Влияние темперамента на характер личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 10:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы достаточно велика. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…3
1.Основные этапы становления современных представлений о темпераменте……....7
1.1 Роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека……………………………………………………………………………………7
1.2 Тип темперамента человека и характеристика динамики его нервных процессов…………………………………………………………………………………18
2. Характер и темперамент – фундамент личности………………………………........21
2.1 Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента…………………………21
2.2 Понятие и типы характера………………………………………………………….37
2.3 Влияние темперамента на характер личности…………………………………..…40 3.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности………....43 3.1 Методика Айзенка «определение типа темперамента»…………………………...43 3.2 Характерологический опросник Леонгарда………………………………..........…48 3.3 Методика диагностики темперамента Я. Стреляу………………………………...53 Заключение……………………………………………………………………………….58Глоссарий………………………………………………………………………………...66
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 371.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Абрамова Г.С. практическая  психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2008-368с.

2 Анастази А. Дифференцированная  психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель, ЭКСМО-Пресс, 2009

3 Андреева Г.М. Общая психологи. СПб.: Питер, 2008.

4 Аронсон, Эллиот. Психологические  законы поведения человека в  социуме: (Пер. с англ.)/ Эллиот, Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. – СПб.: Нева: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 – 558с. – Социальная психология

5 Асмолов А.Г. Психология  личности. М.: ЛОРРИ,2000.

6 Батаршев А.В. Психология  индивидуальных различий: от темперамента  – к характеру и типологии  личности. – М.: Гуманит. изд. Центр  ВЛАДОС, 2008.

7  Бодров В.А. Психология  профессиональной пригодности. М., 2009.

8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: «Просвещение»,2010

9 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология»/Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо:Юрайт, 2010. – 322с.

10 Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. --СПб.: Речь, 2008 --688с.

11 Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность.- Минск: «Народное образование», 2008

12 Димитриус Эллен. Читать человека как книгу: Как научиться понимать людей и предсказывать их поведение в любой ситуации/Эллен Димитриус, Марк Мазарелла.-М.: Эксмо,2009. – 480с. (Психология – это просто).

13 Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А. Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 319с.: ил.-(Практическая психология).

14 Зимняя И.А., Педагогическая психология, М: Владос, 2008г

15 Ковалев А.Г. психология личности. – М.: «Просвещение», 2008.

16 Корягин К.Г. Большой словарь психолога. М.: Альфа, 2009.

17 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2008,412с.

18 Левитов Н.Д. психология характера. – М.: «Просвещение»,2011

19 Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.:2009.

20 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011.

21 Методика изучение структуры темперамента Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)/ Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович, - Минск, 2009.

22 Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: 2008

23 Петровский А.В. Теоретическая психология6 учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2009.- 496 с. – (Высшее образование) Библиогр.: С. 492-493.

24 Психология личности. Хрестоматия по психологии/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской .: АСТ, Астрель, 2009 г.

25 Реан А.А., Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология. - Спб: Питер, 2008г.

26 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 2000

27 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2010

28 Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 2008

29 Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: «Наука», 2009

30 Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008 – 489с.

31 Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы/ С. Степанов.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо,2010 – 592с.

32 Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Прогресс, 2009,-231с.

33 Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.

34 Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

35 Хьелл Л., Зиглер Д. . Теории личности. -СПб: Питер,2008г.

36 Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб. 2012 – 247с.

37 Я. Стреляу. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие/Сост. Е.Е. Миронова – Мн: Женский институт ЭНВИЛА, 2008-155с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица. Различия в типах темпераментах (по У. Шелдону)

Типы темперамента  

 

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

Расслабленность в осанке и движениях

Уверенность в осанке и движениях

Заторможенность в движениях, скованность в осанке

Любовь к комфорту

Склонность к физической

деятельности

Чрезмерная физиологическая реактивность

Медленная реакция

Энергичность

Повышенная скорость реакции

Пристрастие к еде

Потребность в движениях

и удовольствие от них

Склонность к уединению

Социализация пищевой

потребности

Потребность в доминировании

Склонность к рассуждениям,

исключительное внимание

Наслаждение от процесса

пищеварения

Склонность к риску в игре

случая

Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность

Любовь к компаниям, дружеским излияниям

Решительные манеры

Самоконтроль мимики

Социофилия (любовь к общественной жизни)

Храбрость

Социофобия (страх перед общественными контактами)

Приветливость со всеми

Сильная агрессивность

Заторможенность в общении

Жажда любви и одобрения окружающих

Психологическая нечувствительность

Избегание стандартных действий

Ориентация на других

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

Агорафобия (боязнь открытого пространства)

Эмоциональная ровность

Отсутствие сострадания

Непредсказуемость установок(поведения)

Терпимость

С трудом приглушаемый голос

Тихий голос, избегание шума

Безмятежная удовлетворенность

Спартанская выносливость боли

Чрезмерная чувствительность к боли

Хороший сон

Шумное поведение

Плохой сон, хроническая усталость

Отсутствие взрывных эмоций и поступков

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Юношеская живость и

субъективное мышление

Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств

Объективное и широкое мышление, направленное вовне

Концентрированное скрытое и субъективное мышление

Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя

Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя

Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов

Потребность и людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Ориентация на детей и семью

Ориентация на занятия юношеского возраста

Ориентация на пожилой возраст


Приложение Б

 

Рисунок. Типы личностей

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Рисунок. Поведение человека в зависимости от типа личности

 

Приложение Г

Текст опросника

  
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать? 
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком? 
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений? 
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать? 
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно? 
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание? 
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было? 
10. Верно ли, что "на спор" вы способны решиться на все? 
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? 
13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента? 
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить? 
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? 
16. Верно ли, что вас легко задеть? 
17. Любите ли вы часто бывать в компании? 
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми? 
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость? 
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей? 
21. Много ли вы мечтаете? 
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?  
23. Считаете ли вы свои привычки хорошими? 
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты? 
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувств и беззаботно развлечься с веселой компанией? 
26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела? 
27. Слывете ли вы за человека веселого и живого? 
28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше? 
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 
30. Бывает ли, что вы передаете слухи? 
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 
32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей? 
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?  
34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? 
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?  
36. Всегда ли вы говорите только правду? 
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом? 
38. Раздражительны ли вы? 
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия? 
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то? 
43. Часто ли вам снятся кошмары? 
44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком? 
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли? 
46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями? 
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся? 
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек? 
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы? 
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу? 
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? 
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?  
56. Любите ли вы подшутить над другими?  
57. Страдаете ли вы бессонницей?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка

 

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт,
  • больше 12 - склонность к экстраверсии,
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 12 - склонность к интроверсии,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Интерпретация показателей по шкале "Экстраверсия и интроверсия":

Значение

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпретация для шкалы "Экстраверсия"

 

 

 

 

 

Сверхинтроверт

Интроверт

 

Потенциальный интроверт

Амбиверт

Потенциальный экстраверт

Экстраверт

Сверх экстраверт


 

Интерпретация по шкале "Нейротизм":

Значение

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпретация для шкалы "Нейротизм"

 

 

 

 

 

Сверхконкордант

Конкордант

Потенциальный конкордант

Нормостеник

Потенциальный дискордант

Дискордант

Сверх дискордант


 

 

 

Приложение Ж

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к  оскорблениям?

3. Бывает ли так, что  у Вас на глаза наворачиваются  слезы в кино, театре, в беседе  и т.п.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и  не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз  в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были  так же смелы, как и Ваши  сверстники?

6. Часто ли у Вас  резко меняется настроение от  состояния безграничного ликования  до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно  центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что  Вы беспричинно находитесь в  таком ворчливом настроении, что  с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в  почтовый ящик, проверяете ли  Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало  в него?

15. Стремитесь ли Вы  всегда считаться в числе лучших  работников?

16. Бывало ли Вам страшно  в детстве во время грозы  или при встрече с незнакомой  собакой (а может быть, такое чувство  бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы  во всем и всюду соблюдать  порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение  от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши  знакомые?

Информация о работе Влияние темперамента на характер личности