Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель: изучить стили педагогического общения и их влияние на психическое развитие младшего школьника.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) изучить стили педагогического общения и дать их характеристики;
3) изучить влияние стиля педагогического общения педагога на младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стили педагогического общения.
Понятие педагогического общения……………………………………...7
Стили педагогического общения …………...………………….............14
Глава 2. Развитие младшего школьника.
2.1. Психическое развитие младшего школьника ..…………………………..21
2.2.Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего школьника…………………………………….………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………………………………….39
При демократическом стиле главной особенностью оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление, развивалась общительность, доброжелательность, проявлялось чувство сопереживания. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.
Судя по результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Дети не хотели заниматься работой, отмечали низкую удовлетворенность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру. Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.
Наиболее эффективным оказался демократический стиль. Участники группы проявляли живой интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Значительно повышалось качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплоченность, чувство гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях — все это у демократической группы развилось в очень высокой степени.
Более поздние исследования
лишь подтвердили результаты эксперимента
Левина. Предпочтительность демократического
стиля в педагогическом общении была доказана
на разных возрастных группах, начиная
от младших школьников и кончая старшеклассниками.
Исследования стилей было продолжено
учеником Левина Липпитом. [27, с 305]
В.С. Мерлин проводил исследования влияния стиля на развитие личности учащихся[19, с. 135-139]. Он выявил, что индивидуальный стиль общения выступает как основное звено, опосредующее влияние на учащегося. Также выделил что компенсаторная функция индивидуального стиля общения повышает активность и продуктивность не только общения но и той предметной деятельности, в которую оно включено. Исследование В.С. Мерлина выявило формирование индивидуального стиля благодаря положительному отношению к деятельности.
В.С. Мерлин писал: «Мы изучали индивидуальный стиль общения у педагогов, учеников с положительным отношением к деятельности и полагаем, что один из источников усвоения стиля находится на высших иерархических уровнях интегральной индивидуальности (в области мотивов, отношений личности, личностного статуса). Вместе с тем эффективность выбранной субъектом системы движений, операций и промежуточных целей определяется также и низшими иерархическими уровнями индивидуальности (соматическими свойствами, свойствами нервной системы, темперамента)». Таким образом доказав влияние индивидуального стиля общения педагога на учащихся.[19, с.196]
Опыт проведенный в психологом Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты этого эксперимента свидетельствуют что «Я-концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое: учитель верил, что ребенок в самом деле способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности. Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания, но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности[27, с.350].
Исследование Е.В. Суботинского и О.Б. Чеснокова определяло влияние диалогического общения на развитие детей I – III классов. Из результатов исследования был сделан вывод о том, что диалогическое общение активировало познавательную деятельность на учащихся. Они лучше запоминали учебный материал. Повышалось обсуждение материала в группах, повысилось общение детей, как со сверстниками, так и с учителем, у него уточняли некоторые непонятные моменты пройденного материала. Из этого можно сделать вывод о том, что диалогическое общение повышает уровень познавательной активности младших школьников[25, с. 155-157].
Исследования проведённые М.И.
Лисиной по влиянию стиля общения выявило
что у детей складывается более высокий
уровень общения при демократическом
стиле. Вместе с тем оказалось что у
всех детей значительно повысились показатели
познавательной активности: сосредоточенность
детей, количество высказываний. В эксперименте
обнаружились три различных пути влияния
общения со взрослым на ориентировочно-
Экспериментальное изучение влияния педагогического общения проводилось Б.А. Вяткиным в Перми.[9, с.76].
Испытуемыми были 15 учителей
начальных классов школ Перми. Была осуществлена
диагностика стилей педагогического общения,
различающихся в отношении мягкости —
жесткости. Из этой группы было отобрано
четыре учителя с авторитарным стилем
общения и четыре — с демократическим.
Были также обследованы 189 их учеников
(103 девочки и 86 мальчиков), обучавшихся
у них с I по III класс. Обнаружено, что учителя
авторитарного (более жесткого) и демократического
(более мягкого) стилей педагогического
общения по-разному влияют на развитие
как личности, так и интегральной индивидуальности
своих учеников. Это проявилось в следующем:
1.Ученики, обучающиеся у учителей с демократическим
стилем общения, отличаются большей открытостью,
большей сформированностью интеллектуальных
решений, они более уверены в себе, более
социально смелы, чем ученики, обучающиеся
у учителей с авторитарным стилем. Последние,
как правило, более замкнуты, менее уверены
в себе, застенчивы,
2. Демократический стиль общения учителя
оказывает различное влияние на девочек
и мальчиков: мальчики у такого учителя
более беспечны, недобросовестны, практичны,
спокойны, с низким самоконтролем, а девочки
более благоразумны, добросовестны, чувствительны,
тревожны, отличаются высоким самоконтролем;
3. Авторитарный стиль общения учителя
также по-разному влияет на учащихся различного
пола: мальчики более благоразумны, более
напряжены, чувствительны, а девочки уступчивы,
послушны, более беспечны и спокойны;
Структура индивидуальности
школьников, обучающихся у учителей с
разными стилями педагогического общения,
различна: ученики авторитарных педагогов
отличаются более разнообразными разноуровневыми
связями, чем ученики «демократов», что
говорит о более гармоничном развитии
индивидуальности у первых.[8, с. 76-77] Вероятно,
это можно объяснить различными психологическими
условиями, обеспечивающими возникновение
промежуточных звеньев в связях разноуровневых
свойств в различных группах школьников.
Можно думать, что ученики, учитель которых
обладает авторитарным стилем педагогического
общения, вынуждены проявлять большую
собственную активность для адаптации
к условиям учебной деятельности.
Результаты этих исследований показывают,
что вокруг каждого конкретного учителя
(индивидуально своеобразного и неповторимого)
в конкретной социальной группе (школьном
классе) образуется неповторимая психологическая
атмосфера. Она проявляется в:
Анализ литературы показал, что значительное количество исследований особенностей развития младших школьников посвящено складывающейся учебной деятельности, условиям развития ее субъекта. Также исследования посвящены взаимодействию ребёнка с учителем и ребёнка со сверстниками. Исследования по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит коммуникативное изменение атмосферы урока существенным образом влияющие на творческое самочуствие педагога и класса. Это возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет её, выступая одновременно как результат эмоциональной общности. Таким образом можно сделать вывод о том, что стиль педагогического общения влияет на психическое развитие младших школьников, их познавательную деятельность, на самооценку.
Выводы по главе 2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что начало младшего школьного возраста начинается с переломного периода, то есть с кризиса 7 лет. Также он является начальной ступенью обучения. В этот период у ребёнка развивается организм. Происходит психическое развитие всех видов памяти, восприятия, мышления, воображения, волевая регуляция. Происходит становление самооценки, которая развивается в результате отношения взрослого к ребёнку и сверстников к ребёнку. У ребёнка появляется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Приходя в школу, у ребенка выстраиваются новые отношения. Ребёнок начинает осознавать свои эмоции и эмоции других людей. Происходит изменение в сфере отношений ребёнка со взрослым. Для ребёнка учитель становится авторитетом наряду с родителями. Происходит изменение отношения к учению, что неразрывно связано с отношением к учителю. Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребёнка в окружающей действительности, создаёт возможности усвоения научной картины мира.
Заключение.
Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. Очевидно что педагогическое общение как феномен учебно- воспитательного процесса существует столько сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком, как учитель- ученик или воспитатель- воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
Общение людей друг с другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем деятельность. В общении друг с другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку. Именно благодаря общению в совместной деятельности люди когда-то сумели преодолеть свой животный, естественный образ жизни, подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру.
Личность человека
формируется в процессе
Важной характеристикой
педагогического общения
Информация о работе Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника