Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа
Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………
Исследование проводилось на родительском собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Затем производились вычисления процентного соотношения типов темперамента [прилож 2] и выявлялся преобладающий тип.
Следующие две методики, используемые нами в исследовании позволят определить общий психологический климат в каждом классе, а также положение (социометрический статус) каждого школьника в коллективе сверстников.
3. Социометрический метод.
Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?» (методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данный). После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ в установленной форме. [прилож 3]. С результатами может быть ознакомлен лишь педагог.
4. Карта-схема Л.Н. Лутошкина.
Данный метод использовался нами для определения общего психологического климата каждого класса. Тестирование проводилось для педагога. Ему выдаётся бланк с вопросами, которые он должен внимательно прочесть и дать ответ согласно шкале баллов [прилож 4] . Затем мы производили анализ результатов по каждому классу, сложив все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
После проведения
всех четырёх методик были
сопоставлены все результаты
с обоих классов и сделан
общий вывод о влиянии
2.2. Анализ результатов и их интерпретация.
Сначала
мы определили преобладающий
тип темперамента каждого
2 класс
Испытуемый №1. А.К.
1. Метод Б.С. Волкова: по этой методике испытуемый дал большинство ответов «а», то есть преобладающий тип темперамента у него сангвинический. Он легко включается в работу, если необходимо быстро действовать, в непривычной обстановке (в нашем случае при походе к стоматологу) легко ориентируется, внимательно выслушивая то, что говорит врач, проявляет активность (спрашивает, зачем тот или иной прибор), не паникует и не теряется. Однако у испытуемого присутствуют помимо этого и признаки других типов темперамента. Замечания педагога он выслушивает внимательно и молча (флегматический тип), однако со сверстниками в значимых для ребёнка ситуациях говорит быстро, со страстью, не слушая других (холерический тип).
2. Метод А. Белова: согласно ответам родителей, а именно матери ребёнка, было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 40% - сангвинический, 23% - флегматический, 17% - холерический и 20% - меланхолический.
Вывод: проанализировав результаты двух исследований можно сделать вывод о том, что у этого ребёнка доминирует сангвинический тип темперамента (сочетание с флегматическим). Черты холерического и меланхолического типов темперамента присутствуют в незначительной степени.
Испытуемый №2. В.Г.
1. Метод Б.С. Волкова: в ситуации, когда необходимо быстро действовать, ребёнок действует спокойно, без лишних слов; когда педагог делает ему замечания, ребёнок обижается, но молчит; с другими детьми говорит медленно, спокойно, но уверенно; в непривычной обстановке теряется и становится робким. Согласно проведённому наблюдению можно сказать, что у ребёнка пересекаются два типа темперамента – это флегматический и меланхолический.
2. Метод А. Белова: на собрании присутствовали оба родителя, ответы на тест давали вместе. Было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 47% - флегматический, 26% - меланхолический, 15% - холерический и 12% - сангвинический.
Вывод: сравнив результаты по двум методикам, можно сделать вывод о преобладании у ребёнка флегматического типа темперамента в сочетании с меланхолическим.
Испытуемый №3. Р.О.
1. Метод Б.С. Волкова: по результатам этой методики нельзя сделать вывод о преобладании у ребёнка какого-либо одного типа темперамента, так как присутствуют черты всех типов почти в равной степени.
2. Метод А. Белова: согласно анализу ответов родителя (матери) ребёнка получаем следующее соотношение типов темперамента: 35% - холерический, 30% - сангвинический, 21% - меланхолический и 14% - флегматический.
Вывод: у ребёнка нельзя выявить ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента ( в большей степени, однако, проявляются черты холерического и сангвинического типов.
Испытуемый №4. Е.А.
1. Преобладание холерического типа темперамента.
2. 52% - холерический, 6% - сангвинический, 4% - флегматический, 38% - меланхолический.
Вывод: ребёнок с ярко выраженным холерическим типом темперамента, который сочетается с меланхолическим.
Испытуемый №5. В.У.
1. Очень активный, бурно реагирующий на замечания ребёнок; обидчивый, обладает повышенной возбудимостью ( холерический тип темперамента).
2. 43% - холерический, 38% - сангвинический, 11% - флегматический, 8% - меланхолический.
Вывод: у ребёнка сочетается холерический и сангвинический типы темперамента.
Испытуемый №6. А.А.
1. Умеренно активный и любознательный ребёнок – сангвинический тип.
2. 25% - холерический, 47% - сангвинический, 12% - флегматический, 16% - меланхолический.
Вывод: Сочетание сангвинического с холерическим типом с ярким преобладанием сангвинического. Черты флегматического и меланхолического типов выражены незначительно.
Испытуемый №7. Г.Д.
1. Меланхолический тип.
2. 54% - меланхолический, 12% - холерический, 17% - флегматический, 17% - сангвинический.
Вывод: яркое преобладание у ребёнка меланхолического типа темперамента.
Испытуемый №8. К.О.
1. Нельзя сделать вывод о преобладании какого-либо одного типа темперамента, в равной мере присутствуют признаки всех типов.
2. 38% - холерический, 43% - сангвинический, 8%- флегматический, 11% - меланхолический.
Вывод: преобладание сангвинического и холерического типов темперамента.
Испытуемый №9. Ж.А.
1. Флегматический тип.
2. 40% - флегматический, 25% - сангвинический, 10% - холерический, 25% - меланхолический.
Вывод: преобладание у ребёнка флегматического типа темперамента.
Испытуемый №10. К.Д.
1. Сангвинический тип.
2. 3% - флегматический, 51% - сангвинический, 42% - холерический, 4% - меланхолический.
Вывод: ребёнок с доминированием сангвинического и холерического типов темперамента.
Испытуемый № 11. Щ.З.
Вывод: Согласно анализу результатов по обеим методикам можно сделать вывод о преобладании холерического типа темперамента.
Испытуемый № 12. Н.О.
Вывод: сочетание признаков всех типов темперамента почти в равной степени. Нельзя выделить какой-то один преобладающий тип.
Испытуемый №13. А.Д.
Вывод: Сочетание меланхолического и холерического типов.
Испытуемый № 14. Г.О.
Вывод: яркое преобладание сангвинического типа темперамента.
Испытуемый № 15. Н.Е.
Вывод: Сочетание меланхолического и сангвинического типов.
Испытуемый № 16.Ж.Д.
Вывод: Нет ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента.
Испытуемый № 17. Г.А.
Вывод: Преобладает флегматический тип.
Испытуемый № 18.З.Ж.
Вывод: Сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.
Испытуемый № 19.А.О.
Вывод: Сочетание холерического и сангвинического типов.
Испытуемый № 20. Э.Л.
Вывод: Сочетание сангвинического и флегматического типов.
3 класс.
Испытуемый №1.Ф.Е: Согласно анализу результатов по двум проведённым методикам (Волкова Б.С. и Белова А.) было выявлено преобладание у ребёнка сангвинического типа темперамента. Ребёнок легко включается в работу, прислушивается к высказываниям других детей, разговаривает быстро, в непривычной обстановке проявляет активность, легко ориентируется.
Испытуемый №2. П.Р: У ребёнка доминирует холерический тип темперамента в сочетании с сангвиническим. Он активный, легко переключается с одной работы на другую, однако на замечания взрослых реагирует очень бурно; обидчив, но быстро «отходит».
Испытуемый № 3. Л.П: Сочетание сангвинического и флегматического типов. В одних ситуациях мы можем наблюдать яркое проявление сангвинического типа, в других же (в нашем случае в кабинете врача – незнакомой обстановке) явно преобладают черты флегматического типа темперамента.
Испытуемый № 4. Г.А: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного из типов темперамента.
Испытуемый № 5. Н.О: Преобладает сангвинический тип.
Испытуемый № 6. Ж.Д: Доминирует флегматический тип темперамента.
Испытуемый № 7. Е.О: Трудноуправляемый ребёнок; очень обидчивый, плаксивый и вспыльчивый – сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.
Испытуемый № 8. О.А: Преобладает флегматический тип темперамента. Присутствуют также черты сангвинического типа.
Испытуемый № 9. К.Д: Сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.
Испытуемый № 10. Г.А: Сочетание флегматического и меланхолического типов – стеснительный и застенчивый ребёнок; сдержанный, не выделяется в коллективе, легко переносит одиночество, склонен «уходить в себя».
Испытуемый № 11. К.В: Ребёнок с флегматическим типом темперамента – медлительный, трудно приспосабливается к новой обстановке, неконфликтен, ровен в отношениях со всеми.
Испытуемый № 12. О.П: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного типа темперамента.
Испытуемый № 13 Ш.И: Сочетание холерического и сангвинического типов темперамента.
Испытуемый № 14. Д.М: У ребёнка сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.
Испытуемый № 15. З.Н: Нет ярко выраженного доминирования одного из типов.
Испытуемый № 16. Ж. А: У ребёнка доминирует флегматический тип темперамента.
3. Социометрический метод.
Теперь
определим положение каждого
ученика в системе
После обработки
результатов ответов учащихся
каждого класса получаем
2 класс.
Номер уч. по списку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Всего выборов |
3 |
2 |
2 |
0 |
5 |
7 |
1 |
8 |
2 |
7 |
0 |
3 |
0 |
5 |
2 |
3 |
2 |
0 |
5 |
3 |
Взаим- ных |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 класс.
Номер уч. по списку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
Всего выборов |
4 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
6 |
1 |
3 |
2 |
6 |
6 |
2 |
4 |
Взаимных |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками