Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель: изучить и охарактеризовать особенности влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.
Объект: агрессивность в подростковом возрасте
Предмет: влияние СМИ на уровень агрессивности в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «агрессивность», структуру агрессивного поведения.
2. Дать характеристику теоретическим аспектам агрессивного повеления.
3. Раскрыть причины агрессивного поведения в подростковом возрасте и определить степень влияния СМИ на подростков.
4. Описать механизм влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния СМИ на агрессивное поведение подростков………………………………………….5
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения………………………………5
1.2. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………10
1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков…………………12
Выводы по первой главе………………………………………………………...17
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков................................18
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков ………………….…….18
2.2. Анализ результатов исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков…………………………………...……..…20
2.3. Рекомендации по развитию программы ……………………………….…26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………
Решающая роль отводится
семье. Именно в ней в процессе
взаимодействия и взаимовлияния
супругов, родителей и детей
Приведем наиболее часто
встречающиеся причины
Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы
Второй источник - СМИ, перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками, и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.
Третий источник - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут слабыми.
Четвертый источник - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.
Пятый источник - желание вызвать восторг юной подруги. Молодые люди хотят казаться более сильными и бесстрашными в глазах возлюбленной.
Можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна. Проводя профилактику агрессивных проявлений в среде школьников, необходимо учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков
Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому.
Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе. А может и огромное число сцен насилия в средствах массовой культуры. Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен.
Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию.
А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель своего поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.
Американский психолог Джордж Гербнер изучал сетку вещания телевидения США. В результате чего было выявлено, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тысяч сцен с убийствами и 100 тысяч других действий с применением насилия.18
Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может увеличивать агрессивность поведения зрителей, уменьшать факторы, сдерживающие агрессию, притуплять чувствительность к агрессии, формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности.19
Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либо побуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел обычную программу.
Ирон и его коллеги провели лонгитюдное статистическое исследование в 1960 году, обследовав школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.20
Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет. Иначе говоря, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет.
В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования - 400 испытуемых из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет, сохранялось стабильное агрессивное поведение на протяжении всего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих близких. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.21
Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи объяснили, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает последовательно, заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание.
Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор более четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.22
Российский кинематограф также использует сцены насилия при создании фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя. Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую часто пропагандируют жестокость.
Таким образом, средства массовой информации являясь наиболее доступным и широко используемым средством получения информации имеет двойственную ориентацию: положительную и отрицательную. Современный подросток проводит достаточное количество времени перед экраном телевизора, слушая музыку по радио или пользуясь Интернетом, может невольно стать «заложником» СМИ.
Современные фильмы и мультфильмы
наполнены жестокостью и
Таким образом, транслируемые передачи посредством СМИ необходимо контролировать со стороны государства, недопуская к трансляции в дневное и вечернее время мультфильмов и фильмов со сценами насилия и жестокости.
Выводы по I главе:
Обобщая все вышесказанное нужно выделить, что под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению. Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении. Оба термина входят в состав агрессивного поведения, как действия, направленного на причинение вреда другому человеку. Все подходы к классификации агрессивного поведения отражают сущность различия его форм, но в то же время схожесть мотивов.
Также мы выявили, что на формирование агрессивного поведения подростков оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации, в частности периодическая печать и телевидение, среди них занимают вполне определенное место.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Характеристика
диагностической программы
Данная диагностическая программа была разработана с целью установления наличия или отсутствия изучаемого явления при определенных контролируемых условиях.
Цель программы: диагностика влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.
Данная программа предназначена для подростков в возрасте 15-16 лет
В диагностической программе (таблица 1) представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера.
Таблица 1
Диагностическая программа исследования агрессивности у подростков
Название методики, автор |
Цель методики |
Исследуемый критерий |
Опросник предпочтения подростков в выборе средств массовой информации |
Выявить средства массовой информации, которые оказывают наибольшее влияние на подростка |
Предпочтение в выборе СМИ |
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири |
Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах |
Межличностные отношения |
Методика А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» |
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться с ним |
агрессивность в отношениях |
Методика описания поведения в коллективе Томаса |
изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. |
поведение в коллективе |
Методика диагностики состояния агрессии Басса - Дарки |
Позволяет качественно
и количественно |
состояние агрессии |
Ниже дается описание тех методик, которые были включены в диагностическую программу и использовались для исследования влияния СМИ на агрессивное поведение подростков учащихся 9 класса МОУ СОШ № 49 г. Тулы. Непосредственно сам диагностический материал представлен в приложении к курсовой работе.
Опросник предпочтений подростков в выборе средств массовой информации
Данный опросник содержал 6 вопросов, в которых подросткам был предоставлен выбор средств массовой информации.
Меодика диагностики межличностных отношений Т. Лири
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Информация о работе Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков