Влияние стиля педагогического руководства на самооценку учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки младших школьников со стилями педагогического руководства.
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую и психологическую литературу о самооценке в младшем школьном возрасте и стиле педагогического руководства;
изучить стили педагогического руководства с точки зрения их влияния на самооценку детей младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………….5
Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..5
Проблема стилей педагогического руководства в психологической литературе ………………………………………………………………………12
Глава 2. Методы, организации и результаты исследования ……………………………………………………………………………17
Методология и методики исследования ……………………………………………………………………17
Проведение исследования и обработка результатов …………………………………………………………………….20
Выводы …………………………………………………………………….27
Заключение ……………………………………………………………...28
Список литературы ……………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.90 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое исследование самооценки в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………….5

    1. Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..5
    2. Проблема стилей педагогического руководства в психологической литературе ………………………………………………………………………12

Глава 2. Методы, организации и результаты исследования ……………………………………………………………………………17

    1. Методология и методики исследования ……………………………………………………………………17
    2. Проведение исследования и обработка результатов …………………………………………………………………….20

Выводы …………………………………………………………………….27

Заключение ……………………………………………………………...28

Список литературы ……………………………………………………….29

Приложения ……………………………………………………………..32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Задачей современной  школы является обеспечение всестороннего  развития каждого учащегося, его  задатков, положительных качеств, его  личности, формирование адекватной  самооценки.

     С включением  ребенка в процесс обучения  он выступает объектом социально  – нормированных оценок, что побуждает  его к активному поиску путей  в соответствии этим оценкам, формирует потребность в самооценке, способствует становлению у него  внутренней оценочной позиции, развитию  отношения к собственной личности, как к особому объекту сознания [5].

     Содержание  «Я-концепции», как говорят психологи, - один из наиболее важных результатов  воспитания и обучения, то есть  того, что составляет содержание  процесса социализации ребенка.

     Для педагогов  и психологов все более очевидным  становится тот факт, что «Я-концепция»  или самооценка ребенка, его отношение  к себе и восприятие себя  во многом определяет его поведение  и успеваемость.

     Данные многих  исследований говорят о том, что  неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая  мотивация, плохое поведение обусловлены  отрицательным отношением к себе  и заниженной самооценкой.

     Трудности  многих неуспевающих детей в  начальной школе являются не  следствием их умственной или  физической неполноценности, а скорее  результатом их представления  о себе как о неспособных  к серьезному учению.

     Дети с отрицательной  самооценкой склонны чуть ли  не в каждом деле находить  непреодолимые препятствия. У них  высокий уровень тревожности, они  хуже приспосабливаются к школьной  жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением [15].

     Специалисты  утверждают, что немаловажное значение  в формировании адекватной самооценки  играет учитель.

     В силу этого, чрезвычайно важно понять проблему  связи самооценки в младшем  школьном возрасте со стилями  педагогического руководства.

     Объект исследования: межличностные отношения.

     Предмет исследования: взаимосвязь самооценки младших школьников со стилями педагогического руководства.

     Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки младших школьников со стилями педагогического руководства.

     Задачи исследования:

  1. проанализировать педагогическую и психологическую литературу о самооценке в младшем школьном возрасте и стиле педагогического руководства;
  2. изучить стили педагогического руководства с точки зрения их влияния на самооценку детей младшего школьного возраста;
  3. провести научное исследование с помощью выбранных методик;
  4. проанализировать полученные результаты с помощью методов математической статистики и найти подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезе.

     Гипотеза: авторитарный стиль педагогического руководства способствует формированию у детей младшего школьного возраста заниженной самооценки, демократический стиль ведет к формированию адекватной или завышенной самооценок.

     Методы исследования:

  1. методика «Лесенка» В. Шур
  2. методика изучения стиля взаимодействия В. Симонов

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Формирование  самооценки у детей младшего  школьного возраста

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценка не обделена вниманием. Вопросы ее онтогенеза структуры, функций, возможностей, направленного формирования обсуждаются в работах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. И. Лишенной, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и других психологов.

Так, Б. Г. Ананьев считал самооценку высшей формой самосознания человека, которая выражается в его способности оценивать свои внутренние состояния и моральные качества [4].

С. Л. Рубинштейном самооценка рассматривается и как процесс, и как определенный показатель индивидуального развития самосознания личности [23].

По А. И. Лишенной, самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [12].

Э. Эриксон рассматривает самооценку в рамках понятия «идентичность», а К. Роджерс - «субъективное понимание» [8].

В самом обобщенном виде самооценка интерпретируется как оценка личностью самой себе, своих возможностей, качеств и места среди других людей [22 ].

Самооценка - это явление уникальное, сугубо субъективное, это своеобразные «внутренние весы» человека, на которых он взвешивает собственные достоинства и недостатки. Это стержень самосознания.

Известно, что в структуре самосознании выделяют три компонента: самопознание, саморегуляцию и эмоционально-ценностное отношение к себе, которое и принято называть самооценкой [ 9].

       Становление самооценки психологи связывают с появлением у ребенка таких чувств, как чувство компетентности, собственного достоинства, уверенности в себе, с развитием потребности в знаниях [8].

Б. Г. Ананьев отмечает, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых. По мере интеллектуального развития ребенка представляется прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием о себе [4].

Наиболее общими аспектами изучения самооценки являются ее структура, формы, виды и уровни.

Структура самооценки представлена двумя компонентами -когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в непрерывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знания о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяются значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эмоциями. Здесь ведущая роль принадлежит сформированности у субъекта гностических способностей [8].

Самооценка функционирует в двух формах - общей и частной. Общая самооценка, по мнению Э. Эриксона, есть одномерная переменная, отражающая общее отношение личности к себе, позитивное или негативное. К. Роджерс считает, что общая самооценка является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой.

Такое понимание общей самооценки восходит к Джемсу, впервые выделившему две формы функционирования общей самооценки -довольство и недовольство собой [17].

Ему, кстати, и принадлежит авторство известной формулы: самооценка = успехи деленные на притязания [7].

С точки зрения временной отнесенности самооценок, Захарова А. В. выделяет три вида ее функционирования: прогностическую самооценку, актуальную и ретроспективную.

Функция прогностической самооценки - определение субъектом отношения к своим возможностям. Это представление личности о своем будущем.

Актуальная самооценка связана с настоящим. Ее функция -определение субъектом правомерности своих действий по ходу развертывания деятельности и планирование их коррекций. Следовательно, актуальная самооценка выполняет корректирующую функцию и соотносится с действием самоконтроля.

Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности, - достигнутые субъектом уровни развития. Однако ее назначение - не только подведение итогов, но и участие в составлении субъектом перспективных программ собственных действий [8].

Уровни самооценок подразделяются на высокий, средний и низкий. В дополнение к этому выделяют адекватную и неадекватную самооценки. И в первом, и во втором случае оно может быть как заниженной, так и завышенной.

Рассмотрим эти виды самооценок поподробнее.

Адекватная низкая самооценка. Наличие такой самооценки свидетельствует о том, что ученик правильно сориентирован о своих недостаточных возможностях и на этой основе выбирает задачи для решения из числа легких. Если такой ученик берет задачу более сложного уровня, то не решив ее, он возвращается на первый, легкий уровень т.е. дает адекватную реакцию на успех.

Адекватная высокая самооценка. Поведение школьника с такой самооценкой характеризуется тем, что первый выбор приходится на решение задачи третьего (самого высокого) уровня сложности. Поскольку самооценка не просто высокая, но и адекватная, ученик в ситуации успеха остается на том же уровне сложности, а при неуспехе спускается на второй уровень. Добившись успеха, опять выбирает наиболее сложные задачи.

Неадекватная заниженная самооценка. Такая самооценка формируется как результат частного неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формирование вносит демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Не выполнив задания, школьник стремится выбрать в дальнейшем более легкую задачу. При этом характерно, что такая тенденция проявляется в том случае, если предыдущая задача решена. Школьник как бы «фиксирует» свою низкую самооценку. В ситуации успеха школьник с заниженной самооценкой обычно очень радуется, не верит, что решил, становится несдержанным, громко выражает свою радость. В случае неуспеха он подавлен, обнаруживается расстройство деятельности, интропунитивность, которая выражается в самообвинительных высказываниях.

Типичным проявлением заниженной самооценки школьника является повышенная тревожность, выражающая в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. В том числе в таких, объективные характеристики, которых к этому не предрасполагают [21].

Кроме этого, для таких детей довольно характерной особенностью является их склонность копаться в своей личности, выискивать в ней слабости и «заклиниваться» на них, видеть в себе, главным образом, плохое, несостоявшиеся [12].

Неадекватная завышенная самооценка. Такая самооценка представляет собой преувеличение школьником не только реальных, но и потенциальных возможностей, переоценивание себя [21].

Наконец, рассмотрим, особенности функционирования самооценки в младшем школьном возрасте, исходя из названных выше показателей.

Прогностическая и ретроспективная самооценки. В целом от первого к четвертому классу у детей уменьшается количество завышенных самооценок, но увеличивается число адекватных и заниженных. В последнем случае мы имеем дело с появлением так называемых осторожных самооценок, основу которых составляет рост рефлексивного отношения детей к себе, обусловленное отношение к объекту, по отношению к другому ребенку «примеривает» свои возможности, как имманентно содержащему в себе неопределенность. Завышенные прогностические самооценки чаще всего наблюдаются в менее освоенной детьми художественной деятельности.

Вместе с тем и в школьном возрасте, как и в дошкольном, уровень адекватности самооценки в значительной степени определяется содержанием и мерой освоенности той деятельности, в которую они включаются [21].

Соотношение частных и общей самооценок. Прямая зависимость частных самооценок от общей, выявленная у первоклассников, сменяется относительной независимостью их друг от друга у четвероклассников: наблюдается повышение удельного веса тех частей самооценок, которые адресуются наиболее значимым для ребенка качествам личности, вследствие чего связь частных самооценок с общей приобретает избирательный характер; усиливается независимость частных самооценок друг от друга [8].

Становление когнитивного компонента самооценки. Знания ребенка о себе становятся более дифференцированными, реалистичными и глубокими, усложняется их структура, более точным и обобщенным становится восприятие оцениваемых качеств: содержанием самооценки выступают не только конкретные действия, умения, знания и качества личности ребенка, но и его состояния, намерения, планы на будущее [27].

Самооценка младших школьников обосновывается достаточно широким спектром аргументов, непосредственно связанных с основными сторонами их жизни - с учебной деятельностью и с общением. При этом они проявляют способность к широкому использованию наиболее высоких обоснований самооценки, в первую очередь таких, как обращение к анализу результативных сторон деятельности [29].

Информация о работе Влияние стиля педагогического руководства на самооценку учащихся младшего школьного возраста