Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка.
6. Составить рекомендации для родителей по выбору игрушек.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения игрушки……..…………………………5
1.1 Виды игрушек………………………………………………………...9
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек……...13
Глава 2. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.…………………………………………………….…20
2.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах…………………………………………….……20
2.2. Роль игрушки в развитии способностей……………………...…..30
2.3 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы……………………………………………………………………………33
2.4 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников…..39
Заключение………………………………………………………………….....43
Список используемой литературы……………………………………..….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.80 Кб (Скачать файл)

8. Игрушки-самоделки изготовляются  самими детьми, родителями, воспитателями.  Потребность в таких игрушках  возникает в самих видах игр:  для театров дети мастерят  фигурки "артистов", элементы  декораций; для сюжетно-ролевой игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации  игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое  развитие личности ребенка, позволили  подвергнуть разделению по классам  и этот отдельно взятый вид игрушек.

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

образы людей,

образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),

образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

образы быта (посуда, мебель и т.д.);

сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны  окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

по степени  готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

по художественно-образному  решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [5]

В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые  взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить  на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.

К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.

К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки  более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они  не пугаются и ищут выходы из нестандартных  ситуаций. Это творческие люди и  даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым  нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко «вписываются» в рамки ролей и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила и законы.

Таким образом, существуют различные  виды игрушек, но чаще встречается классификация  на основе использования игрушек  в различных видах игр.

 

 

 

 

 

1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

 

Игрушка - это условное изображение  реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и  обучения детей в живой увлекательной  форме. Игрушка рассматривается  взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое  средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные  с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев  игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания  угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [26] Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

Основное требование к  игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований  каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые  к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных  составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр. [1]

Во-вторых, это возможность  действовать с ней, понятность и  осмысленность игрового действия с  ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными  качествами. В образных игрушках важно  наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность  игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание  новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной  и стимулирующее детскую активность. [26]

В-третьих, привлекательность  определяется ее рейтингом в детской  субкультуре. Как бы ни противоречили  вкусы детей эстетическим и этическим  представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и  популярность в детской субкультуре. [5]

Психологическая задача возрастного  развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка  как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность  становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла  свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что  и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней  возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями  игрушки. Так как игра является самостоятельной  деятельностью ребенка, поэтому  игровой материал должен учитывать  несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Эти требования безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим  требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих  возрасту деятельностей ребенка, которая  обеспечивается:

- привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

- полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

- операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой  чаще всего имеет дело современный  ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

Почему кукла Барби  является антиигрушкой. Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева «ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения». Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением. [1]

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям  и животным);

наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

возбуждать нездоровый интерес  к сексуальным проблемам, выходящим  за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев  оценки детских игр и игрушек  лежат ценные педагогические и психологические  качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны  с безопасностью ребенка, защитой  от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное  благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

провоцирует ребенка на агрессивные  действия;

вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают  играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;

вызывает нездоровый интерес  к сексуальным проблемам, выходящей  за рамки возрастной компетенции  ребенка;

провоцирует ребенка на пренебрежительное  отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Такие критерии отбора игрушек  важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.

Критерии II группы связаны  с качествами игрушки, направленными  на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

возможность применения игрушки  в совместной деятельности;

дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального  развития детей, обогащения их знаниями;

эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

Таким образом, игрушка для  ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями  детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять  индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать  их к коллективным играм. Подбор игрушек  должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому  воспитанию детей. Все виды игрушек  должны отвечать всем требованиям, а  также возрастным особенностям детей. [11]

Мы пришли к выводу, что игрушка  является  важным  фактором  в  психическом  развитии  ребенка. Игрушки должны быть  свободными  от  всех  свойств,  которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они  должны  удовлетворять и развивать эстетический вкус,  зачатки  которого  так  рано  проявляются  у ребенка. И потому, они должны возбуждать и  поощрять  стремление  ребенка  к коллективным усилиям.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть  обращено на  качество  окраски игрушек,  Потому  что ребенок в ранние годы склонен все брать  в  рот.  Краски  не  должны  никоим образом линять и пачкать рук. Следует,  во  всяком  случае,  избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

В процессе изучения педагогической литературы по данному  вопросу  было установлено,  что  ни   педагог,   ни   родители   не   должны   педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать  ему  своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с  каждым  предметом и какого его назначение.

Информация о работе Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка