Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка.
6. Составить рекомендации для родителей по выбору игрушек.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения игрушки……..…………………………5
1.1 Виды игрушек………………………………………………………...9
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек……...13
Глава 2. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.…………………………………………………….…20
2.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах…………………………………………….……20
2.2. Роль игрушки в развитии способностей……………………...…..30
2.3 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы……………………………………………………………………………33
2.4 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников…..39
Заключение………………………………………………………………….....43
Список используемой литературы……………………………………..….45
8. Игрушки-самоделки
Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.
Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:
образы людей,
образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),
образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),
образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),
образы быта (посуда, мебель и т.д.);
сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).
С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:
по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);
по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);
по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);
по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);
по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)
по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [5]
В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.
К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.
К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.
Таким образом, дети, предпочитающие
продуктивные, созидательные игрушки
более склонны к позиции
Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Игрушка - это условное изображение
реальных предметов; вещь, которая специально
созданная для развлечения и
обучения детей в живой увлекательной
форме. Игрушка рассматривается
взрослыми преимущественно либо
как забава, либо как дидактическое
средство. При этом отсутствуют ценностные
ориентиры оценки игрушек, связанные
с их влиянием на игровую деятельность
и психическое развитие. Как показывают
опросы, в большинстве случаев
игрушки выбираются и покупаются
стихийно, как правило, из-за внешних,
поверхностных признаков
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.
Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр. [1]
Во-вторых, это возможность
действовать с ней, понятность и
осмысленность игрового действия с
ней. Эта возможность определяется
для разного типа игрушек разными
качествами. В образных игрушках важно
наличие яркого определенного образа
- человека или животного. Также привлекательность
игрушки определяется степенью знакомства
с ней. Оптимальное сочетание
новизны и узнаваемости - важное
качество игрушки, делающее ее привлекательной
и стимулирующее детскую
В-третьих, привлекательность
определяется ее рейтингом в детской
субкультуре. Как бы ни противоречили
вкусы детей эстетическим и этическим
представлениям взрослых, при оценке
привлекательности игрушки
Психологическая задача возрастного
развития решается при реализации действий,
осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка
как посредник между ребенком
и культурой и как средство
его развития должна обеспечивать возможность
становления новых умственных действий,
психических способностей и личностных
качеств, соответствующих возрасту
ребенка. Чтобы игрушка выполняла
свою развивающую функцию, она должна
содержать ориентиры для
Таким образом, основным психологическим
требованием в игрушкам является
возможность активизации
- привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
- полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
- операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.
Почему кукла Барби является антиигрушкой. Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева «ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения». Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением. [1]
Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);
наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.
Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:
провоцирует ребенка на агрессивные действия;
вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;
вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцирует ребенка на пренебрежительное
отношение к расовым
Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.
Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:
полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
возможность применения игрушки в совместной деятельности;
дидактические свойства игрушки,
необходимые для
эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. [11]
Мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек, Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог, ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.
Информация о работе Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка