Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и охарактеризовать особенности влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.
Объект: агрессивность в подростковом возрасте
Предмет: влияние СМИ на уровень агрессивности в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «агрессивность», структуру агрессивного поведения.
2. Дать характеристику теоретическим аспектам агрессивного повеления.
3. Раскрыть причины агрессивного поведения в подростковом возрасте и определить степень влияния СМИ на подростков.
4. Описать механизм влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния СМИ на агрессивное поведение подростков………………………………………….5
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения………………………………5
1.2. Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте…………10
1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков…………………12
Выводы по первой главе………………………………………………………...17
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков................................18
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков ………………….…….18
2.2. Анализ результатов исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков…………………………………...……..…20
2.3. Рекомендации по развитию программы ……………………………….…26
Заключение………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

СМИ агрессия.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Методика  А. Ассингера «Оценка агрессивности  в отношениях»

Методика Ассингера была создана для исследования агрессивности как причины возникновения деструктивных конфликтов. Методика А. Ассингера («опросник Ассингера») определяет, достаточно ли человек корректен в отношении со своими коллегами, и легко ли общаться с ним.

Методика  описания поведения в коллективе Томаса

В нашей стране тест адаптирован Н.В.Гришиной для  изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Для описания типов  поведения людей в конфликтных  ситуациях К.Томас считает приемлемой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Методика  диагностики состояния агрессии Басса – Дарки

При составлении  опросника использовались следующие принципы:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит  из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

 

 

 

2.2.  Анализ результатов исследования особенностей влияния СМИ на агрессивное поведение подростков

В результате опросы учащихся было выявлено, что 80% подростков предпочитают проводить время в сети интернет 4–5 часа в день, 67% детей любят смотреть телевизор около 3 часов в день , 33%  предпочитают смотреть боевики, триллеры и ужасы.

Данные, полученные по методике межличностных отношений, отражены в таблице №2 и рисунке №1

Таблица 2

Результаты  по методике межличностных отношений

Респонденты

Доминирование

Дружелюбие

1.

Егор Б.

6,8

-2,3

2.

Алина Р.

5,6

0,2

 Мария П.

3,2

1,8

4.

Ольга Т.

5,9

-0,2

5.

Евгения М.

3,9

0,8

6.

Елена Т.

2,7

2,4

7.

Алексей О.

-0,1

7,1

8.

Максим Б.

2,9

4,6

9.

Дарья Ч.

2,1

2,8

        10. 

Михаил В.

-0,6

-7,5

Среднее значение

3,2

0,8


 

Рис. 1 Средние значения по результатам методики межличностных отношений

 

Из таблицы  №2 и рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе выделяются следующие уровни межличностных отношений:

доминирование предстает в большей степени, дружелюбие уступает на несколько баллов.

По результатам  диагностики можно сделать вывод, что подростки, у которых преобладает доминирующий стиль поведения характеризуются следующими качествами: черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляются в стремлении занять обособленную позицию в группе.

Подростки с преобладанием дружелюбного стиля поведения характерезуются следующими качествами: выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный.

Результаты  проведения методики Ассингера представлены в таблице 3

Таблица№3.

Результаты  проведения методики Ассингера

Респонденты

Полученный  результат

1.

Егор Б.

32

2.

Алина Р.

37

3.

 Мария П.

49

Ольга Т.

23

Евгения М.

36

6.

Елена Т.

43

7.

Алексей О.

46

8.

Максим Б.

47

9.

Дарья Ч.

45

        10.

Михаил В.

36


 

Из таблицы  №3 видно, что в экспериментальной  группе выделяются следующие уровни агрессивности:

- ниже нормы 2 подростка, они обладают следующими характеристиками: чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

- в норме 4 подростка: умеренно агрессивены, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

- выше нормы 4 подростка, они обладают следующими характеристиками: излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим. Надеются добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих.

 

 

  

Рис. 2 Результаты диагностики по методике Ассингера

 
Результаты диагностики по методике Томаса.

Данные, полученные при изучении, представлены в таблице  №4

 

Таблица №4

Результаты  диагностики по методике Томаса

Ф.И.О.

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспо

собление

1

Егор Б.

 

V

     

2

Алина Р.

     

V

 

3

 Мария П.

V

       

4

Ольга Т.

     

V

 

5

Евгения М.

v

       

6

Елена Т.

   

V

   

7

Алексей О.

       

V

8

Максим Б.

V

       

9

Дарья Ч.

V

       

10

Михаил В.

 

v

     

 

Из таблицы  №4 видно, что соперничать, готовы 4 подростка, сотрудничать 2 подростка, готов на компромисс 1 учащийся, избегать – 2 подростка, приспосабливаться – 1 испытуемый.

соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

компромисс;

избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Рис. 4 Стратегии поведения испытуемых

Результаты  диагностики с помощью методики Басса - Дарки.

Данные, полученные при изучении, представлены в таблице  №5.

Таблица №5

Результаты  диагностики с помощью методики Басса - Дарки.

Ф.И.О.

Агрессивность

Враждебность

1

Егор Б.

12 ниже нормы

-2 ниже нормы

2

Алина Р.

17 норма

9 норма

3

 Мария П.

23 норма

6 норма

4

Ольга Т.

20 норма

3 норма

5

Евгения М.

32 выше нормы

15 выше нормы

6

Елена Т.

25 норма

9 норма

7

Алексей О.

33 выше нормы

14 выше нормы

8

Максим Б.

29 выше нормы

15 выше нормы

9

Дарья Ч.

28 выше нормы

15 выше нормы

10

Михаил В.

27 выше нормы

17 выше нормы


 

Из таблицы  №5 видно, что в экспериментальной  группе выделяются следующие уровни агрессивных и вражеских способностей:

- ниже нормы: 1 подросток;

- в норме: 4 подростка;

- выше нормы: 5 подростков.

Вывод: В целом проведенные исследования показали, что испытуемые показывают умеренный и высокий уровень агрессии в равной степени.

Также опросник показал как много времени подростки уделяют телевидению,  нахождению в сети интернет, что в результате влияет на агрессивность испытуемых.

          По результатам проведенных методик,  мы можем предположить, что одной  из причин высоких показателей  агрессии у подростков является СМИ.

 

 

2.3. Программа  по профилактике агрессивного  поведения в подростковом возрасте

Для профилактики агрессивного поведения нами была составлена психокоррекционная программа.

Цель программы: формирование умения конструктивно  действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи программы:

  1. Отреагирование негативных эмоций.
  2. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.
  3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

Методы, используемые в программе:

  1. Обсуждение, дискуссия.
  2. Игровые упражнения.
  3. Интерактивные игры.
  4. Арт-терапия.

Программа включает в себя 10 занятий.

Частота занятий  – два раза в неделю.

Длительность  – от 40 минут до 1 часа.

Категория участников: подростки 15-16 лет.

Количество  участников: до 20 человек.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, мяч.

Структура занятий  включает:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основное упражнение.
  4. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания.

Критерием эффективности  работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Описание занятий 

Занятие №1. Беседа «Бесконфликтное общение».

Цель: определение  места агрессии и конфликта в  жизни человека и общества.

Занятие №2. Цель: осознание и понимание своих  эмоций и внутреннего состояния.

  1. Ритуал приветствия: « Комплимент».
  2. Обсуждение и принятие групповых правил.
  3. Разминка: «Змейка».
  4. Основное упражнение: «Прогноз погоды».
  5. Рефлексия.
  6. Ритуал прощания: «Самопохвала».

Занятие №3. Цель: обучение правилу взаимодействия в  команде: «Проблемы – на передний план».

  1. Ритуал приветствия: «Комплимент».
  2. Разминка: «Зеркало».
  3. Основное упражнение: «Камушек в ботинке».
  4. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания: «Самопохвала».

Занятие №4. Цель: проработка гнева и обид.

  1. Ритуал приветствия: «Комплимент с пожеланием».
  2. Разминка: «Тень».
  3. Основное упражнение: «Шутливое письмо».
  4. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания: «Самопохвала».

Занятие №5. Цель: понимание агрессии как конструктивной формы поведения.

  1. Ритуал приветствия: «Приветствие».
  2. Разминка: «Обзывалки».
  3. Основное упражнение: «Датский бокс».
  4. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания: «Аплодисменты».

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков