Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:17, курсовая работа
Актуальность исследования корпоративной культуры управления предприятием заключается в:
1) Необходимости интеграции в рамках социально-психологического знания накопленного теоретического и эмпирического материала по проблемам изучения корпоративной культуры управления и способов ее формирования;
2) Недостаточной изученности проблем, связанных с влиянием корпоративной культуры управления на функционирование предприятия;
3) Потребности уточнения и корректировки основных методологических позиций, поиске и обосновании перспективных направлений решения наиболее важных проблем развития промышленных предприятий с учетом корпоративной культуры управления;
4) Важности совершенствования и обновления методик социально-психологической диагностики и управления процессом оптимизации формирования корпоративной культуры управления предприятием.
Введение. 4
1 Теоретические основы корпоративной культуры и социально – психологического климата, связь между ними. 6
1.1 Корпоративная культура. 6
1.1.1 Понятие корпоративной культуры. 6
1.1.2 Значение корпоративной культуры в жизни фирмы. 8
1.1.3 Принципы корпоративной культуры. 9
1.1.4 Составляющие корпоративной культуры. 10
1.1.5 Виды корпоративной культуры. 10
1.1.6 Классификация корпоративной культуры. 12
1.2 Социально психологический климат. 18
1.2.1 Понятие социально – психологического климата. 18
1.2.2 Модели социально-психологического климата. 20
1.2.3 Фактор формирования СПК. 21
1.2.4 Виды СПК. 22
1.2.5 Значение СПК в коллективе. 24
1.3 Связь корпоративной культуры и социально – психологического климата. 24
2 Исследование корпоративной культуры и социально психологического климата. 26
2.1 Исследование корпоративной культуры. 26
2.1.1 Значение исследования корпоративной культуры. 26
2.1.2 Инновации в исследовании корпоративной культуры. 26
2.1.3 Диагностика корпоративной культуры. 28
2.1.4 Российская модель корпоративной культуры. 29
2.1.5 Пример корпоративной культуры. 30
2.2 Исследование социально - психологического климата. 31
2.2.1 Диагностика социально-психологического климата. 31
2.2.2 Изучение социально – психологического климата анкетного опроса. 33
2.2.3 Психологическое обеспечение внедрения инноваций. 36
2.2.4 Исследование социально психологического климата (экспресс – тест). 37
2.2.5 Пример социально – психологического климата. 39
3 Практическое применение теории корпоративной культуры и социально – психологического климата. 40
3.1 Организация ООО «Кузбасский компьютерный центр». 40
3.2 Советы руководителю. 43
3.3 Первые шаги на пути совершенствования корпоративной культуры. 44
Заключение. 52
Литература: 54
На первое место у сотрудников выходят соображения личной безопасности, минимизации рисков, перекладывания ответственности. Для такой культуры характерна большая роль бюрократической иерархии, строгая регламентация всех действий, неукоснительное следование процедуре, перестраховка, многоуровневая коммуникация посредством бумагооборота (реакция на низкий уровень обратной связи).
Отрицательные стороны культуры:
Культура цели.
Культура цели («крутых парней», «звезд» или «мачо») характерна для большинства компаний - производителей ТНП (товаров народного потребления). Также она распространена в сфере консалтинга, в спорте, шоубизнесе, рекламном бизнесе и индустрии развлечений.
Данный тип корпоративной культуры, которому свойственны высокие уровни рисков, высокие ставки при быстрой обратной связи, в некотором смысле представляет противоположность культуре процесса. Герой этой культуры — работник-«звезда», действующий по принципу «победителей не судят», носитель менталитета «крутого парня» с присущей ему высокой степенью индивидуализма, нацеленный на результат. При этом выбор средств вторичен, уровень сотрудничества невысок (хотя заявления типа «вместе мы это сделаем!» или «мы одна команда!» являются хорошим тоном). Жесткая агрессивная среда с высокой внутренней конкуренцией, ориентация на достижение амбициозных целей и, как следствие, немалое вознаграждение делают такой тип культуры достаточно эффективным в ряде бизнесов, особенно при достижении краткосрочных целей. Вместе с тем атмосфера напряженного соперничества порождает высокую текучесть.
Отрицательные стороны культуры:
В общении культура «крутых парней» поощряет несдержанность, вспышки гнева, грубость и хамство, в которых высшие руководители часто видят проявление рвения, решительность, прямоту, уверенность в себе. В коллективе создается атмосфера нетерпимости, особенно негативно сказывающаяся на новичках и просто менее активных (или более воспитанных?..) и беззащитных сотрудниках.
Культура действия
Культура действия (культура совместной работы, или «хорошо потрудился — хорошо отдохнул») нередко встречается в представительствах иностранных компаний и на совместных предприятиях, работающих в сфере торговли (как розничной, так и оптовой), недвижимости и т. п., а также на предприятиях сетевого маркетинга. В таких организациях работники живут в мире небольших рисков (разовая сделка не решает судьбу компании) и быстрой обратной связи. Достаточно комфортная для сотрудников обстановка «больших побед» предполагает активность и настойчивость в достижении амбициозных целей, повышенное внимание к командным ценностям и хорошее вознаграждение за труд.
Особенно культуры:
Культура «крупных ставок»
Такая культура, характеризующаяся высокими рисками при медленной обратной связи в условиях неопределенности, нередко встречается на крупных (прежде всего государственных) предприятиях и в естественных монополиях в сфере сырьевых ресурсов, нефтегазовой промышленности, металлургии, и т. д. Из этого совершенно не следует, что культура данного типа связана с бюрократией или старыми методами управления. Она определяется лишь спецификой бизнеса, когда, например, тысячи людей годами работают годами над космическими проектами с определенными рисками неудачи и реальной возможностью оценить успешность проекта лишь по его завершении. Работа в таких условиях требует от сотрудника приверженности своему делу и компании, экспертных знаний и умений, взвешенных и обдуманных действий, а также очень ценного для менеджера свойства — выдержки в состоянии неопределенности. Ведь если в «культуре мачо» на карту поставлена карьера одного человека, то здесь — будущее всей компании или даже отрасли. Люди в таких обстоятельствах нередко гордятся своим предназначением.
В культуре «крупных ставок» высока роль иерархии, опыта и знаний, внутренней коммуникации. Соответственно, сотрудники могут столкнуться с рядом проблем:
Важнейший компонент любой корпоративной культуры - социально психологический климат организации и отдельных ее подразделений
Социально-психологический климат (ниже именуемый СПК) – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением).
До настоящего времени у учёных нет единства в понимании социально – психологического климата.
Так, Е. С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
В. М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:
1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан;
2) моральный
климат, который определяется
3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является определение социально – психологического климата, данное Ю. Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели.
Выделение основных моделей социально – психологического климата базируется на трёх факторах:
В соответствии с этим существуют следующие модели:
Вариант А.
Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.
Вариант Б.
Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.
Вариант В.
Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.
Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива, являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства. Выделяют несколько стилей руководства трудовым коллективом.
Стили руководства.
При бюрократическом стиле руководства содержание управления и форма оказываются оторванными друг от друга. Форма пунктуально соблюдается бюрократом, но она не соответствует ситуации. Действия такого руководителя упорядочены, но это такой порядок действий, который рассчитан на инструктивную, усредненную ситуацию, порядок превращается в самоцель. Для бюрократов характерны: установка на всеобщую организованность, установка на псевдоинициативу (представление себя новаторами), установка «флюгера» (абсолютным критерием важности и эффективности любой работы служит мнение о ней вышестоящего руководства). Таким образом, при бюрократическом стиле руководства происходит деформация коллективных целей трудовой деятельности, выступающая источником возникновения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах.
Информация о работе Влияние социально – психологического климата на корпоративную культуру