Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и охарактеризовать особенности влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.
Объект: агрессивность в подростковом возрасте
Предмет: влияние СМИ на уровень агрессивности в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «агрессивность», структуру агрессивного поведения.
2. Дать характеристику теоретическим аспектам агрессивного повеления.
3. Раскрыть причины агрессивного поведения в подростковом возрасте и определить степень влияния СМИ на подростков.
4. Описать механизм влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния СМИ на агрессивное поведение подростков………………………………………….5
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения………………………………5
1.2. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………10
1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков…………………12
Выводы по первой главе………………………………………………………...17
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков................................18
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков ………………….…….18
2.2. Анализ результатов исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков…………………………………...……..…20
2.3. Рекомендации по развитию программы ……………………………….…26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

СМИ агрессия.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО  «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра _______________ ________

(наименование  кафедры)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

Влияние СМИ  на агрессивное поведение подростков

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент(-ка)___ курса группы_____

факультета______________________

направления _____________________

_________________________________

профиля ________________________

_________________________________

ФИО _________________

Научный руководитель:

должность, ученая степень

Петров П. П.

 

 

 

 

Тула 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния СМИ на агрессивное поведение подростков………………………………………….5

1.1. Понятие и формы агрессивного поведения………………………………5

1.2.  Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………10

1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков…………………12

Выводы по первой главе………………………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков................................18

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков ………………….…….18

2.2. Анализ результатов исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков…………………………………...……..…20

2.3. Рекомендации по развитию программы  ……………………………….…26

Заключение………………………………………………………………………30

Литература……………………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы педагоги и родители отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессии детей и подростков: они более крикливые, шумные, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы, часто бывают жестоки. Статистика фиксирует общее увеличение правонарушение несовершеннолетних в том числе и тяжких преступлений. Сталкиваясь с агрессивностью ребенка необходимо знать определенные симптомы и принимать соответствующие меры. Но причины агрессии могут быть разными, включая семейные отношения, основанные на недопонимании между взрослым и подростком, а также средства массовой информации.

С моральной точки  зрения поступки человека должны соответствовать  определенной социальной норме, сложившейся  исторически и основанной на религии, традициях и определенных стандартах. Так, поведение детей, проявляющих  раздражение, грубость, оппозицию, рассматривается как результат плохого воспитания, дурного влияния сверстников, книг и средств массовой информации агрессивного содержания.

Поэтому, на сегодняшний  день проблема агрессивного поведения  подростков наиболее актуальна. В связи с широким распространением жестокости в средствах массовой информации, одной из ведущих причин агрессивности принято считать СМИ. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Таким образом, эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.1

Цель: изучить и охарактеризовать особенности влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.

Объект: агрессивность в подростковом возрасте

Предмет: влияние СМИ на уровень агрессивности в подростковом возрасте

Задачи исследования:

1. На основе анализа  психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «агрессивность», структуру агрессивного поведения.

2. Дать характеристику теоретическим аспектам агрессивного повеления.

3. Раскрыть причины агрессивного поведения в подростковом возрасте и определить степень влияния СМИ на подростков.

4. Описать механизм влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.

5. Разработать методические рекомендации по профилактике и снижению уровня агрессии в подростковом возрасте

Методы исследования:

  1. Анализ и синтез научной литературы
  2. Обобщение информации

Практическая  значимость:

Практическая значимость работы заключается в возможности проведения дальнейших научных исследований в данной области. Исследование может послужить основой для будущей выпускной квалификационной работы. Так же существует возможность использования полученных данных в процессе подготовки будущих педагогов.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

      1. Понятие и формы агрессивного поведения

При характеристике агрессивного поведения используют два основных понятия: «агрессия» и «агрессивность». Раскроем их значение.

Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день единое понимание  термина «агрессия» отсутствует. Данное понятие используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково.

Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что  означает «нападение», «приступ». В  «Большом психологическом словаре» дано следующее определение понятия «агрессия» - «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».2

В «Словаре по социальной педагогике» используется следующее  определение: «агрессия - это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу».3

Американские  психологи Д. Креч и Р. Кратчфилд  определяют понятие «агрессия» как  «любой вид поведения, приносящий вред другому.4

Немецкий психолог К. Бютнер рассматривает агрессию как «акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение».5

Психолог А.А. Реан под агрессией понимает «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».6

По-своему трактует данный термин психолог Л.Д. Столяренко - «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению». Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации.7

Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Но она характеризуется следующими особенностями:

- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

- в качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

- жертва должна  обладать мотивацией избегания  подобного с собой обращения.8

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической  формы поведения и агрессии как  свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры.

«Агрессивность» в «Большом психологическом словаре» определяется как «склонность личности действовать враждебно и агрессивно».

Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит  индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития          агрессии .9

Как считает педагог С.Н. Дубинин истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности, - гнев, отвращение, презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям.10

Выделяются  три основные позиции в отношении агрессивности: биологическая, социальная, гуманистическая. Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу, однако социум также может провоцировать проявление агрессивности. В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смыслообразования.11

На современном  этапе агрессивное поведение  рассматривают с различных позиций:

1) теория инстинкта  предполагает агрессивное поведение  как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;

2) теория побуждения  подразумевает, что для осуществления  агрессивного поведения необходим  внешний стимул;

3) теория смещенной  агрессии утверждает, что для  реализации агрессивного поведения  выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне;

4) когнитивная  (познавательная) теория предполагает  наличие когнитивно-аффективного  механизма. В этом случае характер  интерпретации человеком чьих-либо  действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов;

5) теория социального  научения рассматривает агрессивное  поведение как совокупность ранее  усвоенных моделей поведения. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.12

Рассмотрев  различные подходы к определениям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», можно выделить их смысловые  различия. Агрессия - это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность - это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение - это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку.

     Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения.13

   

Следующая значимая классификация предложена психологом Д. Зильманом. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением.14

На этом классификации понятий агрессии и агрессивности не заканчиваются, но мы рассмотрели основные из них, которые дают наиболее полное представление о данных терминах.

 

 

 

1.2. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте

Данные современной  науки убеждают, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также могут влиять и его природные особенности - темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.15

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка - родительская семья, группы сверстников, макросреда - образовательные учреждения в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также - традиции и законы данной культуры, средства массовой информации.16

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков