Влияние темперамента на поведение личночти в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить влияние темперамента на поведение личности в конфликте.
Задачи:
• Изучить психологию конфликта и закономерности поведения человека в конфликте;
• Изучить влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликте;
• Провести исследования среди студентов в группе Мт – 901 по выявлению уровня конфликтности и стилей поведения в конфликте.

Содержание работы

Введение 5
1. Общая часть 7
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта 7
1.2 Психологические теории темперамента 11
2. Практическая часть 20
2.1 Стили поведения личности в конфликте 20
2.2 Методические рекомендации поведения в конфликте 25
2.3 Этапы разрешения конфликта 26
3. Исследовательская часть 27
3.1 Изучение влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликте 27
3.2 Методический инструментарий и ход исследования 27
3.3 Анализ полученных результатов 31
Выводы и предложения 37
Литература 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
  • нас может устроить временное решение;
  • мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;
  • другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
  • удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.

               Таким образом, конфликт – это  сложное, но необходимое социальное  явление. Каждый конфликт по-своему  уникален, неповторим по причинам  возникновения, формам взаимодействия  двух или более сторон, исходу  и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития.

 

2.2 Методические рекомендации поведения в конфликте.

Для конструктивного разрешения конфликта крайне важным является умение им управлять. Для этого можно использовать ряд правил:

    • Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражителен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Наилучший прием в эту минуту- представить, что вокруг вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе.
    • Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
    • Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным.
    • Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
    • Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решений.

Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. Вы оба должны стать победителями.

    • Не позволяйте себе распускаться и отвечать на агрессию агрессией. Давайте оценку только его действиям и поступкам, не затрагивайте его личности.
    • Не бойтесь извиняться, если чувствуете свою вину.
    • Замолчите первым.
    • Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и   

        без всяких  слов выйти из комнаты.

 

2.3  Этапы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта учитывает интересы обеих сторон. В качестве вариантов разрешения конфликтов могут применяться нижеследующие:

  • Силовое разрешение, при котором конфликтующие стороны стремятся к победе интересов одной стороны с подавлением интересов противоположной стороны с применением силовых средств (подрыв репутации, власть решения, увольнение, дискредитация). Жребий, решение большинства, привлечение третьего незаинтересованного лица.
  • Посредническое решение, при котором привлекается пользующаяся общим доверием третья сторона, и она добивается разрешения путем переговоров конфликтующих сторон или с использованием собственного авторитета.
  • Совместное решение проблемы (дискуссия)

 

 

 

 

 

 

3. Исследовательская часть. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликте

 

Методический инструментарий и ход исследования.

 

Исследование проводилось в один этап на студентах КГБОУ СПО «АГК» 3 курса; возраст испытуемых: 19 – 21 год. Всего приняли в исследовании 13 человек, из них: 3 юношей и 10 девушек.

Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:

  • проанализировать литературные источники по данным проблемам;
  • подобрать методики для исследования;
  • выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
  • установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.

 

Для исследования были применены следующие психологические тесты:

  • тест Ассингера на выявление агрессивности в отношениях;
  • тест Снайдера «Коммуникативный контроль»;
  • тест- опросник Айзенка
  • тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения в условиях конфликта.

 

Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).

Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним. Тест содержит 20 вопросов из типичных жизненных ситуаций, к каждому предлагается три варианта ответа, из которых испытуемый должен выбрать наиболее приемлемый для себя.

По количеству полученных баллов, выделяются три уровня агрессивности: умеренная агрессивность, излишняя агрессивность и чрезмерное миролюбие.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Оценка агрессивности в отношениях

 

Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых он должен определить как верное или неверное применительно к себе.

В результате набранных баллов определяется степень коммуникативного контроля (низкий, средний или высокий).

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

Рис. Диагностика самоконтроля в общении

 

Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

  • соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
  • компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
  • избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

Рис. Стратегия поведения в конфликте

 

 

Результаты проведения исследования по тесту- опроснику Айзенка представлены в диаграмме:

 

Рис. Тип темперамента

 

Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к сангвинистическому темпераменту, также большой процент приходится на холерический темперамент. По результатам опросника самое меньшее количество тестируемых группы принадлежит к флегматическому темпераменту. Меланхолический тип не ярко выражен.

 

Было выбрано несколько человек с разными стратегиями поведения: двое – со стратегией поведения сотрудничества; двое – компромисс; двое – избегание; двое – уступчивость. И проведён анализ связей темперамента и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

 Цели:

  • Рассмотрение и определение путей разрешения конфликтов в коллективе;
  • Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации

 

3.3 Анализ полученных  результатов

В ходе проведённого анализа были замечены следующие особенности: общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию поведения в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих человека ярко выраженные холерики. Присущ низкий коммуникативный контроль. Третий, наоборот не решительный человек, излишне стремится к компромиссу.  Обладает легкой внушаемость- по типу темперамента он меланхолик.

Характерная черта высоко – тревожных людей – боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается очень высокий уровень тревожности, который как нельзя лучше оправдывают их стратеги поведения в конфликте – уступчивость.

 

Высокая тревожность свойсвенная и для людей со стратегией поведения в конфликте – избегание. Один из тестируемых имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный; боитесь принимать решения, т.к. боитесь ошибиться и услышать критику в свой адрес; не охотно берете на себя принятие решений, т.к. много в вас равнодушия и осторожности в отношениях- поэтому и стремиться избегать какие – либо конфликты. Такому типу темперамента свойственен сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Второй учащийся – меланхолик – легко расстраиваемый, тревожный, сдержанный, не общительный и тихий. Такому типу темперамента свойственен слабый тип нервной системы. Он с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Им присущ низкий коммуникативный контроль.

 

Темпераменты двух других тестируемых со стратегией поведения в конфликтах – сотрудничество – сангвиники. Эти люди очень яркие личности, которые характеризуются высокой активность, общительностью, оптимизмом. У них наблюдается умеренный уровень агрессивности, эмоциональность поведения. Такому типу темперамента свойственен сильный уравновешенный тип нервной системы. Быстро принимает решения, умеете брать на себя ответственность. Активно участвуем в разрешении конфликта. А вообще, не любит конфликты, даже если и можете их сгладить, стараетесь их избегать. Присущ высокий коммуникативный контроль.

 

Так же в ходе анализа был замечен яркий холерик – агрессивный, импульсивный, активный. За счёт свой напористости и агрессивности он позволяет принять свою точку зрения. Безусловно это решительный человек, способный принимать самостоятельные решения. Всегда вмешивается в сор и до конца отстаивает свою точку зрения. Они настойчиво отстаивают свое мнение, поэтому часто оказывается источником конфликта, чтобы обратить на себя внимание. Проявляет излишнюю агрессивность в отношениях. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Такие свойства темперамента могут привести к провокации конфликта и носят вызывающий стиль поведения в конфликте.

             Итак, проводя наши итоги исследования, было выяснено, что тип поведения  в конфликте напрямую связан  с темпераментом личности. Очень  ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния и темперамента зависит его реакция в стрессовой ситуации, т.е. степень реагирования в конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведенного исследования были выявлены различные влияния темперамента на поведенческие особенности личности и выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Получается, что, чем больше степень легкости переключения с одного человека на другого в процессе общения, чем больше склонность к разнообразию коммуникативных программ, чем больше разнообразие форм социальных контактов, тем вероятнее высокий уровень агрессивности.  

Человек неуравновешен, может быть жесток по отношению к другим людям, надеется добиться успехов, надеясь на свои собственные силы и пренебрегая интересами других. У него высок уровень потребности социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность и, в то же время – высока степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой.

Информация о работе Влияние темперамента на поведение личночти в конфликте