Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Подход к понятию деятельности в психологии……………………..5
1.2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности….9
1.3. Я – концепция………………………………………………………...15
1.4. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки……..21
1.5. Профессиональное самосознание…………………………………...31
1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности……………………………………………………………………..34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………45
2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………..49
2.2. Результаты по методике Будасси успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов…………………………………...53
2.3. Сравнительный анализ результатов по методикам………………...55
2.4. Обсуждение полученных результатов исследования……………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности .doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены  более оптимистично, нежели те, у  кого самооценка занижена; они успешно  решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность  в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.

Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.

Профессиональная самооценка рассматривается как  самоотношение  служащего к результату сопоставления  реального и идеального "Я - профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой).

Ещё у С. Л. Рубинштейна, основной мыслью концепции субъекта и его деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года  ("Принцип творческой самодеятельности") является то, что человек и его психика  формируются и   проявляются  в  деятельности. Согласно принципу единства сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её адекватного выполнения.

Подводя итог первой части  нашей работы, можно заключить, что  исследования, проведённые российскими  и зарубежными авторами, показали зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное поведение человека и его деятельность. Мы также попробуем проследить в эмпирической части нашего исследования выявленную закономерность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В данном исследовании принимали  участие 30 студентов. В эксперименте рассматривалась упешность их учебной деятельности, путём сопоставления их оценок и собственной оценки   успешности своей учебной деятельности с уровнем самооценки испытуемых.

Успешными в профессиональной (в данном случае учебной) деятельности мы признали  12  из  них и столько  же  признано неуспешными. Остальные участники эмпирического исследования были нами отсеяны, так как мы не могли их отнести ни к одной из вышеуказанных групп по нижеприведённой причине.

Испытуемым вслух зачитывалась инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые самостоятельно. Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за последний год обучения (так как именно он результативен для показания успешности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у кого имелась хотя бы одна оценка «удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за невозможности влиять на ход эксперимента, однако мы приведём таблицу, в которой более подробно освещены эти данные.

Для большей наглядности  заменим оценки «отлично» на «5», «хорошо» на «4», «удовлетворительно»  на «3».

 

 

№ п/п

ФИО

пол

возраст

оценки

считает ли сам студент  успешной свою учебную деятельность

1

ФТВ

ж

22

544455555

да

2

ЮВВ

ж

28

5455444555

да

3

АСЕ

ж

23

5455544554

да

4

БДН

ж

20

444555445

да

5

РНН

ж

21

454545454

да

6

СЮН

ж

21

454454455

да

7

ОДН

ж

22

444445555

да

8

ОЕЛ

ж

38

5555555555

да

9

ЗОВ

ж

27

5555555555

да

10

ЛЛВ

ж

21

555555555

да

11

СТА

ж

25

5555555554

да

12

БОА

ж

21

545555555

да

13

ЛИБ

м

33

545555555

да

14

НСА

ж

21

554555555

да

15

СИН

ж

23

5555545554

да

16

МНА

ж

26

5555545554

да

17

ЛВА

ж

21

555555544

да

18

КЕН

ж

21

554455555

да

19

КИА

ж

23

555555445

да

20

ЩЮМ

м

22

5354454354

нет

21

УАФ

ж

20

4344443345

да

22

СОН

ж

22

5454543544

да

23

ПНР

ж

22

5344444553

нет

24

НВЛ

ж

22

5555555553

нет

25

КОА

ж

27

5355545555

да

26

ЁСБ

ж

21

5344333444

да

27

ВИВ

ж

26

5455444553

да

28

АОИ

м

38

5343545554

да

29

ГАА

ж

21

4344455443

да

30

КАМ

ж

21

434455455

средне

31

РЛН

ж

21

434545545

да


 

Нами были применены  две методики исследования самооценки: Дембо-Рубинштейн и Будасси.

 

Методика исследования самооценки личности по Будасси.

 

Инструкция: «Прочитайте  внимательно все слова, характеризующие  качества личности (уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость, увлекаемость). Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1 до 20. Оценку 20 поставьте в графе «№» слева от того качества, которое по вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.

В графе «П» отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше и так далее; оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени».

Обработка данных. Начиная  с первой строки, из оценки, стоящей слева (в графе “№”), вычтите оценку стоящую справа (в графе “П”). Результат запишите в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а2”. Сложите все значения “а2” и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть коэффициент ранговой корреляции “Ч”.

 

Параметры высоты самооценки:

 

от (- 0,2) до 0 -  нереалистично  низкая

0 – 0,2             - низкая

0,25 – 0,3        - ниже среднего

0,31 – 0,6        - средняя

0,61 – 0,65      - выше средней

0,66 – 0,8        - высокая

более 0,81      - нереалистично высокая

 

Методика исследования самооценки личности по Дембо – Рубинштейн.

 

Инструкция: «Каждый человек  может оценивать способности, возможности, характер. Каждую сторону человеческой личности условно можно представить в виде вертикальной линии, где её нижняя граница – самое низкое развитие данного качества, а верхняя – наивысшее его развитие. На каждой линии отметьте чёрточкой  уровень, который есть у вас на данный момент, а крестиком  тот уровень, достигнув которого вы были бы удовлетворены».

Используемые в методике шкалы: «здоровье» - не оценивается, “запускает”  механизм самооценки, «умение много  делать своими руками», «авторитет у  сверстников»,  «внешность», «умственные способности», «характер», «уверенность в себе».

Обработка данных: 1 параметр – высота самооценки (в нашем  исследовании мы руководствовались  в основном лишь этим параметром). Адекватная самооценка расположена в границах от 45 до 75 баллов (1 балл = 1 мм стомиллеметровой шкалы). Ниже – заниженная и наоборот;

2 параметр –  уровень  притязаний. Реальный уровень располагается  в границах от 75 до 89 баллов. Ниже  – нежелание развития, отсутствие  притязаний.  Выше – незрелая  личность, не умеющая ставить реальные цели;

3 параметр – целевое  отклонение. Наилучший вариант –  в пределах от 8 до 22 баллов. Выше 23 баллов – неразвитый механизм  целеполагания, неумение ставить  реально достижимые цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных в профессиональной деятельности студентов.

 

«самооценка / уровень  притязаний / целевое отклонение».

 

№ №

ппол

«умение много  делать своими руками»

«Характер»

«Умственные способности»

«Авторитет  у сверстников»

«Внешность»

«Уверенность в себе»

Средний показатель

ФИО

1

ж

69/100/31

63/66/3

74/100/26

73/93/20

68/88/20

82/92/10

71/90/22

ОЕЛ

2

ж

51/53/2

69/71/2

75/89/14

53/58/5

78/78/2

79/79/0

67/71/4

ЗОВ

3

ж

69/75/6

71/79/8

92/96/4

72/82/10

74/94/14

78/87/19

76/85/10

ЛЛВ

4

ж

64/75/11

67/81/14

73/79/6

73/87/14

72/76/4

67/100/33

69/83/14

СТА

5

ж

59/77/18

67/87/20

73/98/25

77/92/15

87/100/13

87/100/13

75/92/19

БОА

6

м

71/80/9

74/74/0

83/98/15

74/93/19

75/75/0

86/96/10

77/86/9

ЛИБ

7

ж

70/91/21

77/92/15

81/96/15

66/77/11

74/79/5

78/83/5

74/86/12

НСА

8

ж

70/100/30

81/100/19

89/100/11

84/100/16

86/100/24

85/100/15

82/100/19

СИН

9

ж

68/86/18

76/89/13

81/93/12

72/83/11

65/83/18

82/94/12

74/88/14

МНА

10

ж

81/91/10

80/88/8

76/96/20

77/95/18

85/94/9

71/88/17

78/92/14

ЛВА

11

ж

85/85/0

60/60/0

83/92/9

80/80/0

76/96/20

76/84/8

77/83/6

КЕН

12

ж

57/86/29

74/80/6

82/100/18

81/81/0

70/79/9

75/89/14

73/86/11

КИА

сред.

знач.

68/84/15

73/81/9

80/95/15

73/85/12

76/87/13

79/91/14

75/87/13

 

 

Средний показатель самооценки по группе равен 75 баллам, что соответствует крайней границе адекватного уровня (76 баллов – уже завышенный уровень самооценки); средний показатель уроня притязаний – 87 баллов (адекватен); средний показатель целевого отклонения – 13 баллов (группе в целом присущ развитый механизм целеполагания, умение ставить реально осуществимые цели).

 

 

 

 

 

 

 

 


  100


   У П



  самооценка

 

 

 

 

 

Ц О


 


        0                 умение много делать                        характер                          умственные                                   авторитет                    внешность     уверенность

                               своими руками                                                                            способности                                  у сверстников                                                  в себе

 

 

ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний

 

 

 

 

 

 

Рис.1.  График результатов, полученных у студентов, успешных в  профессиональной деятельности.

 

Результаты  по методике Дембо – Рубинштейн неуспешных     в профессиональной деятельности студентов.

 

 

«самооценка / уровень  притязаний / целевое отклонение».

 

 

№ №

опол

«умение много  делать своими руками»

«Характер»

«Умственные способности»

«Авторитет  у сверстников»

«Внешность»

«Уверенность  в себе»

Средний показатель

ФИО

1

м

84/96/12

51/77/26

70/97/27

76/100/24

84/96/12

74/91/17

73/93/20

ЩЮМ

2

ж

62/100/38

40/100/60

41/100/59

66/100/34

21/100/79

59/100/41

48/100/52

УАФ

3

ж

52/88/36

33/100/67

70/100/30

76/100/24

67/79/12

82/100/18

63/94/31

СОН

4

ж

22/96/74

60/100/40

78/98/20

52/96/44

85/100/15

52/98/46

58/98/40

ПНР

5

ж

72/97/25

80/86/6

91/96/5

61/74/13

73/91/18

85/89/4

77/89/12

НВЛ

6

ж

62/100/38

77/100/23

78/100/22

43/100/57

59/100/41

12/85/73

55/97/42

КОА

7

ж

32/62/30

63/84/21

48/77/29

56/92/36

75/92/17

47/85/38

53/82/28

ЁСБ

8

ж

100/100/0

68/78/10

82/92/10

74/74/0

80/80/0

74/98/24

80/87/7

ВИВ

9

м

95/100/5

36/100/64

81/100/19

63/93/30

78/82/4

31/95/64

64/95/31

АОИ

10

ж

75/75/0

73/81/8

60/81/21

30/57/27

54/72/18

54/78/24

58/74/16

ГАА

11

ж

9/64/58

27/75/28

59/84/25

100/100/0

81/100/19

43/71/28

53/82/26

КАМ

12

ж

81/81/0

56/86/30

77/95/18

90/90/0

87/87/0

63/81/18

76/87/11

РЛН

Средзнач.

62/88/26

55/89/40

70/93/24

66/90/24

70/90/20

54/89/33

63/90/27

 

Информация о работе Влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности