Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности
1.1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте
1.2. Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников
2.1. Описание методики и хода проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Литература
Приложение
Тема: «Влияние типа темперамента на успеваемость младших
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления
темперамента у детей в контексте учебной
деятельности………………………………………………
1.1.Общая характеристика темперамента
и его развертывание в детском возрасте…………………………………………………………
1.2.Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте………………………………15
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния
типа темперамента на успеваемость младших
школьников……………………………….…………………
2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...22
2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………….…………..27
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение.
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом.
Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.
По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом[1],[4],[12].
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.
Необходимо отметить, что проблема влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, в том числе и учебной, так или иначе, рассматривалась многими авторами.
Еще Я.А.Коменский (великий чешский педагог) четко обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, призывал выявлять эти особенности путем систематических наблюдений[7].
Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнов в своей книге «Психическое развитие детей в норме и патологии» наиболее полно показывают влияние темперамента на различные виды деятельности детей. Авторы призывают учитывать особенности темперамента в ходе организации с детьми мероприятий обучающего и воспитательного характера, с целью их успешного выполнения со стороны школьников [4].
Комплексный и системный подход в изучении школьной неуспеваемости представлен в книге Локаловой Н.П. «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика»[5]. В книге рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, одним из которых, по мнению автора, является темперамент ребенка. Влияние, которого необходимо учитывать всем учителям при организации учебной деятельности ребенка особенно в младшем возрасте.
К сожалению рассматриваемая в данной курсовой проблема влияния темперамента на школьную младших школьников успеваемость раскрыта не в полной мере. Во-первых, как выявил анализ источников по проблеме, существует определенный дефицит исследований конкретно по этой проблеме; во-вторых, полученные результаты имеют достаточно общий характер и распространяются на учащихся всех возрастов, хотя очевидно, что в каждом возрасте будет своя специфика такого влияния.
Исходя из сказанного выше, в данной курсовой работе определены следующие:
Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.
Задачи исследования:
а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
б) дать общую
характеристику темперамента, показать
его развитие в детском возрасте;
в) выяснить особенности темперамента как детерминанты успеваемости младших школьников;
г) составить рекомендации по учету типа темперамента ребенка в процессе организации его обучения.
Объект исследования: учащиеся младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: влияние темперамента младшего школьника на его школьную успеваемость.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме курсовой работы, наблюдение, беседа, детский вариант опросника Айзенка.
Гипотеза исследования: тип темперамента, детерминируя характер выполнения учебной деятельности, в силу ее стандартизированной организации будет определять и ее успешность.
ГЛАВА
1. Теоретические аспекты
1.1.Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте.
Темперамент с латинского обозначает смесь, соразмерность. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде[8, с.277].
Выделяют четыре основные типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Приведем краткую характеристику каждого из них исходя из свойств самого темперамента.
В настоящее время в психологии различают следующие основные свойства темперамента.
1. Сензитивность
(повышенная чувствительность). О
ней можно судить по
2. Реактивность,
эмоциональность. Функция
3. Резистентность.
Это сопротивляемость
4. Ригидность - пластичность. Первое свойство характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство - ему противоположное человек с пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.
5. Экстравертированность - интравертированность. О них можно судить по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертированность).
6. Возбудимость внимания. Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека[6, c.287].
Таким образом, темперамент определяется не каждым отдельным свойством, а закономерным соотношением всех свойств. Если не брать в расчет противоположные свойства (например, ригидность- пластичность), то у любого человека в той или иной мере проявляется каждое свойство и лишь определенное их соотношение выражается в данном темпераменте.
Приведенные выше свойства по-разному проявляются и в указанных выше типах темперамента. Так, сангвиник реактивен, с пониженной сензитивностью, пластичен, экстравертирован. Холерик тоже недостаточно сензитивен, чаще экстравертирован и реактивен, но отличается от сангвиника большей ригидностью и меньшей возбудимостью внимания. Флегматик и меланхолик ригидны, интравертированы, но последний намного более сензитивен и не обладает высокой резистентностью. Теперь перейдем к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии.
Холерический
темперамент характеризуется
Для такого темперамента довольно типичны вспыльчивость и даже агрессивность. Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах - от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку.
Сангвинический темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспособляется к изменяющимся условиям жизни, Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности, хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других и т. д. Легкость образования и переделки новых временных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания.
Флегматический темперамент отличается слабыми возбудимостью, сензитивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у человека этого темперамента протекают медленно, после длительного периода «врабатываемости» он может настойчиво работать в одном и том же направлении. Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей.
В
то же время инертность
Меланхолический темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым, длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Сочетание высокой чувствительности с реактивностью нервной системы приводит к тому, что меланхолик может добиваться высоких результатов там, где нужна хорошая скорость реакции[9, c.143-144].
Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.
Надо сказать, что тип темперамента уже можно достаточно точно определить в детском возрасте. Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций на различные воздействия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация[4,c. 293].
Врожденные типологические свойства не определяют, каким будет человек: добрым или злым, общительным или замкнутым, ленивым или трудолюбивым, т.е. тип нервной деятельности не определяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей (динамических стереотипов) влияет на характер, благоприятствуя формированию его определенных черт[11, c.282].
Информация о работе Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников