да |
Нами были применены две методики исследования самооценки: Дембо-Рубинштейн и Будасси.
Методика исследования самооценки личности по Будасси.
Инструкция: «Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности (уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость, увлекаемость). Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1 до 20. Оценку 20 поставьте в графе «№» слева от того качества, которое по вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.
В графе «П» отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше и так далее; оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени».
Обработка данных. Начиная с первой строки, из оценки, стоящей слева (в графе “№”), вычтите оценку стоящую справа (в графе “П”). Результат запишите в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а2”. Сложите все значения “а2” и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть коэффициент ранговой корреляции “Ч”.
Параметры высоты самооценки:
от (- 0,2) до 0 - нереалистично низкая
0 – 0,2 - низкая
0,25 – 0,3 - ниже среднего
0,31 – 0,6 - средняя
0,61 – 0,65 - выше средней
0,66 – 0,8 - высокая
более 0,81 - нереалистично высокая
Методика исследования самооценки личности по Дембо – Рубинштейн.
Инструкция: «Каждый человек может оценивать способности, возможности, характер. Каждую сторону человеческой личности условно можно представить в виде вертикальной линии, где её нижняя граница – самое низкое развитие данного качества, а верхняя – наивысшее его развитие. На каждой линии отметьте чёрточкой уровень, который есть у вас на данный момент, а крестиком тот уровень, достигнув которого вы были бы удовлетворены».
Используемые в методике шкалы: «здоровье» - не оценивается, “запускает” механизм самооценки, «умение много делать своими руками», «авторитет у сверстников», «внешность», «умственные способности», «характер», «уверенность в себе».
Обработка данных: 1 параметр – высота самооценки (в нашем исследовании мы руководствовались в основном лишь этим параметром). Адекватная самооценка расположена в границах от 45 до 75 баллов (1 балл = 1 мм стомиллеметровой шкалы). Ниже – заниженная и наоборот;
2 параметр – уровень
притязаний. Реальный уровень
3 параметр – целевое
отклонение. Наилучший вариант –
в пределах от 8 до 22 баллов. Выше
23 баллов – неразвитый механизм
целеполагания, неумение
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных в профессиональной деятельности студентов.
«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение».
№ № |
ппол |
«умение много делать своими руками» |
«Характер» |
«Умственные способности» |
«Авторитет у сверстников» |
«Внешность» |
«Уверенность в себе» |
Средний показатель |
ФИО |
1 |
ж |
69/100/31 |
63/66/3 |
74/100/26 |
73/93/20 |
68/88/20 |
82/92/10 |
71/90/22 |
ОЕЛ |
2 |
ж |
51/53/2 |
69/71/2 |
75/89/14 |
53/58/5 |
78/78/2 |
79/79/0 |
67/71/4 |
ЗОВ |
3 |
ж |
69/75/6 |
71/79/8 |
92/96/4 |
72/82/10 |
74/94/14 |
78/87/19 |
76/85/10 |
ЛЛВ |
4 |
ж |
64/75/11 |
67/81/14 |
73/79/6 |
73/87/14 |
72/76/4 |
67/100/33 |
69/83/14 |
СТА |
5 |
ж |
59/77/18 |
67/87/20 |
73/98/25 |
77/92/15 |
87/100/13 |
87/100/13 |
75/92/19 |
БОА |
6 |
м |
71/80/9 |
74/74/0 |
83/98/15 |
74/93/19 |
75/75/0 |
86/96/10 |
77/86/9 |
ЛИБ |
7 |
ж |
70/91/21 |
77/92/15 |
81/96/15 |
66/77/11 |
74/79/5 |
78/83/5 |
74/86/12 |
НСА |
8 |
ж |
70/100/30 |
81/100/19 |
89/100/11 |
84/100/16 |
86/100/24 |
85/100/15 |
82/100/19 |
СИН |
9 |
ж |
68/86/18 |
76/89/13 |
81/93/12 |
72/83/11 |
65/83/18 |
82/94/12 |
74/88/14 |
МНА |
10 |
ж |
81/91/10 |
80/88/8 |
76/96/20 |
77/95/18 |
85/94/9 |
71/88/17 |
78/92/14 |
ЛВА |
11 |
ж |
85/85/0 |
60/60/0 |
83/92/9 |
80/80/0 |
76/96/20 |
76/84/8 |
77/83/6 |
КЕН |
12 |
ж |
57/86/29 |
74/80/6 |
82/100/18 |
81/81/0 |
70/79/9 |
75/89/14 |
73/86/11 |
КИА |
сред. знач. |
68/84/15 |
73/81/9 |
80/95/15 |
73/85/12 |
76/87/13 |
79/91/14 |
75/87/13 |
Средний показатель самооценки по группе равен 75 баллам, что соответствует крайней границе адекватного уровня (76 баллов – уже завышенный уровень самооценки); средний показатель уроня притязаний – 87 баллов (адекватен); средний показатель целевого отклонения – 13 баллов (группе в целом присущ развитый механизм целеполагания, умение ставить реально осуществимые цели).
100
У П
самооценка
Ц О
0 умение много делать характер умственные авторитет внешность уверенность
своими руками
ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний
Рис.1. График результатов, полученных у студентов, успешных в профессиональной деятельности.
Результаты по методике Дембо – Рубинштейн неуспешных в профессиональной деятельности студентов.
«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение».
№ № |
опол |
«умение много делать своими руками» |
«Характер» |
«Умственные способности» |
«Авторитет у сверстников» |
«Внешность» |
«Уверенность в себе» |
Средний показатель |
ФИО |
1 |
м |
84/96/12 |
51/77/26 |
70/97/27 |
76/100/24 |
84/96/12 |
74/91/17 |
73/93/20 |
ЩЮМ |
2 |
ж |
62/100/38 |
40/100/60 |
41/100/59 |
66/100/34 |
21/100/79 |
59/100/41 |
48/100/52 |
УАФ |
3 |
ж |
52/88/36 |
33/100/67 |
70/100/30 |
76/100/24 |
67/79/12 |
82/100/18 |
63/94/31 |
СОН |
4 |
ж |
22/96/74 |
60/100/40 |
78/98/20 |
52/96/44 |
85/100/15 |
52/98/46 |
58/98/40 |
ПНР |
5 |
ж |
72/97/25 |
80/86/6 |
91/96/5 |
61/74/13 |
73/91/18 |
85/89/4 |
77/89/12 |
НВЛ |
6 |
ж |
62/100/38 |
77/100/23 |
78/100/22 |
43/100/57 |
59/100/41 |
12/85/73 |
55/97/42 |
КОА |
7 |
ж |
32/62/30 |
63/84/21 |
48/77/29 |
56/92/36 |
75/92/17 |
47/85/38 |
53/82/28 |
ЁСБ |
8 |
ж |
100/100/0 |
68/78/10 |
82/92/10 |
74/74/0 |
80/80/0 |
74/98/24 |
80/87/7 |
ВИВ |
9 |
м |
95/100/5 |
36/100/64 |
81/100/19 |
63/93/30 |
78/82/4 |
31/95/64 |
64/95/31 |
АОИ |
10 |
ж |
75/75/0 |
73/81/8 |
60/81/21 |
30/57/27 |
54/72/18 |
54/78/24 |
58/74/16 |
ГАА |
11 |
ж |
9/64/58 |
27/75/28 |
59/84/25 |
100/100/0 |
81/100/19 |
43/71/28 |
53/82/26 |
КАМ |
12 |
ж |
81/81/0 |
56/86/30 |
77/95/18 |
90/90/0 |
87/87/0 |
63/81/18 |
76/87/11 |
РЛН |
Средзнач. |
62/88/26 |
55/89/40 |
70/93/24 |
66/90/24 |
70/90/20 |
54/89/33 |
63/90/27 |
Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности