Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить стили педагогического общения и их влияние на психическое развитие младшего школьника.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) изучить стили педагогического общения и дать их характеристики;
3) изучить влияние стиля педагогического общения педагога на младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стили педагогического общения.
Понятие педагогического общения……………………………………...7
Стили педагогического общения …………...………………….............14
Глава 2. Развитие младшего школьника.
2.1. Психическое развитие младшего школьника ..…………………………..21
2.2.Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего школьника…………………………………….………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО “Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского”

Институт социальных отношений.

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью.

 

 

 

 

 

 

Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника.

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2010.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стили педагогического общения.

    1. Понятие педагогического общения……………………………………...7
    2. Стили педагогического общения …………...………………….............14

Глава 2. Развитие младшего школьника.

2.1. Психическое развитие  младшего школьника ..…………………………..21

2.2.Влияние стиля педагогического  общения на развитие младшего школьника…………………………………….………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованной литературы……………………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

      Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения со взрослыми. Эти отношения существуют параллельно. В школе возникает новая структура этих отношений. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

          Система “ребенок - взрослый” дифференцируется, и отношения “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система “ребенок - учитель” становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Учитель становится для ребенка главным человеком, в учителе воплощаются все нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

           Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Нам представляется важным выделить такие системные компоненты, как конституционные факторы, организационные и коммуникативные качества, мотивационная структура, эмоционально-характерологический базис, а также стиль педагогического общения. Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия - это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно все они представлены в психологическом портрете учителя дошкольного и младшего школьного образования. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования. Такой приоритет учителя младших школьников обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения.

      Из всего вышесказанного становится ясно, почему личность учителя начальной школы и его общение с младшими школьниками вызывает пристальный интерес исследователей. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

      Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников.

      Влияние стиля  педагогического общения на психическое  развитие младшего школьника  изучали:  А.А. Леонтьев , В.А. Кан-Калик  , Г.А. Цукерман, М.И. Лисина, И.И. Рыданова, и др. Экспериментальные исследования впервые в 1938 году провёл немецким психологом Куртом Левином. В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля проводилось В.С. Мерлином, Е.А.Климовым и др. 

Цель: изучить стили педагогического общения и их влияние на психическое развитие младшего школьника.

Задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) изучить стили педагогического общения и дать их характеристики;

3)  изучить влияние стиля педагогического общения педагога на младших школьников.

Объект исследования:  педагогическое общение.

Предмет исследования: влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника.

Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы

Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогическое общение и его стили.

1.1 Понятие педагогического общения

            Ребенок посещая школу, психологически переходит в новую  систему отношений с окружающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношением зависимости и подчинения новым правилам жизни. Всё многообразие межличностного общения ложится на каждого ребёнка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей.

           “Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [ 21, с.330].

             Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект - субъектным или субъект - объектным. Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А.А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентированность, направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса[15, с. 58-60].

            Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.[ 18, с.592 ].

          В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативную;

2. Интерактивную;

3. Перцептивную.

      Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом; необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковые понимание ситуации общения.

            Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различаются ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.

            Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения[12, с.56].

  

  Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе [ 1, с. 110].

         Под профессионально-педагогическим общением  понимают систему приёмов и методов обеспечивающую реализацию целей и задач педагогической деятельности и организацию направленного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием этого взаимодействия является обмен информацией, организация и регуляция взаимоотношений.

           Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.[23, с.98] А.Н. Леонтьев отмечает, что "оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя." [15, с. 117 ].

           Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

           Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося.  Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

          Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми. По критерию цели общения выделяют функции общения которые также распространяются и на педагогическое общение:

1) Контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

2) Информационная, цель, которой - обмен сообщениями (прием - передача  сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями.

3) Побудительная, цель, которой - стимуляция активности партнера  для направления его на выполнение  определенных действий.

4) Координационная, цель, которой - взаимное ориентирование и согласование  действий при организации деятельности совместной.

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника