Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………36
Приложения………………

Файлы: 1 файл

темперамент.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акимова М.К. Психологическая  диагностика. – СПб.: Питер, 2005.

2. Аллахвердов В.М.  Психология. – М.: Проспект, 2005.

3. Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., 2004.

4. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Задачи и упражнения по  детской психологии. – М.: Просвещение, 1998.

5. Выготский Л.С. Вопросы  детской психологии. – М.,1984.

6. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. – М.: Че Ро, 2005.

7. Гозман Л.Я. Психология  эмоциональных отношений. – М., 1987.

8. Дубровина И.В. Практическая  психология образования. – СПб.: Питер, 2004.

9. Карелин А. Большая  энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.

10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск., 1984.

11. Кулачина И.Ю. Возрастная  психология. – М.: Просвещение, 1991.

12. Куницина В.Н. Межличностное  общение. – СПб., 2001.

13. Маклаков А.Г. Общая  психология. – СПб.: Питер, 2006.

14. Мухина В.С. Детская  психология. – М.: Академия, 1985.

15.Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006.

17. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2000.

18. Рогов Е.И. Психология. – М.: МарТ, 2005.

19. Стреляу Я. Роль  темперамента в психическом развитии. – М.,1982.

20. Трофимова Н.М., Пушкина  Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым (для определения  преобладающего типа темперамента).

    

     Суть метода  состоит в том, что мы некоторое  время наблюдали за поведением  детей в различных ситуациях: на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход к стоматологу). После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику.

 

1. Как ведет себя  ребенок в ситуации, когда необходимо  быстро действовать? 
а) Легко включается в работу. 
б Активно действует. 
в) Действует спокойно, без лишних слов. 
г) Действует робко, неуверенно. 
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?  
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое. 
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания. 
в) Выслушивает молча. 
г) Молчит, обижен, переживает. 
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях  
а) Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других. 
б) Быстро, со страстью, других не слушает. 
в) Медленно, спокойно, но уверенно. 
г) С большой неуверенностью. 
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)?  
а) Легко ориентируется, проявляет активность. 
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость. 
в) Спокойно, рассматривает окружающее. 
г) Робок, растерян. 
 
Ключ. 
Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; 
если "б" - с холерическим; 
если "в" - с флегматическим; 
если "г" - с меланхолическим типом темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Работа с  родителями (использовался метод  идентификации, предложенный А. Беловым  в 1971 году).

 

     Исследование  проводилось на родительском собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится.

ХОЛЕРИК

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость.

4. Резкость и прямолинейность  в отношениях с людьми.

5. Решительность и  инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в  работе.

9. Склонность к риску

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность речи.

12. Неуравновешенность  и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам.

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро  действовать и решать.

17. Неустанное стремление  к новому.

18. Резкость, порывистость  в движениях.

19. Настойчивость в  достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой  смене настроения.

САНГВИНИК

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого  дела до конца.

4. Склонность переоценивать  себя.

5. Способность быстро схватывать новое.

6. Неустойчивость в  интересах и склонностях.

7. Легкое переживание  неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление  к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым  делом.

10. Быстрое остывание,  когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение  в новую работу и переключение  с одного вида работы на другой.

12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13. Общительность и  отзывчивость, не скованность в  общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая,  отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда  добрым настроением.

18. Быстрое засыпание  и пробуждение.

19. Частая несобранность,  поспешность в решениях.

20. Склонность иногда  скользить по поверхности, отвлекаться.

ФЛЕГМАТИК

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность  и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание  болтать по пустякам.

6. Обладание спокойной,  равномерной речью, без резко  выраженных эмоций, жестикуляций  и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого  дела до конца.

9. Умение применять  свои силы в дело (не растрачивать  их по пустякам).

10. Строгое придерживание  выработанного распорядка жизни,  системы в работе.

11. Легкое сдерживание  порывов.

12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление  снисходительного отношения к  колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих  отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение  в работу и переключение с  одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношениях со всеми.

17. Аккуратность и порядок  во всем.

18. Трудное приспособление  к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение  с новыми людьми.

МЕЛАНХОЛИК

1. Стеснительность и  застенчивость.

2. Растерянность в  новой обстановке.

3. Затруднительность  в установлении контактов с  незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои  силы.

5. Легкое перенесение  одиночества.

6. Чувство подавленности  и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить  в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольное приспособление  к характеру собеседника.

11. Впечатлительность  до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость  к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких  требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Беспечная чувствительность  и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность,  нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и  робость.

19. Безропотность и  покорность.

20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов.

1. Подсчитать количество  плюсов по каждой карточке  отдельно.

2. Вычислить процент  положительных ответов по каждому  типу темперамента:

X = (АХ : А) х 100; С = (АС : А) х 100; Ф = (АФ : А) х 100; М = (АМ : А) х 100,

где X, С, Ф, М -- типы темперамента;

АХ, АС, АФ, АМ -- число положительных ответов по карточкам;

А -- общее число положительных  ответов по 4 карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:

Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.

Это значит, что данный темперамент на 35 % -- холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % -- флегматический и на 21 % -- меланхолический.

Если число положительных  ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

 

 

Приложение 3.

Социометрический  метод.

     Этот метод  используется для выявления положения  ученика в системе межличностных  отношений в классе. Ученикам  задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?» (методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данный). После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ. Для облегчения анализа строится матрица, куда вносятся «результаты голосования».

Список учащихся

1

2

3

4

5

1……

     

+

 

2……..

         

3……

       

+

Всего выборов

         

Взаимных

         



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера учащихся по списку вносятся в таблицу в верхней горизонтальной строке и слева вертикально. Затем знаком «+» отмечаются выборы учеников (в данной таблице показано, что ученик под номером 1 выбрал ученика под номером 4, а 3-й выбрал 5-го. После этого у каждого учащегося подсчитываем общее количество выборов, которое он получил, число взаимных выборов и вносим внизу таблицы под каждым учащимся.

     Статус  определяем по образцу:

 «Звёзды» - 6 и более  выборов + 2-3 взаимных.

«Предпочитаемые» - 3-5 выборов.

«Принятые или пренебрегаемые» - 1-2 выбора.

«Изолированные» - 0 выборов.

Приложение 4.

 

Карта-схема  Л.Н. Лутошкина (определение психологического климата группы).

 

     Данный  метод использовался нами для  определения общего психологического  климата каждого класса. Тестирование проводилось для педагога. Ему выдаётся бланк с вопросами, которые он должен внимательно прочесть и дать ответ согласно шкале баллов:

+3 – свойство, указанное  слева, проявляется в данном  коллективе всегда.

+2 – свойство проявляется  в большинстве случаев.

+1 – свойство проявляется достаточно часто.

0 – ни это, ни  противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно  ясно, или то и другое проявляются  в одинаковой степени.

-1 – достаточно часто  проявляется противоположное свойство (указанное справа).

-2 – свойство проявляется  в большинстве случаев.

-3 – свойство проявляется  всегда.

Бланк ответов

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

             

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

             

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

             

Группировки конфликтуют между  собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное  время

             

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

             

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

             

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

             

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

             

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

             

Достижения или неудачи всего  коллектива не находят отклика у  его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается помочь им освоиться

             

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется  враждебность

Коллектив активен, полон энергии

             

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

             

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь  поддерживают слабых, выступают в  их защиту

             

Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство  гордости за свой коллектив, если его  отмечают руководители

             

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками