Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка.
6. Составить рекомендации для родителей по выбору игрушек.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения игрушки……..…………………………5
1.1 Виды игрушек………………………………………………………...9
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек……...13
Глава 2. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.…………………………………………………….…20
2.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах…………………………………………….……20
2.2. Роль игрушки в развитии способностей……………………...…..30
2.3 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы……………………………………………………………………………33
2.4 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников…..39
Заключение………………………………………………………………….....43
Список используемой литературы……………………………………..….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.80 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ.  К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Факультет начального образования

Кафедра педагогики начального образования

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ТЕМА

 

Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка

                                                                                                       

 

Выполнила: студентка 3 курса

                                                                                    группы НО-32,очного отделения факультета

                                                                            начального образования

 Вдовина  Екатерина Алексеевна

 

Научный руководитель:

Руднева Юлия Алексеевна

 

 

Калуга, 2012 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. История возникновения игрушки……..…………………………5

1.1 Виды игрушек………………………………………………………...9

1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек……...13

Глава 2. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.…………………………………………………….…20

2.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах…………………………………………….……20

2.2. Роль игрушки в развитии способностей……………………...…..30

2.3 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы……………………………………………………………………………33

2.4 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников…..39

Заключение………………………………………………………………….....43

Список  используемой литературы……………………………………..….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детская игра, занимая по количеству времени, отдаваемого ей, видное место, имеет, несомненно, и большое значение в развитие человека. Прошло то время, когда она считалась пустяком, таким явлением, на изучение которого взрослому было бы стыдно тратить много времени; а теперь уже все, кажется, убедились, что игра весьма и весьма характерная, существенное явление в детской жизни. Не понять его – значит не понять детства; не суметь удовлетворить потребности детей в игре – значит не дать им самый нужной и подходящей к их возрасту пищи. С детской игрой серьёзно должны считаться родители и воспитатели, детскую игру должен внимательно изучать психолог.[13] Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как её средство – игрушка, с помощью, которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Игрушка важна для развития психики ребенка. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.[27]

Сейчас, широко рассматривается  проблема о неправильном использовании  игрушки. Таким образом, она зловредно  влияет на психику и здоровье детей. В работе поставлена цель, выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Теоретическая и  методологическая основы исследования. Основой исследования послужили труды таких российских и зарубежных ученых, как: Абраменковой В.В.; Артемьевой Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкиной О.А.; Библера В.С.; Выготского Л.С.; Голана А.; Запорожеца А.В.; Зворыгиной Е.В.; Козловского В.П.; Лосева А.Ф.; Лотмана Ю.М.; Миллер С.; Мухиной В.С.; Рубинштейна С.Н.; Смирновой Е.О.; Фромма Э.; Юнга К.Г.; Элькониновой Л.И.;  и др., посвященные проблемам влияния игрушки на развитие личности ребенка.

Объект исследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.

Предмет исследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по данной программе.

2. Раскрыть сущность понятий  «игра», «игрушка», «психическое  развитие».

3. Изучить краткую историю  возникновения игрушки.

 4. Определить виды и назначение игрушек.

5. Рассмотреть психолого-педагогические  исследования проблемы влияния  игрушки на развитие личности  ребёнка.

6. Составить рекомендации  для родителей по выбору игрушек. 

 Методы исследования:

анализ научно-теоретической  и психолого-педагогической литературы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения игрушки

 

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры.[1]   Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

Игрушка во все исторически  эпохи была связана с игрой - ведущей  деятельностью, в которой формируется  типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История  игрушек имеет довольно длинную  летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки  появились одновременно с появлением человека.[16]

Археологические исследования донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Древние рабовладельческие  общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные  сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть  древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Самые ранние, известные  нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это  деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это “Крокодил" и “Тигр". Древние мастера пытались "оживить" игрушку, передать в ней характерные движения. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. “Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним Богородску игрушку “Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. [11]

Сравнительно позднее  в игрушке возник образ коня. О  существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской  Греции - Троянская война - нашло  отображение не только в литературе. Известна игрушка “Троянский конь”, которая, возможно, копировала в миниатюре  громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились  лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение  детской двухколесной каталки с  длинной ручкой и маленьким четырехугольным  кузовом на оси, куда мог сесть  ребенок.

Как и сегодня, одной из первых игрушек ребенка в древности  была погремушка. Ее считали важным средством воспитания. В Древней  Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные  песни. Еще эти предметы имели  и иное назначение. От первобытных  времен сохранилось поверье, что  трещотки своим шумом отклоняют  злых духов и тем самым оберегают  ребенка. Много погремушек найдено  при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных  видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. [11]  В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории. Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства - изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы - из слоновой кости. Также вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.

Древнейшие египетские куклы  были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. [28] На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся в VI-VII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек средневековья можно судить по музейным коллекциям. Есть игрушки для знати, военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла. [11] Издавна традиционной игрушкой и в русских семьях была кукла. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки, затем дети их делали сами. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призвания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. [25]

В летописях XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге  в XIX в., где стали применять штамповку  при изготовлении игрушек. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. [11]

Со временем кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или  пластмассовую красавицу, которая  радует на сегодняшний день глаза  наших детишек.

Развитие электронной  промышленности открыло новые горизонты  в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки, которые быстро завоевали мировой  рынок.

 

 

 

1.1 Виды игрушек

 

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому  существуют различные классификации  игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [27]

Чаще в современной  литературе классификация игрушек  строится на основе их использования  в разных видах игр:

1. Сюжетные или образные  игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в  этом их основное назначение, отсюда и  их название - сюжетные. Они развивают  творчество, уточняют и расширяют  кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний  малыша.

2. Технические игрушки  вводят детей в мир техники,  знакомят с внешним видом технических  предметов (машины, механизмы, транспортные  средства), с характерными для  них действиями. К ним относятся  игрушечные фотоаппараты, бинокли,  подзорные трубы, летательные  модели, калейдоскопы, детские швейные  машины и многие другие. Также  технические игрушки делятся:  технико-сюжетные, демонстрирующие  производственные процессы или  законы физики, химии и других  наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования  и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные  материалы рассчитаны на детское  конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей  разных форм для сооружений  и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". [11]

4. Дидактические игрушки  - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных  и спортивных игр предназначены  для физического воспитания. Они  очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки  - это куклы (театральные персонажи,  куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для  разыгрывания сценок по сказкам.  К ним относятся костюмы и  элементы костюмов, атрибуты, элементы  декораций, маски, бутафория и  др.

7. Звучащие и музыкальные  игрушки.

Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных  играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. [11]

Информация о работе Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка