Влияние стиля педагогического руководства на самооценку учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки младших школьников со стилями педагогического руководства.
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую и психологическую литературу о самооценке в младшем школьном возрасте и стиле педагогического руководства;
изучить стили педагогического руководства с точки зрения их влияния на самооценку детей младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование самооценки в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………….5
Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..5
Проблема стилей педагогического руководства в психологической литературе ………………………………………………………………………12
Глава 2. Методы, организации и результаты исследования ……………………………………………………………………………17
Методология и методики исследования ……………………………………………………………………17
Проведение исследования и обработка результатов …………………………………………………………………….20
Выводы …………………………………………………………………….27
Заключение ……………………………………………………………...28
Список литературы ……………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.90 Кб (Скачать файл)

Недостаточное  развитие когнитивного компонента может вести к развитию у ребенка неготового отношения к себе, основу которого составляет уже не рефлексия, а принципиальность иной психологический механизм его порождения - накопление опыта отрицательных внешних оценок [18]. 

Рефлексивность и самостоятельность самооценки. У более старших детей наблюдается явный рост рефлексивности при оценке себя во всех видах деятельности. При этом несколько меньший рост рефлексивности наблюдается в ретроспективной самооценке. Это связано с тем, что ситуация оценки результатов деятельности широко представлены в опыте ребенка, поэтому критерии и способы их квалификации применяются детьми более уверенно и однозначно, чем при оценке своих возможностей [27].

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики третьих и четвертых классов оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли...) [28].

Таким образом, самооценка на протяжении всего младшего школьного возраста претерпевает существенные изменения.

Развитию рефлексивности, критичности и обоснованности самооценок младших школьников способствует и последовательное введение в процесс обучения совместных форм работы («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Сотрудничество в учебной работе расширяет знания ребенка о сверстнике и о самом себе. Учащиеся отчетливее начинают осознавать особенности своей деятельности и личности, расширяется и совершенствуется структура их знаний о себе. Учебное сотрудничество способствует также развитию у них самоконтроля. [13].

Анализ стилевых характеристик руководства в воспитательном процессе убеждает, что в них кроются широкие возможности направленного формирования эмоционально-ценностных отношений ребенка к своим сверстникам и к самому себе.

Активно-опосредованная, контактная форма стиля характеризуется гуманно-личностным подходом со стороны учителя к ребенку, глубоким знанием его возрастных, индивидуальных особенностей, пониманием мотивов деятельности, поведения и поступков и т.п. [29].

Кроме этого, учеными установлена статистически достоверно связь между уровнем понимания нравственных качеств личности и уровнем нравственности самооценки ребенка в морально-этической сфере; более высокий уровень осознания моральных понятий соотносятся с более высоким уровнем критичности самооценки ребенка [26].

Итак, изучение литературы по данному вопросу позволяет сформировать следующие выводы.

  1. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это важнейший компонент Я -концепции человека, стержень его самосознания.
  2. Существенными характеристиками самооценки является ее структура, формы, виды и уровни [27].

Таким образом, к концу младшего школьного возраста у учащихся складывается достаточно определенная структура знаний о себе. Четвероклассники могут самостоятельно, аргументировано и разносторонне, оценивать свои возможности, умения и личностные качества, проявлять способность оценивать себя как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека (сверстника, учителя, родителей), т.е. занимать при самооценке условную позицию.

 

1.2. Проблема  стилей педагогического руководства в психологической литературе

Рассмотрим что же такое «стиль педагогического руководства». Однако прежде чем дать определение данного феномена, целесообразно по отдельности разобрать понятия «стиль» и «педагогическое руководство».

В социальном опыте стиль представлен как система методологических норм, предписаний, определяющих подход субъекта деятельности к самому процессу деятельности и ее результатам. Следовательно, стиль (в самом широком соц. смысле) - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности [24].

Педагогическое руководство же определяют как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его психическое и личностное развитие и одновременно выступающее основой для формирования его мотивации саморазвития и самосовершенствования. Стиль педагогического руководства – это система приемов воспитывающего и обучающего воздействия на учащихся с целью их психологического и личностного развития [2].

Возникает вопрос о факторах, которые воздействуют на формирование того или иного стиля педагогического руководства. Современные психологи выделяют, по меньшей мере, 3 основных фактора формирования стиля педагогического руководства:

  1. индивидуально-психологические особенности педагога, включающие индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности;
  2. особенности самой деятельности;
  3. особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.)

 

Исследования деятельности учителей, проведенное А. К. Марковой и Я. Н. Никоновой, позволило установить зависимость между особенностями темперамента и стилем педагогического взаимодействия. Выделены 4 стиля педагогов: эмоционально-импровизационный, рассуждающие-методический, эмоционально-методический и рассуждающее - импровизационный.

Этой же проблемой занимался и Н. А. Аминов. Он изучал природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы. В качестве этих предпосылок были определены:

  1. сочетание силы, низкой активированности, инертности;
  2. почитание слабости, высокой активированности и лабильности нервных процессов.

Сравнивая уроки, которые проводят учителя разных типов темперамента, нельзя утверждать, кто их них работает лучше. Успех обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учетом личных качеств, в индивидуальном стиле. [3]

В настоящее время существует достаточно много работ посвященных изучению факторов, влияющих на формирование стиля пед. руководства, что указывает на актуальность и значимость данной проблемы.

На данный момент известно многообразие подходов к выделению стилей педагогической деятельности. Симонов В. Л. В своей статье «Стиль воздействия педагога и его диагностика» дает формальные и содержательные характеристики традиционным авторитарному, либеральному и демократическому стилям, выделенным еще в 30-х 20 в. Куртом Левином [21].

Л. Д. Столяренко выделяет 6 основных стилей руководства преподавателями учащихся:

  • автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремиться понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алопличный стиль - педагог в зависимости  от внешних обстоятельств и  собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений педагога с учащимися, к поведению конфликтных ситуаций. [25]

Рассматривая данный вопрос нельзя упомянуть о стилях педагогического общения. Наиболее широко секреты, закономерности пед. общения изучал Кан-Калик В. А. В своем труде «Учителю о педагогическом общении» он описал такие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение - дистанция

  1. Общение - устранение.

5. Общение - заигрывание [10].

Есть более простая и краткая классификация стилей общения - это выделение диалогического и монологического стилей общения [11].

Наконец, следует сказать от типах педагогического отношения к детям, которые были выделены отечественными психологами Коломинским Я. Л. И Березовиным Н. А. Это следующие типы отношений: устойчиво положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто отрицательный, пассивно-отрицательный.

  1. Активно-положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощь при затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность,    такт.
  2. Пассивно-положительный тип отношений проявляется в нечетко вьфаженной эмоционально-положительной направленности взаимодействии с детьми. Такой педагог нередко выбирает сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.
  3. Неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие педагоги нередко подпадают под власть своих 
    настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в 
    значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
  4. Активно-отрицательный тип отношений педагога к детям выражается в негативном отношении к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей.
  5. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен [1].

Итак, подытожим все написанное выше:

- стиль педагогического руководства - одно из ключевых понятий межличностного взаимодействия учителя с учащимися;

- под стилем педагогического руководства понимают типичную для данного педагога систему приемов воспитывающего и обучающего воздействия на учащихся с целью их личностного и психологического развития;

- выделяют три основных фактора, влияющих на формирование стиля педагогического руководства: индивидуально-психологические особенности педагога, особенности самой деятельности и особенности обучающихся.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методология  и методики исследования

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Методика разработана В.Л.Симоновым. Контингент испытуемых, которых можно диагностировать с помощью данного психологического теста - это взрослые люди в возрасте от 18-ти до 60-ти лет.

Стиль взаимодействия (в данном случае, стиль педагогического руководства) является предметом диагностики.

Операциональным статусом методики В.Л.Симонова является стандартизированный самоотчет.

С помощью этой методики можно решать следующие практические задачи:

  • профессиональное консультирование, профессиональный отбор;
  • индивидуальное и групповое, управленческое консультирование;
  • изучение особенностей межличностного взаимодействия, особенностей общения, некоторых характерологических, поведенческих, личностных характеристик испытуемых.

Методика предназначена для специалистов, имеющих определенное психологическое образование, смежных специалистов (например, социальных работников, педагогов), а также для всех тех, кто хочет узнать больше о себе и о своем окружении.

Теоретико-методологической основой методики служит учение о стилях руководства, разработанное Куртом Левиным. Он выделил 3 стиля руководства, которые исследовал, характеризовал В.Л.Симонов: авторитарный, демократический и либеральный стили взаимодействия. Для каждого из перечисленных сталей характерны свои особенности.

Авторитарный стиль. Люди с таким стилем взаимодействия обращаются к другим в форме приказа, распоряжения, указания. Для них характерен командный тон речи. Они не учитывают чувства, эмоции, потребности и интересы других людей. Такие люди редко кого хвалят, ни с кем не советуются. Строгость, сухость, планомерность, чувство собственного достоинства, педантизм - вот основные черты характера автократа.

Информация о работе Влияние стиля педагогического руководства на самооценку учащихся младшего школьного возраста