Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 10:42, дипломная работа
Актуальность данной темы достаточно велика. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент.
Введение………………………………………………………………………………...…3
1.Основные этапы становления современных представлений о темпераменте……....7
1.1 Роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека……………………………………………………………………………………7
1.2 Тип темперамента человека и характеристика динамики его нервных процессов…………………………………………………………………………………18
2. Характер и темперамент – фундамент личности………………………………........21
2.1 Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента…………………………21
2.2 Понятие и типы характера………………………………………………………….37
2.3 Влияние темперамента на характер личности…………………………………..…40 3.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности………....43 3.1 Методика Айзенка «определение типа темперамента»…………………………...43 3.2 Характерологический опросник Леонгарда………………………………..........…48 3.3 Методика диагностики темперамента Я. Стреляу………………………………...53 Заключение……………………………………………………………………………….58Глоссарий………………………………………………………………………………...66
Список использованных источников…………………………………
Человеческая психика уникальна. Ее уникальность зависит от биологического и физиологического строения и развития организма. Биологической структурой личности является темперамент, половые и возрастные свойства психики. Но личность формируется не только под влиянием внутренних - биологических факторов, она также развивается и под влиянием внешних социальных, культурно-общественных факторов. Тип нервной системы тесно связан с темпераментом человека, а темперамент, как мы уже знаем, влияет на людское поведение.
Социальное окружение влияет на развитие темперамента и формирование личности человека. Темперамент является общей характеристикой личности и имеет под собой биологический фундамент. Доказано, что темперамент влияет на формирование многих важных черт личности человека, а также на его способности, определяя профессиональные возможности. Известно, что водителями, пилотами, капитанами крейсеров и космонавтами все быть не могут. Поэтому, под темпераментом нужно понимать характеристику протекания психических процессов проявляющихся в скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
На особенности темперамента человека нужно обращать внимание, но его нельзя считать врождённым, по той причине, что он в некоторой степени поддаётся педагогической и психологической коррекции, волевой регулировке. Ещё в далёкие времена делались попытки разобраться в человеческой психологии и понять, почему люди такие одинаковые, но такие разные. Если внимательно понаблюдать за окружающими, можно заметить сходство в поведении, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления и многом другом.
И.П. Павлов наблюдая за собаками, выделил четыре типа нервной системы, и сделал вывод, что нервная система животных схожа с нервной системой человека. К тому же четыре типа нервной системы открытых Павловым соответствовали четырём уже известным типам темперамента. Эта гипотеза связи типов темперамента с типами нервной системы явилась очень серьезным открытием в изучении темпераментов.
Первый тип нервной системы - это сильный, уравновешенный подвижный тип, отвечающий сангвинистическому темпераменту;
Второй тип нервной системы - сильный уравновешенный инертный тип нервной системы соответствующий флегматическому темпераменту;
Третий - сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствующий холерическому типу темперамента, и четвёртый - слабый, тормозящий тип нервной системы соответствующий меланхолическому типу темперамента.
Если углубится в изучение истории возникновения типологии темпераментов, то одни из первых упоминаний об их существовании, мы найдём уже у древних китайских философов VIII-VII вв. до н.э. После китайских философов, изучением вопроса существования темперамента в V в. до н.э. занимался древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что свойства человека определяются преобладанием в организме одной из четырех жидкостей.
Позднее на основе этих жидкостей произошли названия темпераментов: сангвиник - от латинского «кровь», холерик - от греческого «желчь», флегматик – от греческого «слизь», меланхолик - от греческого «черная желчь».
Вслед за Гиппократом исследованием темперамента занялся врач Клавдий Гален во II в. до н.э. Именно, он выделил четыре из девяти типов - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, которые существуют по сегодняшний день, и дал характеристику каждому из них. Гален считал, что для сангвиника основным стремлением есть стремление к наслаждениям, у него быстро вспыхивают чувства, но на долго их не хватает. Поэтому сангвиник увлекается всем и всеми, что и кто ему нравится. Он непостоянный, доверчивый и легковерный, быстро строит планы и быстро их забывает. Холерик живёт в постоянном движении, очень энергичен и настойчив. Он гордый, злопамятный, мстительный, честолюбивый, страстный. Обдумывает мало, но действует быстро, потому что ему так хочется.
Флегматик медлительный и хладнокровный, уравновешенный. Прежде чем принять решение, флегматик его долго обдумывает, редко жалуется, мало переживает из-за страданий других людей, свои проблемы решает сам.
Меланхолик всегда печальный. Ему кажется, что им пренебрегают, он часто грустит, считает себя вечной жертвой всех и вся.
В 1798 году Имануил Кант в книге «Антропология» также подробно описал четыре типа темперамента известные на то время. Но он пошёл намного дальше в своих предположениях и сблизил понятия темперамента и характера. С того времени и до наших дней, информация о темпераментах дополнялась и расширялась. Появилась теория темперамента немецкого психиатра Эрнста Кречмера, которая опиралась на строение человеческого тела.
Кречмер соединил психиатрию и антропологию, в результате этого появились четыре новых конституциональных типа: астеник, пикник, атлетик и диспластик. (Приложение Б) По мнению Кречмера, астеник - это человек высокого роста с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинным и тонким носом, узкими плечами, длинными и худыми ногами.
Пикник, это человек среднего роста, он полон или склонен к полноте, с мягкими чертами лица, большим животом, круглой головой и короткой шеей.
Атлетик, это человек среднего или высокого роста, с пропорциональной фигурой, хорошей мускулатурой и широким плечевым поясом, узкими бедрами. Диспластик, это человек, с неправильным телосложением. Кроме всего этого, Кречмер, опираясь на типы строения человеческого тела, сумел выделить соответствующие типы темперамента - шизотимик, иксотимик и циклотимик.
Астеническое телосложение подходит шизотимику. Это замкнутый и упрямый человек, эгоист с перепадами настроения, с трудом адаптируется. Атлетическое телосложение подходит иксотимику. Это спокойный, маловпечатлительный, мелочный, сдержанный во всех проявлениях человек, у него невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. Пикническое телосложение подходит циклотимику. Это весёлый, эмоциональный человек, легко идущий на контакт.
Гиппократ и Гален старались дать объяснение темпераменту, связав его с гормональной системой, Кречмер - со строением тела. И. П. Павлов обратил внимание на тип нервной системы и подтвердил её связь с темпераментом. Именно на основе этого факта, Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, куда вошло и учение о темпераментах.
По теории Павлова, сильный человек имеет высокий уровень работоспособности, контролирует ситуацию, быстро восстанавливает силы, не теряет эмоционального тонуса. Обладает повышенной концентрацией и стойко переносит боль. Подвижный человек умеет быстро реагировать на ситуацию, легко адаптируется к новым условиям и людям. Эмоционален, обладает хорошей памятью.
Если у человека первый тип нервной системы, он сильный, уравновешенный, подвижный, с оптимально сбалансированными коммуникативными и волевыми чертами. Если же у человека второй тип нервной системы, он сильный, неуравновешенный, подвижный, работоспособный, имеет быструю реакцию, но у него почти отсутствуют волевые качества.
Люди неуравновешенного типа вспыльчивы, не умеют терпеть, не любят ждать, взрывчаты, несдержанны. Они раздражительны и агрессивны.
Человек с третьим типом нервной системы, сильный, уравновешенный, инертный, с высокой работоспособностью, стабилен, не способен отказаться от стереотипов, тяжело адаптируется и включается в новые, незнакомые ситуации. Такие люди не любят изменений в жизни, они живут по давно намеченному плану.
Человек с четвёртым, слабым типом нервной системы с низкой работоспособностью. Он быстро от всего устаёт, панически боится всего нового, не переносит длительных и резких напряжений, легко поддаётся внушению, эмоционален. Люди этого типа имеют художественные способности.
Сколько бы ни было теорий и гипотез, необходимо помнить, что моральные качества личности не зависят от темперамента. Моральные ценности человека могут в значительной степени компенсировать проявление отрицательных черт.
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.
Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент". Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность.
Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп, 3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли), 4)направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.
Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях.
Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.
Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.
Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика.
И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений".
Информация о работе Влияние темперамента на характер личности