Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:11, курсовая работа
Цель работы: Выявить влияние темперамента на поведение личности в конфликте.
Задачи:
• Изучить психологию конфликта и закономерности поведения человека в конфликте;
• Изучить влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликте;
• Провести исследования среди студентов в группе Мт – 901 по выявлению уровня конфликтности и стилей поведения в конфликте.
Введение 5
1. Общая часть 7
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта 7
1.2 Психологические теории темперамента 11
2. Практическая часть 20
2.1 Стили поведения личности в конфликте 20
2.2 Методические рекомендации поведения в конфликте 25
2.3 Этапы разрешения конфликта 26
3. Исследовательская часть 27
3.1 Изучение влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликте 27
3.2 Методический инструментарий и ход исследования 27
3.3 Анализ полученных результатов 31
Выводы и предложения 37
Литература 38
Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках.
Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.
Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития.
2.2 Методические рекомендации поведения в конфликте.
Для конструктивного разрешения конфликта крайне важным является умение им управлять. Для этого можно использовать ряд правил:
Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. Вы оба должны стать победителями.
без всяких слов выйти из комнаты.
2.3 Этапы разрешения конфликта.
Разрешение конфликта учитывает интересы обеих сторон. В качестве вариантов разрешения конфликтов могут применяться нижеследующие:
3. Исследовательская часть. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликте
Исследование проводилось в один этап на студентах КГБОУ СПО «АГК» 3 курса; возраст испытуемых: 19 – 21 год. Всего приняли в исследовании 13 человек, из них: 3 юношей и 10 девушек.
Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:
Для исследования были применены следующие психологические тесты:
Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним. Тест содержит 20 вопросов из типичных жизненных ситуаций, к каждому предлагается три варианта ответа, из которых испытуемый должен выбрать наиболее приемлемый для себя.
По количеству полученных баллов, выделяются три уровня агрессивности: умеренная агрессивность, излишняя агрессивность и чрезмерное миролюбие.
Рис. Оценка агрессивности в отношениях
Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых он должен определить как верное или неверное применительно к себе.
В результате набранных баллов определяется степень коммуникативного контроля (низкий, средний или высокий).
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
Рис. Диагностика самоконтроля в общении
Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Рис. Стратегия поведения в конфликте
Результаты проведения исследования по тесту- опроснику Айзенка представлены в диаграмме:
Рис. Тип темперамента
Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к сангвинистическому темпераменту, также большой процент приходится на холерический темперамент. По результатам опросника самое меньшее количество тестируемых группы принадлежит к флегматическому темпераменту. Меланхолический тип не ярко выражен.
Было выбрано несколько человек с разными стратегиями поведения: двое – со стратегией поведения сотрудничества; двое – компромисс; двое – избегание; двое – уступчивость. И проведён анализ связей темперамента и свойственной им стратегии поведения в конфликте.
Цели:
3.3 Анализ полученных результатов
В ходе проведённого анализа были замечены следующие особенности: общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию поведения в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих человека ярко выраженные холерики. Присущ низкий коммуникативный контроль. Третий, наоборот не решительный человек, излишне стремится к компромиссу. Обладает легкой внушаемость- по типу темперамента он меланхолик.
Характерная черта высоко – тревожных людей – боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается очень высокий уровень тревожности, который как нельзя лучше оправдывают их стратеги поведения в конфликте – уступчивость.
Высокая тревожность свойсвенная и для людей со стратегией поведения в конфликте – избегание. Один из тестируемых имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный; боитесь принимать решения, т.к. боитесь ошибиться и услышать критику в свой адрес; не охотно берете на себя принятие решений, т.к. много в вас равнодушия и осторожности в отношениях- поэтому и стремиться избегать какие – либо конфликты. Такому типу темперамента свойственен сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Второй учащийся – меланхолик – легко расстраиваемый, тревожный, сдержанный, не общительный и тихий. Такому типу темперамента свойственен слабый тип нервной системы. Он с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Им присущ низкий коммуникативный контроль.
Темпераменты двух других тестируемых со стратегией поведения в конфликтах – сотрудничество – сангвиники. Эти люди очень яркие личности, которые характеризуются высокой активность, общительностью, оптимизмом. У них наблюдается умеренный уровень агрессивности, эмоциональность поведения. Такому типу темперамента свойственен сильный уравновешенный тип нервной системы. Быстро принимает решения, умеете брать на себя ответственность. Активно участвуем в разрешении конфликта. А вообще, не любит конфликты, даже если и можете их сгладить, стараетесь их избегать. Присущ высокий коммуникативный контроль.
Так же в ходе анализа был замечен яркий холерик – агрессивный, импульсивный, активный. За счёт свой напористости и агрессивности он позволяет принять свою точку зрения. Безусловно это решительный человек, способный принимать самостоятельные решения. Всегда вмешивается в сор и до конца отстаивает свою точку зрения. Они настойчиво отстаивают свое мнение, поэтому часто оказывается источником конфликта, чтобы обратить на себя внимание. Проявляет излишнюю агрессивность в отношениях. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Такие свойства темперамента могут привести к провокации конфликта и носят вызывающий стиль поведения в конфликте.
Итак, проводя наши итоги
В ходе проведенного исследования были выявлены различные влияния темперамента на поведенческие особенности личности и выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Получается, что, чем больше степень легкости переключения с одного человека на другого в процессе общения, чем больше склонность к разнообразию коммуникативных программ, чем больше разнообразие форм социальных контактов, тем вероятнее высокий уровень агрессивности.
Человек неуравновешен, может быть жесток по отношению к другим людям, надеется добиться успехов, надеясь на свои собственные силы и пренебрегая интересами других. У него высок уровень потребности социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность и, в то же время – высока степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой.
Информация о работе Влияние темперамента на поведение личночти в конфликте