Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………

Файлы: 1 файл

темперамент.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Исследование проводилось  на родительском собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Затем производились вычисления процентного соотношения типов темперамента [прилож 2] и выявлялся преобладающий тип.

    Следующие две методики, используемые нами в исследовании позволят определить общий психологический климат в каждом классе, а также положение (социометрический статус) каждого школьника в коллективе сверстников.

     3. Социометрический метод.

Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?» (методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данный). После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ в установленной форме. [прилож 3]. С результатами может быть ознакомлен лишь педагог.

     4. Карта-схема Л.Н. Лутошкина.

Данный метод использовался  нами для определения общего психологического климата каждого класса. Тестирование проводилось для педагога. Ему  выдаётся бланк с вопросами, которые  он должен внимательно прочесть и  дать ответ согласно шкале баллов [прилож 4] . Затем мы производили анализ результатов по каждому классу, сложив все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

 

     После проведения  всех четырёх методик были  сопоставлены все результаты  с обоих классов и сделан  общий вывод о влиянии темперамента  младших школьников на развитие  отношений со сверстниками.

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов и их интерпретация.

   

     Сначала  мы определили преобладающий  тип темперамента каждого ребёнка  в обоих классах.

2 класс

Испытуемый  №1. А.К.

1. Метод Б.С. Волкова: по этой методике испытуемый дал большинство ответов «а», то есть преобладающий тип темперамента у него сангвинический. Он легко включается в работу, если необходимо быстро действовать, в непривычной обстановке (в нашем случае при походе к стоматологу) легко ориентируется, внимательно выслушивая то, что говорит врач, проявляет активность (спрашивает, зачем тот или иной прибор), не паникует и не теряется. Однако у испытуемого присутствуют помимо этого и признаки других типов темперамента. Замечания педагога он выслушивает внимательно и молча (флегматический тип), однако со  сверстниками в значимых для ребёнка ситуациях говорит быстро, со страстью, не слушая других (холерический тип).

2. Метод А. Белова: согласно ответам родителей, а именно матери ребёнка, было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 40% - сангвинический, 23% - флегматический, 17% - холерический и 20% - меланхолический.

Вывод: проанализировав результаты двух исследований можно сделать вывод о том, что у этого ребёнка доминирует сангвинический тип темперамента (сочетание с флегматическим). Черты холерического и меланхолического типов темперамента присутствуют в незначительной степени.

Испытуемый  №2. В.Г.

1. Метод Б.С. Волкова: в ситуации, когда необходимо быстро действовать, ребёнок действует спокойно, без лишних слов; когда педагог делает ему замечания, ребёнок обижается, но молчит; с другими детьми говорит медленно, спокойно, но уверенно; в непривычной обстановке теряется и становится робким. Согласно проведённому наблюдению можно сказать, что у ребёнка пересекаются два типа темперамента – это флегматический и меланхолический.

2. Метод А. Белова: на собрании присутствовали оба родителя, ответы на тест давали вместе. Было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 47% - флегматический, 26% - меланхолический, 15% - холерический и 12% - сангвинический.

Вывод: сравнив результаты по двум методикам, можно сделать вывод о преобладании у ребёнка флегматического типа темперамента в сочетании с меланхолическим.

Испытуемый  №3. Р.О.

1. Метод Б.С. Волкова: по результатам этой методики нельзя сделать вывод о преобладании у ребёнка какого-либо одного типа темперамента, так как присутствуют черты всех типов почти в равной степени.

2. Метод А. Белова: согласно анализу ответов родителя (матери) ребёнка получаем следующее соотношение типов темперамента: 35% - холерический, 30% - сангвинический, 21% - меланхолический и 14% - флегматический.

Вывод: у ребёнка нельзя выявить ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента ( в большей степени, однако, проявляются черты холерического и сангвинического типов.

Испытуемый  №4. Е.А.

1. Преобладание холерического типа темперамента.

2. 52% - холерический, 6% - сангвинический, 4% - флегматический, 38% - меланхолический.

Вывод: ребёнок с ярко выраженным холерическим типом темперамента, который сочетается с меланхолическим.

Испытуемый  №5. В.У.

1. Очень активный, бурно реагирующий на замечания ребёнок; обидчивый, обладает повышенной возбудимостью ( холерический тип темперамента).

2. 43% - холерический, 38% - сангвинический, 11% - флегматический, 8% - меланхолический.

Вывод: у ребёнка сочетается холерический и сангвинический типы темперамента.

Испытуемый  №6. А.А.

1. Умеренно активный и любознательный ребёнок – сангвинический тип.

2. 25% - холерический, 47% - сангвинический, 12% - флегматический, 16% - меланхолический.

Вывод: Сочетание сангвинического с холерическим типом с ярким преобладанием сангвинического. Черты флегматического и меланхолического типов выражены незначительно.

Испытуемый №7. Г.Д.

1. Меланхолический тип.

2. 54% - меланхолический, 12% - холерический, 17% - флегматический, 17% - сангвинический.

Вывод: яркое преобладание у ребёнка меланхолического типа темперамента.

Испытуемый  №8. К.О.

1. Нельзя сделать вывод о преобладании какого-либо одного типа темперамента, в равной мере присутствуют признаки всех типов.

2. 38% - холерический, 43% - сангвинический, 8%- флегматический, 11% - меланхолический.

Вывод: преобладание сангвинического и холерического типов темперамента.

Испытуемый  №9. Ж.А.

1. Флегматический тип.

2. 40% - флегматический, 25% - сангвинический, 10% - холерический, 25% - меланхолический.

Вывод: преобладание у ребёнка флегматического типа темперамента.

Испытуемый  №10. К.Д.

1. Сангвинический тип.

2. 3% - флегматический, 51% - сангвинический, 42% - холерический, 4% - меланхолический.

Вывод: ребёнок с доминированием сангвинического и холерического типов темперамента.

Испытуемый  № 11. Щ.З.

Вывод: Согласно анализу результатов по обеим методикам можно сделать вывод о преобладании холерического типа темперамента.

Испытуемый  № 12. Н.О.

Вывод: сочетание признаков всех типов темперамента почти в равной степени. Нельзя выделить какой-то один преобладающий тип.

Испытуемый  №13. А.Д.

Вывод: Сочетание меланхолического и холерического типов.

Испытуемый  № 14. Г.О.

Вывод: яркое преобладание сангвинического типа темперамента.

Испытуемый  № 15. Н.Е.

Вывод: Сочетание меланхолического и сангвинического типов.

Испытуемый  № 16.Ж.Д.

Вывод: Нет ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента.

Испытуемый  № 17. Г.А.

Вывод: Преобладает флегматический тип.

Испытуемый  № 18.З.Ж.

Вывод: Сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.

Испытуемый  № 19.А.О.

Вывод: Сочетание холерического и сангвинического типов.

Испытуемый  № 20. Э.Л.

Вывод: Сочетание сангвинического и флегматического типов.

 

3 класс.

Испытуемый  №1.Ф.Е: Согласно анализу результатов по двум проведённым методикам (Волкова Б.С. и Белова А.) было выявлено преобладание у ребёнка сангвинического типа темперамента. Ребёнок легко включается в работу, прислушивается к высказываниям других детей, разговаривает быстро, в непривычной обстановке проявляет активность, легко ориентируется.

Испытуемый  №2. П.Р: У ребёнка доминирует холерический тип темперамента в сочетании с сангвиническим. Он активный, легко переключается с одной работы на другую, однако на замечания взрослых реагирует очень бурно; обидчив, но быстро «отходит».

Испытуемый  № 3. Л.П: Сочетание сангвинического и флегматического типов. В одних ситуациях мы можем наблюдать яркое проявление сангвинического типа, в других же (в нашем случае в кабинете врача – незнакомой обстановке) явно преобладают черты флегматического типа темперамента.

Испытуемый  № 4. Г.А: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного из типов темперамента.

Испытуемый  № 5. Н.О: Преобладает сангвинический тип.

Испытуемый  № 6. Ж.Д: Доминирует флегматический тип темперамента.

Испытуемый № 7. Е.О: Трудноуправляемый ребёнок; очень обидчивый, плаксивый и вспыльчивый – сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.

Испытуемый  № 8. О.А: Преобладает флегматический тип темперамента. Присутствуют также черты сангвинического типа.

Испытуемый  № 9. К.Д: Сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.

Испытуемый  № 10. Г.А: Сочетание флегматического и меланхолического типов – стеснительный и застенчивый ребёнок; сдержанный, не выделяется в коллективе, легко переносит одиночество, склонен «уходить в себя».

Испытуемый  № 11. К.В: Ребёнок с флегматическим типом темперамента – медлительный, трудно приспосабливается к новой обстановке, неконфликтен, ровен в отношениях со всеми.

Испытуемый  № 12. О.П: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного типа темперамента.

Испытуемый  № 13 Ш.И: Сочетание холерического и сангвинического типов темперамента.

Испытуемый  № 14. Д.М: У ребёнка сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.

Испытуемый  № 15. З.Н: Нет ярко выраженного доминирования одного из типов.

Испытуемый  № 16. Ж. А: У ребёнка доминирует флегматический тип темперамента.

 

3. Социометрический  метод.

     Теперь  определим положение каждого  ученика в системе межличностных  отношений в классе (его социометрический статус) [прилож 3].

     После обработки  результатов ответов учащихся  каждого класса получаем следующие  таблицы:

2 класс.

 

Номер уч. по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

             

+

         

+

         

+

2

+

       

+

     

+

                   

3

                           

+

+

     

+

4

+

       

+

   

+

                     

5

         

+

 

+

 

+

                   

6

 

+

         

+

 

+

                   

7

   

+

         

+

   

+

               

8

       

+

+

     

+

                   

9

                     

+

 

+

+

         

10

       

+

+

 

+

                       

11

                             

+

+

 

+

 

12

       

+

                     

+

 

+

 

13

         

+

 

+

                   

+

 

14

                             

+

   

+

+

15

   

+

       

+

         

+

           

16

       

+

   

+

     

+

               

17

         

+

     

+

     

+

           

18

             

+

 

+

     

+

           

19

       

+

 

+

   

+

                   

20

+

+

                               

+

 

Всего

выборов

3

2

2

0

5

7

1

8

2

7

0

3

0

5

2

3

2

0

5

3

Взаим-

ных

1

1

1

0

2

3

0

3

0

3

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1


 

3 класс.

Номер уч. по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

 

+

     

+

 

+

               

2

               

+

     

+

+

   

3

 

+

               

+

       

+

4

+

 

+

                     

+

 

5

+

   

+

             

+

       

6

                 

+

+

       

+

7

 

+

                   

+

+

   

8

                   

+

 

+

 

+

 

9

+

+

                     

+

   

10

 

+

           

+

           

+

11

 

+

           

+

   

+

       

12

     

+

               

+

   

+

13

+

             

+

       

+

   

14

       

+

     

+

     

+

     

15

         

+

   

+

       

+

   

16

             

+

       

+

+

   

Всего выборов

4

6

1

2

1

2

0

2

6

1

3

2

6

6

2

4

Взаимных

0

1

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

1

2

0

0

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками