Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности
1.1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте
1.2. Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников
2.1. Описание методики и хода проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  Тема: «Влияние типа темперамента  на успеваемость младших       

                                               школьников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности……………………………………………………6

 

1.1.Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте……………………………………………………………………………...6

1.2.Темперамент  как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте………………………………15

 

ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников……………………………….………………….22

 

2.1. Описание  методики и хода проведения  исследования…………………...22

2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………….…………..27

 

Заключение……………………………………………………………………….30

 

Литература……………………………………………………………………….32

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема изучения влияния темперамента на школьную  успеваемость не теряет своей актуальности  и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом.

Очевидно, если младший школьник  не достигает  успешности в ходе обучения, мотивация  выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.

По мнению некоторых  авторов одной из  характеристик  личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом[1],[4],[12].

Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными  свойствами нервной системы и  проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.

Необходимо  отметить, что проблема влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, в том числе и учебной, так или иначе, рассматривалась многими авторами. 

Еще Я.А.Коменский (великий чешский педагог) четко  обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, призывал  выявлять эти особенности путем систематических наблюдений[7].

Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнов в своей  книге «Психическое развитие детей в норме и патологии» наиболее полно показывают влияние темперамента на различные виды деятельности детей. Авторы призывают учитывать особенности темперамента в ходе организации с детьми мероприятий обучающего и воспитательного характера, с целью их успешного выполнения со стороны школьников   [4].

Комплексный и  системный подход в изучении школьной неуспеваемости представлен в книге Локаловой Н.П. «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика»[5]. В книге рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, одним из которых, по мнению автора, является темперамент ребенка. Влияние, которого необходимо учитывать всем учителям при организации учебной деятельности ребенка особенно в младшем возрасте.

К сожалению  рассматриваемая в данной курсовой проблема влияния темперамента на школьную младших школьников успеваемость раскрыта не в полной мере. Во-первых, как выявил анализ источников по проблеме, существует определенный дефицит исследований конкретно по этой проблеме; во-вторых, полученные результаты имеют достаточно общий характер и распространяются на учащихся всех возрастов, хотя очевидно, что в каждом возрасте будет своя специфика такого влияния.

Исходя из сказанного выше, в данной курсовой работе определены следующие:

Цель  исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.

Задачи  исследования:    

а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

б)  дать общую  характеристику темперамента, показать его развитие в детском возрасте;                                      

в) выяснить особенности темперамента как детерминанты успеваемости младших школьников;

г) составить  рекомендации по учету типа темперамента ребенка в процессе организации его обучения.

Объект  исследования: учащиеся младших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: влияние темперамента младшего школьника на его школьную успеваемость.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме курсовой работы, наблюдение, беседа, детский вариант опросника Айзенка.

Гипотеза  исследования: тип темперамента, детерминируя характер выполнения учебной деятельности, в силу ее стандартизированной организации будет определять и ее успешность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте  учебной деятельности.

 

1.1.Общая  характеристика темперамента и  его развертывание в детском  возрасте.

Темперамент с латинского обозначает смесь, соразмерность. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде[8, с.277].

Выделяют  четыре основные типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Приведем краткую характеристику каждого  из них исходя из свойств самого темперамента.

В настоящее  время в психологии различают следующие основные свойства темперамента.

1. Сензитивность  (повышенная чувствительность). О  ней можно судить по наименьшей  силе внешних воздействий, необходимой  для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию. Если у одного  человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень неудовлетворенности потребности одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

2. Реактивность, эмоциональность. Функция этого  свойства определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Можно вспомнить достаточно большое число выдающихся личностей, которые отличались ярко выраженной эмоциональностью, бурными реакциями на любую удачу или неудачу. Иногда эмоциональность отдельно дифференцируется в связи с силой эмоций.                      

3. Резистентность. Это сопротивляемость неблагоприятным  условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения    функционального   уровня    деятельности    при    сильном нервном напряжении. Недостаточная резистентность (в любом виде деятельности) с большим трудом компенсируется высоким уровнем развития других качеств и свойств личности.

4. Ригидность - пластичность. Первое свойство  характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство - ему противоположное человек с пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.

5.  Экстравертированность  - интравертированность.    О  них можно судить по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений   в   данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым   и   будущим    (интравертированность). 

6.  Возбудимость  внимания. Чем меньше степень  новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека[6, c.287].

Таким образом, темперамент определяется не каждым отдельным свойством, а закономерным соотношением всех свойств. Если не брать в расчет противоположные свойства (например, ригидность- пластичность), то у любого человека в той или иной мере проявляется каждое свойство и лишь определенное их соотношение выражается в данном темпераменте.

Приведенные выше свойства по-разному проявляются  и в указанных выше   типах  темперамента. Так,   сангвиник  реактивен, с пониженной сензитивностью, пластичен, экстравертирован.  Холерик  тоже недостаточно сензитивен, чаще экстравертирован и реактивен, но отличается от сангвиника большей ригидностью и меньшей возбудимостью внимания.   Флегматик и   меланхолик   ригидны, интравертированы, но последний намного более сензитивен и не обладает высокой резистентностью. Теперь перейдем  к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии.

Холерический  темперамент характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т. е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Люди холерического темперамента отличаются быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи.

Для такого темперамента довольно типичны вспыльчивость  и даже агрессивность. Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах - от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку.

Сангвинический  темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспособляется к изменяющимся условиям жизни, Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности,  хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других и т. д. Легкость образования и переделки новых временных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания.

Флегматический  темперамент отличается слабыми  возбудимостью, сензитивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у человека этого темперамента протекают медленно, после длительного периода «врабатываемости» он может настойчиво работать в одном и том же направлении. Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей.

 В  то же время инертность нервных  процессов сказывается на косности динамических стереотипов, недостаточной гибкости в действиях.

Меланхолический темперамент связан не только с высокой  эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым, длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Сочетание высокой чувствительности с реактивностью нервной системы приводит к тому, что меланхолик может добиваться высоких результатов там, где нужна хорошая скорость реакции[9, c.143-144].

Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Надо  сказать, что тип темперамента уже  можно достаточно точно определить в детском возрасте. Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций на различные воздействия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация[4,c. 293].

Врожденные  типологические свойства не определяют, каким будет человек: добрым или злым, общительным или замкнутым, ленивым или трудолюбивым, т.е. тип нервной деятельности не определяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей (динамических стереотипов) влияет на характер, благоприятствуя формированию его определенных черт[11, c.282].

Информация о работе Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников