Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа
Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Заочно-вечерний факультет
Курсовая работа
по «Социальной психологии»
ТЕМА: «Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками».
Выполнил: студент гр. ПСз-05
Посканная Д.П.
Проверил: ________________
Иркутск
2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его
типы и особенности проявления…
1.2. Возрастные
изменения темперамента……………………
1.3. Особенности
проявления темперамента у
1.4. Взаимоотношения
младших школьников со
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..
Глава 2. Изучение влияния
темперамента младших школьников на развитие отношений
со сверстниками………………………………………………
2.1. База
и методы исследования………………………
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………………38
Приложение 2………………………………………………………………………40
Приложение 3………………………………………………………………………44
Приложение 4………………………………………………………………………45
Введение
Интерес
к проблеме изучения
При поступлении
ребёнка в школу параллельно
с овладением учебной
С первых
дней пребывания в школе
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Объектом исследования являются межличностные отношения младших школьников в коллективе.
Предмет исследования – зависимость межличностных отношений младших школьников от типов темперамента.
В исследовании можно выдвинуть следующую гипотезу: тип темперамента младшего школьника оказывает влияние на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
Методологической основой нашего исследования являются основные теоретические положения, представленные в трудах таких выдающихся учёных, как Б.М. Теплов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.П. Павлов, Я. Стреляу. Проблемами отношений между младшими школьниками также занимались такие авторы как М.В. Матюхина, Т.П. Гаврилова, К. Гуревич, Я.Л. Коломинский.
При изучении
проблемы влияния темперамента
1. Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым (для определения преобладающего типа темперамента).
2. Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
3. Социометрический метод.
4. Карта-схема Л.Н. Лутошкина для определения психологического климата группы (тестирование для педагога).
Работа состоит из 46 страниц и включает в себя: введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления.
Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом. Очень часто понятия характер и темперамент отождествляются. Этого не стоит делать ни в коем случае. Темперамент лишь характеризует тип нервной системы, её свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ, но ни в коей мере не связан со взглядами личности, убеждениями, вкусами и не определяет возможности личности.
В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.
Темперамент не определяет способности и одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Если взять, к примеру, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена – сангвинического, у И.В. Гоголя и В.А. Жуковского – меланхолического, у И.А. Крылова и И.А. Гончарова – флегматического.
Что же такое темперамент?
Сам термин темперамент был введён античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского «temperans», что означает умеренный. Само же слово можно перевести как «надлежащее соотношение частей».
Создателем учения
о темпераменте считается
Б.М. Теплов даёт
следующее определение
Уже с первых лет
жизни у ребёнка
Для составления
Сангвиник. Люди этого типа обладают живой мимикой, выразительными движениями, громкой и отчётливой речью. У сангвиников слабая чувствительность, поэтому они не замечают очень слабых раздражителей, их привлекает всё новое. Если внешние раздражители долгое время не меняются, то люди с таким типом темперамента быстро отвлекаются от дел или эмоций и становятся вялыми и безразличными. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке, без усилий переключаются с одной работы на другую, легко переучиваются, овладевая новыми навыками.
Холерик. Отличается слабой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, как и сангвиник. Однако реактивность явно преобладает над активностью, поэтому холерик необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он неуравновешен и ему трудно переключать своё внимание с одной деятельности на другую. Холерик очень ярко проявляет свои чувства, за новые дела берётся с огромным пылом, отдаётся им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит зачастую к резкому спаду деятельности. Состояния обиды или гнева обычно устойчивы и продолжительны. Холерикам очень сложно усидеть на одном месте, они обладают торопливой, часто сбивчивой речью.
Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Он чрезмерно обидчив и даже незначительный повод может вызвать у него слёзы. Мимика и движения у меланхолика невыразительны, голос тихий, обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Чаще всего меланхолики погружены в себя и предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Люди этого типа неэнергичны, ненастойчивы и быстро утомляются.
Флегматик. Такие люди ровно идут по жизненному пути, они настойчивы и упорны, их очень сложно вывести из себя. Обычно у флегматиков бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, как и речь. Флегматики с большим трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, при этом они энергичны и работоспособны. Как правило, они трудно сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления.
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый имеет свои положительные стороны, которые необходимо разумно использовать в конкретной деятельности, а не пытаться корректировать и исправлять. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности.
1.2. Возрастные изменения темперамента.
Как известно, все свойства организма подвержены возрастным изменениям. Это связано главным образом с процессом анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.
Факт возрастного изменения свойств темперамента подтверждается результатами исследований, которые наиболее полно и систематично изложены в работах таких психологов, как В.Э. Чудновский, Н.С. Лейтес и Э.И. Маствилискер.
Согласно этим исследованиям
можно выделить некоторые
1. На раннем этапе
своего развития дети
2. Психологами доказано, что сила процесса торможения, которая прежде всего выражается в способности к образованию и устойчивости различных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения.
3. Если принять
во внимание тот факт, что сила
торможения в нервной системе
созревает более длительное
4. Подвижность нервных процессов возрастает с развитием индивида. Это проявляется в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Однако, в пожилом возрасте эта подвижность явно снижается, что выражается в пониженной адаптируемости к изменениям обстановки и значительной ригидности форм поведения.
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками