Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 10:42, дипломная работа
Актуальность данной темы достаточно велика. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент.
Введение………………………………………………………………………………...…3
1.Основные этапы становления современных представлений о темпераменте……....7
1.1 Роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека……………………………………………………………………………………7
1.2 Тип темперамента человека и характеристика динамики его нервных процессов…………………………………………………………………………………18
2. Характер и темперамент – фундамент личности………………………………........21
2.1 Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента…………………………21
2.2 Понятие и типы характера………………………………………………………….37
2.3 Влияние темперамента на характер личности…………………………………..…40 3.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности………....43 3.1 Методика Айзенка «определение типа темперамента»…………………………...43 3.2 Характерологический опросник Леонгарда………………………………..........…48 3.3 Методика диагностики темперамента Я. Стреляу………………………………...53 Заключение……………………………………………………………………………….58Глоссарий………………………………………………………………………………...66
Список использованных источников…………………………………
20. Часто ли у Вас
бывает чувство внутреннего
21. У Вас часто несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?
23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?
27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?
28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как вы думаете, получился
бы из Вас ведущий в
34. Вы обычно высказываете свое
мнение людям достаточно
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?
36. Вы любите работу
с высокой личной
37. Склонны ли Вы выступать
в защиту лиц, по отношению
к которым поступили
38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
40. Общительны ли Вы?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что
после конфликта, обиды Вы были
до того расстроены, что идти
на работу казалось
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли Вы
убедиться, что оставили дом или
рабочее место в таком
49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что
Ваше настроение очень
51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас очень велика
потребность в общении с
54. Вы относитесь к тем,
кто при каких-либо
55. Вам нравится работа,
требующая энергичной
56. Настойчиво ли Вы
добиваетесь намеченной цели, если
на пути к ней приходится
преодолевать массу
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли ваше
настроение при приеме
73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Может ли Ваше настроение
измениться так резко, что состояние
радости вдруг сменяется
77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
84. В веселой компании Вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?
Приложение З
Рисунок. Типы акцентуаций
Приложение И
Тест - опросник Я. Стреляу
Приложение К
Обработка данных. Ключ к личностному опроснику Яна Стреляу:
Если ответ соответствует ключу — 2 балла. Если ответ не соответствует ключу — 0 баллов. За ответ “не знаю” — один балл.
Сила процессов возбуждения
Ответ “да”: вопросы — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105,106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.
Ответ "нет": вопросы — 47, 51, 107, 123.
Сила процессов торможения
Ответ “да”: вопросы — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.
Ответ “нет”: вопросы — 18, 34, 36, 128.
Подвижность нервных процессов
Ответ “да”: вопросы — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.
Ответ "нет": вопросы — 25, 57, 63, 116.
“Сырой” балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:
М±S
где М - среднее нормативной выборки,
S - стандартное отклонение.
Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)
Название шкалы |
М |
S |
Сила по возбуждению |
37 |
12 |
Сила по торможению |
32 |
11 |
Подвижность |
36 |
12 |
Интерпретация (расшифровка) опросника Стреляу.
Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49,
Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43,
Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48.
______________________________
7 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2009.
8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: «Просвещение»,2010
9 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию: Курс лекций:
Учеб. пособие для вузов по
специальности «Психология»/Ю.
10 Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. --СПб.: Речь, 2008 --688с.
11 Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность.- Минск: «Народное образование», 2008
13 Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А. Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 319с.: ил.-(Практическая психология).
14 Зимняя И.А., Педагогическая психология, М: Владос, 2008г
15 Ковалев А.Г. психология личности. – М.: «Просвещение», 2008.
16 Корягин К.Г. Большой словарь психолога. М.: Альфа, 2009.
17 Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология: полный
жизненный цикл развития
19 Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.:2009.
21 Методика изучение структуры темперамента Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)/ Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович, - Минск, 2009.
22 Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед
Информация о работе Влияние темперамента на характер личности