Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка.
6. Составить рекомендации для родителей по выбору игрушек.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения игрушки……..…………………………5
1.1 Виды игрушек………………………………………………………...9
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек……...13
Глава 2. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.…………………………………………………….…20
2.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах…………………………………………….……20
2.2. Роль игрушки в развитии способностей……………………...…..30
2.3 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы……………………………………………………………………………33
2.4 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников…..39
Заключение………………………………………………………………….....43
Список используемой литературы……………………………………..….45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.80 Кб (Скачать файл)

Как общий вид игр и  игрушек для этого возраста выступают  игры с буквами, цифрами, магнитные  азбуки - обучающие игры. Большую  ценность предоставляют дидактические  игрушки, которые знакомят ребят  с цветом, формой, величиной и  т.д. Дидактические игрушки несут  в себе задачи интеллектуального  плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка  дает цельный, конкретный образец. Она  обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра форму, цвет, величину. Дидактические  игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей  и средней группы.

В строительный материал можно  играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. "Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью  человека. Любая простейшая постройка  требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо  преодолеть трудности. Чтобы ребенок  долго не оставался на стадии беспомощных  действий с кубиками и другими  формами, нужно показать ему, что  и как можно построить.

Игры детей 2 - 4-х лет  значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные  призмы. Эти материалы дают возможность  детям соорудить самые разнообразные  постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять  детей и в названии цвета. Эта  полезная игрушка дает ребенку значительно  больше, чем дорогие куклы или  заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

Среди игрушек основное место  занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках  и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать  с ними, т.е. действовать как с  куклой. Такая аналогия позволяет  взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Дети от 5 до 7 лет уже  не просто играют вместе, а определяют и описывают роли - период ролевой  игры. Роли могут быть различные: персонажи  сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна. Важны  отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка. Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные  социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны  куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо. [9]

В дошкольном возрасте технические  игрушки могут иметь большое  значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой  деятельности человека.

Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

В отличие от модели, игрушка  не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а  рассказывает о нем средствами художественного  образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и  тем расширяют и уточняют представления  детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой  игры является игровое действие. Первоначально  оно формируется в тесной связи  с предметами.

Поэтому на данном этапе  детям нужны игрушки, имитирующие  реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки  и т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием  детского воображения. Очень важно  всячески стимулировать различные  действия замещения и обобщения.

Поэтому не рекомендуется  увеличивать число игрушек, находящихся  в пользовании ребенка.

Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками.

Игрушка в развитой сюжетно-ролевой  игре выполняет самые разнообразные  функции.

Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; поможет выступить в качестве недостающего партнера и т.д. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль игрушки  в развитии способностей

 

Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические  свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически  закрепленные анатомо-физиологические  особенности организма. Способности  принято делить на общие и специальные. [27]

Уже в раннем возрасте у  детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему  хочется это делать, ему интересен  не результат, а сам процесс. Ребенку  нравится не построить домик, а строить  его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться  с 3-4 лет, а в раннем возрасте закладываются  общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок  осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.

Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание образного фундамента интеллекта. (Л.А. Венгер). [6]

К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. А так как одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому и все перцептивные действия осуществляются с игрушками. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их. В данной работе незаменимы дидактические игрушки и наборы игр. Основу интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей.

К практическим способностям относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет  в целом и его части по плану  и без него. Эти способности  лежат в основе конструктивной деятельности. Для развития конструктивных способностей необходимо предоставлять ребенку  возможность заниматься с различными видами конструкторов, строительным материалом, пазлами, игрушками, которые можно разбирать и собирать по частям.

Спортивные игрушки побуждает  детей к разнообразным действиям  и удовлетворяет потребности  ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров  и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В  процессе игры с ними дети укрепляются  в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать  типические функции и личностные качества.

Различные атрибуты для сюжетно-ролевых  игр, инструменты и костюмы для  мини-концертов способствуют развитию у детей специальных способностей, таких как: театрально-речевые (поэтический  слух), музыкальные (ладовое чувство, чувство ритма). [27] Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно играть двумя куклами часто трудно даже взрослым). Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

Таким образом, велико воздействие  игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может  оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние игрушки  на развитие эмоционально-нравственной  сферы

 

Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит удовлетворение. [27]

Игрушка - средство воздействия  на эмоционально-нравственную сторону  личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Первые эмоции ребенок  испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка  к заботливому отношению к  игрушкам. Мама учит ребенка к нежному  отношению к игрушке. Поэтому  игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка  может стать доверительным другом малыша.

В.А. Сухомлинский писал: "В  детстве человек должен пройти эмоциональную  школу - школу воспитания добрых чувств". [12]

Особое место среди  игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы  и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям  воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и  т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного  развития ребенка. Сначала ребенку  во всем помогает взрослый. Ребенок  учится от взрослого наделять куклу  определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет  душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению  ребенка она "ведет себя" таким  образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной  жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. [18]

В возрасте трех лет не следует  давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол  в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость. Большое значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим  доверительным другом ребенка. Кукла  или мягкая игрушка выступает  в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и  не помнит зла. Поэтому потребность  в игрушке возникает у каждого  ребенка-дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для  ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка  и др., - объект общения во всех его  проявлениях, партнер по общению  в игре ребенка.

Хочется напомнить еще  и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет  душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно  так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и  упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая множество разнообразных чувств.

Куклы - копии человека имеют  предназначение в игре. У традиционной, "прекрасной", куклы большие  глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий  рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая  кукла обязательно получает имя  от своей хозяйки - маленькой девочки. "Прекрасная" кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. "Прекрасной" куклой дети восхищаются и немного  стесняются ее. В "прекрасную" куклу  мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это  кукла - мальчик или кукла - девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы - герои народных и  авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга - плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам - негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Информация о работе Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка