Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа
Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………
Вывод: (2 класс). Из приведённой выше таблицы видно, что
в этом классе можно выделить 3 «звезды».
Это те учащиеся, которые получили наибольшее
число выборов от одноклассников. У всех
троих, согласно анализу проведённых ранее
двух методик по определению преобладающего
типа темперамента доминирует сангвинический
тип в сочетании с холерическим. Очень
живые, легко возбуждаемые дети, однако
повышенная возбудимость сочетается с
уравновешенностью. Учащиеся в достаточной
степени контролируют свои эмоции. Очень
общительны и отзывчивы. Также в этом классе
много «предпочитаемых», то есть тех, кто
имеет достаточно высокий статус в классе,
но получил чуть меньше выборов. Предпочитаемых
во 2 классе – 5 человек (в основном это
дети с преобладанием сангвинического,
сангвинического+
(3 класс). В этом классе, согласно анализу результатов, приведённых в таблице, выделяются 4 «звезды». У всех четверых доминирует
сангвинический+холерический либо холерический+сангвинический типы темперамента. Предпочитаемых трое. В основном это дети с ярко выраженным сангвиническим или флегматическим типом темперамента. Очень добродушные и отзывчивые дети. Изолированный в классе всего один ученик, обладающий холерическим типом темперамента в сочетании с меланхолическим. Неуравновешенный, обидчивый, скрытный, плаксивый и мнительный ребёнок. Остальные 8 человек являются «принятыми» (сочетание типов темперамента у этих детей различное).
4. Определение психологического климата группы.
Теперь
определим психологический
2 класс.
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
+ |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
+ |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | ||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
+ |
Группировки конфликтуют между собой | ||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
+ |
Члены коллектива проявляют безразличие
к более тесному общению, выражают
отрицательное отношение к | ||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
+ |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | ||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
+ |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | ||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
+ |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | ||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» |
+ |
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | ||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные |
+ |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | ||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
+ |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | ||||||
Коллектив активен, полон энергии |
+ |
Коллектив пассивен, инертен | ||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
+ |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | ||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
+ |
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | ||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
+ |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
3 класс.
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
+ |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
+ |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | ||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
+ |
Группировки конфликтуют между собой | ||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
+ |
Члены коллектива проявляют безразличие
к более тесному общению, выражают
отрицательное отношение к | ||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
+ |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | ||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
+ |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | ||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
+ |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | ||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» |
+ |
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | ||||||
Достижения или неудачи |
+ |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | ||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
+ |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | ||||||
Коллектив активен, полон энергии |
+ |
Коллектив пассивен, инертен | ||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
+ |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | ||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
+ |
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | ||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
+ |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Вывод: Проанализировав результаты тестирования педагога, приведённые в таблице, можно сделать вывод о том, что в обоих классах в целом благоприятный психологический климат. Во 2 классе в некоторых ситуациях присутствуют разногласия между учащимися (иногда возникают ссоры или скрытая зависть), однако эти разногласия не столь ярко выражены и быстро разрешаются в положительную сторону (с помощью педагога или самими учащимися). 3 класс отличается своей сплочённостью. Ребята очень дружные, здесь «один за всех, все за одного». Дети всегда держатся вместе и защищают друг друга, помогают друг другу в сложных ситуациях, причём не только учебных, но и жизненных.
Вывод к главе 2.
Проанализировав
результаты проведённой
можно сделать следующий вывод.
Что касается
общего психологического
Чтобы наглядно
более подробнее увидеть
Таблица 1.
Социометрический статус учащихся 2 класса
Название статуса |
Кол-во учащихся |
Звёзды |
3 |
Предпочитаемые |
7 |
Принятые или пренебрегаемые |
6 |
Изолированные |
4 |
Таблица 2.
Социометрический статус учащихся 3 класса
Название статуса |
Кол-во учащихся |
Звёзды |
4 |
Предпочитаемые |
3 |
Принятые или пренебрегаемые |
8 |
Изолированные |
1 |
Из таб.1 видно, что во 2 классе учатся 3 «звезды». Эти дети получили наибольшее число выборов от одноклассников. Очень живые и общительные дети, которые сразу выделяются из коллектива. Их можно определить даже невооружённым глазом, не проводя никакого тестирования. На занятиях они самые активные, однако умеют сдерживать себя и вытесняют других детей. Очень дружелюбные, неконфликтные дети, помогают слабым и являются опорой для педагога. В различных внеклассных мероприятиях всегда «стоят впереди».
7 человек (почти половина
класса) получили в результате
тестирования статус «
Из таб.2 видно, что в 3 классе 4 «звезды», что чуть больше, чем во 2 классе. Коллектив более сплочённый, здесь всего 1 «изолированный» ребёнок.
Что касается типов темперамента учащихся, то результаты этого исследования отобразим в графиках.
График 1.
Типы темперамента учащихся 2 класса.
Из граф.1
видно, что во 2 классе большинство
учащихся обладают
График 2.
Типы темперамента учащихся 3 класса.
Из граф.2
видно, что большинство
Если сопоставить
результаты нашего
Заключение.
Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.
С первых
дней пребывания в школе
В нашем
исследовании мы проанализирова
В результате исследования были решены все задачи, поставленные нами вначале и проделана следующая работа:
1. Анализ
литературы по проблеме
2. Подбор
методов и методик
3. Изучение
межличностных отношений
В конечном итоге мы установили, что тип темперамента действительно влияет на отношения ребёнка со сверстниками и выяснили, каким образом это происходит.
Согласно
результатам исследования
«Предпочитаемыми»
в основном становятся дети
с преобладающим
Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога, естественно, при активном участии всех членов семьи.
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками