Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 10:42, дипломная работа
Актуальность данной темы достаточно велика. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент.
Введение………………………………………………………………………………...…3
1.Основные этапы становления современных представлений о темпераменте……....7
1.1 Роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека……………………………………………………………………………………7
1.2 Тип темперамента человека и характеристика динамики его нервных процессов…………………………………………………………………………………18
2. Характер и темперамент – фундамент личности………………………………........21
2.1 Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента…………………………21
2.2 Понятие и типы характера………………………………………………………….37
2.3 Влияние темперамента на характер личности…………………………………..…40 3.Исследование влияния темперамента и характера на развитие личности………....43 3.1 Методика Айзенка «определение типа темперамента»…………………………...43 3.2 Характерологический опросник Леонгарда………………………………..........…48 3.3 Методика диагностики темперамента Я. Стреляу………………………………...53 Заключение……………………………………………………………………………….58Глоссарий………………………………………………………………………………...66
Список использованных источников…………………………………
Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы было необходимо в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос давали один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» давали тогда, когда трудно остановиться на ответах «да» или «нет». После получения ответов мы начали обработку тестов. Оценку степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности проводила путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ соответствует ключу (Приложение К) — 2 балла. Если ответ не соответствует ключу — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности. Уровень процессов возбуждения — норма от 25 до 49, 62 — выше среднего. Уровень процессов торможения — норма от 21 до 43, 61 — выше среднего Подвижность нервных процессов — норма от 24 до 48, 58 — выше среднего Уровень процессов возбуждения: — высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения; — низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения. Уровень процессов торможения: — высокий балл отражает силу процесса торможения; — низкий балл — слабость процесса торможения.
Подвижность нервных процессов: — высокий балл отражает подвижность нервных процессов; — низкий балл — инертность нервных процессов. Уровень процессов возбуждения Высокие баллы — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость. Низкие баллы — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе. Низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость
Уровень процессов торможения. Высокие баллы — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях. Низкие баллы — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии. Уровень подвижности нервных процессов Высокие баллы — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях. Низкие баллы — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.
Уравновешенность по силе Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт: Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность. По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 — 1,15. Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. Причем если значение дроби меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость. Если значение больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.
По результатам моего тестирования получили следующие данные: у 12 испытуемых уровни возбуждения и торможения находятся в пределах нормы, отсюда делаем вывод, что они обладают высокой уравновешенностью. Данные испытуемые имеют высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, обладают высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения, обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Они обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны. К сожалению 9 испытуемых не обладают такой уравновешенностью. У них уровень процессов возбуждения ниже норма, а уровень процессов торможения в норме. Отсюда следует, что данные индивиду отличаются неуравновешенностью своей психологической активности, причем в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собой процессы торможения. У них возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Такие люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, у них отсутствуют адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности. У них низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, внезапное проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Данные испытуемые имеют низкий уровень социализации, они не могут адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Эти типы акцентуаций входят в группу риска, потому что плохо адаптируются к изменяющимся условиям, требуют повышенного внимания и создания условий для более мягкого протекания адаптационного процесса. Необходимо своевременное диагностирование таких типов, для возможной коррекции поведения.
______________________________
20 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011.
Заключение
Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в темпераменте и характере человека. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности, характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания.
Характер связан с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в спокойной деловитости. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой. Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях.
Термин "психофизиологические" в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движений, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.
По проделанной нами работе мы узнали, что существует четыре типа темперамента: 1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4. Меланхолик – слабые
процессы возбуждения и
Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в проделанной нами работе? Во-первых, произошло четкое разделение темперамента и характера человека. Теперь в большинстве современных учебниках по психологии и тем более в науке темперамент и характер рассматриваются отдельно друг от друга и трактуются как разные характеристики личности человека.
Во-вторых, психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели. Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.
В-третьих, было установлено, что один и тот же человек время от времени может проявлять разные типы темперамента, и это зависит от того, чем он в данный момент времени занимается. Например, один и тот же человек может быть холериком в общении с людьми и одновременно с этим сангвиником в работе. Или другой, нередко встречающийся случай: человек может проявлять флегматический темперамент в работе и меланхолический тип темперамента в общении с людьми.
Каждый род деятельности человека имеет свой темп и динамику, и человек, исполняющий свою работу, может постепенно адаптироваться к условиям этой работы.
Оценка нервно-психической устойчивости человека необходима для раннего выявления типа нервной системы и подбора адекватной профориентации, корректировки возбуждения и тренировки уравновешенности.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Активность |
свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания) |
2 |
Астеники |
худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом |
3 |
Атлетики |
широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой |
4 |
Возбудимость |
легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти |
5 |
Интроверт |
замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя человек, отгороженный от всего окружающего мира |
6 |
Меланхолик |
ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы |
7 |
Моторная регидность |
трудность перестройки привычных движений |
8 |
Нейротизм |
психическое состояние, которое характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами |
9 |
Пикники |
склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами |
10 |
Ригидность |
инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности |
11 |
Ригидность мышления |
инерция суждений, установок, способов решения задач |
12 |
Ригидность памяти |
пересерверация, навязчивость образов памяти |
13 |
Сангвиник |
человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены |
14 |
Сбалансированность черт характера |
цельность, устойчивость, уравновешенность |
15 |
Сензитивность |
(от лат. sensus — чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям |
16 |
Сенсорная ригидность |
пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула |
17 |
Темперамент |
индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов |
18 |
Тревожность |
повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих |
19 |
Флегматик |
невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций |
20 |
Характер |
система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности |
21 |
Характер человека обобщенный |
итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды |
22 |
Холерик |
порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый |
23 |
Экстраверт |
отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению) |
24 |
Эмоциональная возбудимость |
характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает |
25 |
Эмоциональная ригидность |
продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия |
Информация о работе Влияние темперамента на характер личности