Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………

Файлы: 1 файл

темперамент.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: (2 класс). Из приведённой выше таблицы видно, что в этом классе можно выделить 3 «звезды». Это те учащиеся, которые получили наибольшее число выборов от одноклассников. У всех троих, согласно анализу проведённых ранее двух методик по определению преобладающего типа темперамента доминирует сангвинический тип в сочетании с холерическим. Очень живые, легко возбуждаемые дети, однако повышенная возбудимость сочетается с уравновешенностью. Учащиеся в достаточной степени контролируют свои эмоции. Очень общительны и отзывчивы. Также в этом классе много «предпочитаемых», то есть тех, кто имеет достаточно высокий статус в классе, но получил чуть меньше выборов. Предпочитаемых во 2 классе – 5 человек (в основном это дети с преобладанием сангвинического, сангвинического+флегматического или холерического+сангвинического типов темперамента. Присутствуют в классе и «изолированные» дети, то есть те, кого одноклассники отвергают, с кем не проявляют желания общаться. В основном это дети с преобладающим холерическим, холерическим+меланхолическим или меланхолическим типом темперамента (всего 4 человека). Они имеют трудности в общении из-за своей неуравновешенности, скрытности и мнительности. Остальные 8 человек в классе получили статус «принятые», то есть они особо и не выделяются из коллектива, но и одноклассники их не отвергают.

(3 класс). В этом классе, согласно анализу результатов, приведённых в таблице, выделяются 4 «звезды». У всех четверых доминирует

сангвинический+холерический либо холерический+сангвинический типы темперамента. Предпочитаемых трое. В основном это дети с ярко выраженным сангвиническим или флегматическим типом темперамента. Очень добродушные и отзывчивые дети. Изолированный в классе всего один ученик, обладающий холерическим типом темперамента в сочетании с меланхолическим. Неуравновешенный, обидчивый, скрытный, плаксивый и мнительный ребёнок. Остальные 8 человек являются «принятыми» (сочетание типов темперамента у этих детей различное).

    

4. Определение психологического климата группы.

     Теперь  определим психологический климат  в каждом классе, чтобы более  полно увидеть сложившиеся в  коллективе взаимоотношения. Используемая  нами методика Л.Н. Лутошкина [прилож 4] даёт представление о психологическом климате группы в общих чертах.

2 класс.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

   

+

       

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

     

+

     

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

+

           

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное  время

+

           

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

     

+

     

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями

   

+

       

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

 

+

         

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к  мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

   

+

       

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

 

+

         

Достижения или неудачи всего  коллектива не находят отклика у  его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается  помочь им освоиться

 

+

         

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется  враждебность

Коллектив активен, полон энергии

 

+

         

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

 

+

         

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь  поддерживают слабых, выступают в  их защиту

     

+

     

Коллектив подразделяется на «привилегированных»  и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство  гордости за свой коллектив, если его  отмечают руководители

+

           

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


 

 

3 класс.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

+

           

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

 

+

         

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

+

           

Группировки конфликтуют между  собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

+

           

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

+

           

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

 

+

         

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

 

+

         

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям  товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

+

           

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

+

           

Достижения или неудачи всего  коллектива не находят отклика у  его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается  помочь им освоиться

 

+

         

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

+

           

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

+

           

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь  поддерживают слабых, выступают в  их защиту

 

+

         

Коллектив подразделяется на «привилегированных»  и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

+

           

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


 

Вывод: Проанализировав результаты тестирования педагога, приведённые в таблице, можно сделать вывод о том, что в обоих классах в целом благоприятный психологический климат. Во 2 классе в некоторых ситуациях присутствуют разногласия между учащимися (иногда возникают ссоры или скрытая зависть), однако эти разногласия не столь ярко выражены и быстро разрешаются в положительную сторону (с помощью педагога или самими учащимися). 3 класс отличается своей сплочённостью. Ребята очень дружные, здесь «один за всех, все за одного». Дети всегда держатся вместе и защищают друг друга, помогают друг другу в сложных ситуациях, причём не только учебных, но и жизненных.

Вывод к главе 2.

 

     Проанализировав  результаты проведённой диагностики  по 4-м методикам, а именно:

  • Методу наблюдения, предложенному Б.С. Волковым (для определения преобладающего типа темперамента).
  • Работе с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
  • Социометрическому методу
  • Карте-схеме Л.Н. Лутошкина для определения психологического климата группы (тестирование для педагога);

можно сделать следующий вывод.

     Что касается  общего психологического климата  группы, то, как уже было сказано  выше, в обоих классах он достаточно  благоприятный. Если во 2 классе  и возникают разногласия между  учащимися, то они с помощью  педагога или без неё, но  разрешаются очень быстро в положительную сторону. В 3 классе вообще никаких особых ссор и недопонимания между детьми не наблюдается.  Класс очень дружный и «живёт одной семьёй».

     Чтобы наглядно  более подробнее увидеть положение  каждого ученика в классном  коллективе представим результаты проведённой диагностики по социометрическому методу в виде таблиц.

Таблица 1.

Социометрический  статус учащихся 2 класса

Название статуса

Кол-во учащихся

Звёзды

3

Предпочитаемые

7

Принятые или пренебрегаемые

6

Изолированные

4


 

 

Таблица 2.

Социометрический  статус учащихся 3 класса

Название статуса

Кол-во учащихся

Звёзды

4

Предпочитаемые

3

Принятые или пренебрегаемые

8

Изолированные

1


 

     Из таб.1 видно, что во 2 классе учатся 3 «звезды». Эти дети получили наибольшее  число выборов от одноклассников. Очень живые и общительные дети, которые сразу выделяются из коллектива. Их можно определить даже невооружённым глазом, не проводя никакого тестирования. На занятиях они самые активные, однако умеют сдерживать себя и вытесняют других детей. Очень дружелюбные, неконфликтные дети, помогают слабым и являются опорой для педагога. В различных внеклассных мероприятиях всегда «стоят впереди».

7 человек (почти половина  класса) получили в результате  тестирования статус «предпочитаемые». Они держатся около «звёзд» и не намного от них отличаются.  6 человек из этого класса получили статус «принятые или пренебрегаемые». Эти дети ничем не выделяются из коллектива сверстников; в то же время они, пусть и не так активно как «звёзды» и «предпочитаемые», но стараются принимать участие во всех мероприятиях класса. В классе присутствуют и «изолированные» дети. Их по разным причинам не желают признавать сверстники. Эти дети либо слишком вспыльчивы и конфликтны, либо наоборот слишком замкнуты и склонны «уходить в себя».

     Из таб.2 видно, что в 3 классе 4 «звезды», что чуть больше, чем во 2 классе. Коллектив более сплочённый, здесь  всего 1 «изолированный» ребёнок.

     Что касается  типов темперамента учащихся, то  результаты этого исследования  отобразим в графиках.

 

 

График 1.

Типы темперамента учащихся 2 класса.                         

 

     Из граф.1 видно, что во 2 классе большинство  учащихся обладают сангвиническим  типом темперамента либо холерическим (или сочетанием обоих). Таких детей большинство – 12 человек. Вдвое меньше флегматиков и меланхоликов (по 3 человека). Кроме этого, у двоих детей не получилось определить доминирующий тип темперамента (все типы сочетаются почти в равной степени).

 

График 2.

Типы темперамента учащихся 3 класса.

 

 

     Из граф.2 видно, что большинство учащихся  этого класса  обладают сангвиническим типом темперамента либо флегматическим (или их сочетанием). Меланхоликов в этом классе нет. У троих был выявлен холерический тип темперамента и ещё у троих нет какого-либо одного ярко выраженного типа.

     Если сопоставить  результаты нашего исследования  по всем 4-м методикам, то мы  можем увидеть, что в основном, «звёзды» это те дети у которых  доминирует сангвинический тип  темперамента или сочетается сангвинический и холерический (дети с доминированием лишь холерического типа обычно имеют сложности в общении). «Предпочитаемыми» в основном становятся дети с преобладающим сангвиническим, флегматическим или сочетанием этих двух типов. Ну а холерики, меланхолики или дети с сочетанием этих двух типов, как правило, становятся «изолированными» от коллектива (также с сочетанием флегматического и меланхолического типов). Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога с участием родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.  

     С первых  дней пребывания в школе ребёнок  включается в процесс межличностного  взаимодействия с одноклассниками  и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.

     В нашем  исследовании мы проанализировали межличностные отношения в двух классах Железногорской НШДС «Лесная сказка». В выборочную совокупность вошли 36 детей в возрасте 8-10 лет.

     В результате  исследования были решены все  задачи, поставленные нами вначале  и проделана следующая работа:

     1. Анализ  литературы по проблеме исследования.

     2. Подбор  методов и методик исследования.

     3. Изучение  межличностных отношений младших  школьников в классном коллективе.

     В конечном  итоге мы установили, что тип  темперамента действительно влияет на отношения ребёнка со сверстниками и выяснили, каким образом это происходит.

     Согласно  результатам исследования можно  сказать, что в большинстве  случаев те дети, у которых доминирует сангвинический тип темперамента или сочетается сангвинический и холерический (дети с доминированием лишь холерического типа обычно имеют сложности в общении) становятся «звёздами», то есть получают наибольшее число выборов от одноклассников. Они обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

     «Предпочитаемыми»  в основном становятся дети  с преобладающим сангвиническим, флегматическим или сочетанием  этих двух типов. Ну а холерики, меланхолики или дети с   сочетанием этих двух типов, как правило, становятся «изолированными» от коллектива (также с сочетанием флегматического и меланхолического типов). Они, как правило, неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

     Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога, естественно, при активном участии всех членов семьи.

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками