Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности
1.1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте
1.2. Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников
2.1. Описание методики и хода проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

В нашем  исследовании дети относились к тому или иному темпераменту, если они набирали балы по нему от 4-х и выше, то есть более половины критериев, по которым проводилось наблюдение за ними, соблюдалось для определенного темперамента, а результаты по опроснику Айзенка совпадали с данными наблюдения. Именно эти школьники и были предметом дальнейшего исследования.

Таким образом, были сформированы четыре группы учащихся 4-х классов (соответственно каждому темпераменту) по десять человек в каждой, итого 40 человек.

На  втором этапе исследования происходило  выяснение их школьной успеваемости. Поскольку, по мнению ряда авторов, глобальным показателем успешности школьного обучения является средний балл [5,c.202], мы также его использовали для оценки школьной успеваемости наших участников исследования.

На  третьем этапе, полученные данные сопоставлялись и анализировались. Более подробно об этом в главе 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  и интерпретация результатов.

В ходе проведенной работы на первом и втором этапе исследования влияния темперамента на успеваемость младших школьников были получены следующие результаты.

Таблица. Результаты исследования выявления типа темперамента и успеваемости младших школьников.

Ф.И.О. , класс.

Класс

Тип

темперамента

Средний балл

учащегося

1

Витковский  Дмитрий Андреевич

4 «А»

сангвиник

9

2

Грабок Марта  Николаевна

4 «Г»

сангвиник

8

3

Яндовский Анатолий Михайлович

4 «Б»

сангвиник

8,4

4

Шепетько Владислав Сергеевич

4 «А»

сангвиник

7

5

Логуто Татьяна  Александровна

4 «В»

сангвиник

7,2

6

Чекан Александра Владимировна

4 «В»

сангвиник

8,5

7

Шепетько Александра Сергеевна

4 «А»

сангвиник

7,4

8

Сацура Александр  Александрович

4 «А»

сангвиник

9

9

Фурс Леонид Антонович

4 «В»

сангвиник

8,2

10

Зазимко Глеб Андреевич

4 «Д»

сангвиник

7,3

11

Романович Максим Сергеевич

4 «Б»

холерик

8,6

12

Шевцова Елена  Михайловна

4 «Г»

холерик

8,2

13

Маскаленко  Дарья Валерьевна

4 «Б»

холерик

9

14

Тищенко Валентина  Валерьевна

4 «А»

холерик

7

15

Юрченко Дарья  Владимировна

4 «Г»

холерик

9

16

Лопата Карина Юрьевна

4 «Д»

холерик

7,6

17

Нестеренко  Игорь Андреевич

4 «Б»

холерик

8

18

Семков Юрий Денисович

4 «Е»

холерик

9

19

Сейфутдинова  Светлана Фаиловна

4 «Д»

холерик

8,5

20

Ершов Сергей Олегович

4 «Е»

холерик

8

21

Кухаревская Светлана Александровна

4 «Г»

флегматик

9

22

Зборовский  Андрей Тимофеевич

4 «А»

флегматик

8,2

23

Камеко Анастасия  Александровна

4 «А»

флегматик

9,2

24

Базылев Святослав  Геннадьевич

4 «А»

флегматик

8,8

25

Михайлов Антон Николаевич

4 «В»

флегматик

9

26

Леонов Максим Николаевич

4 «Д»

флегматик

7,8

27

Лоскутников Роман  Олегович

4 «В»

флегматик

8,6

28

Иванов Андрей Валентинович

4 «Е»

флегматик

9,4

29

Баннов Виктор Алексеевич

4 «Д»

флегматик

8,2

30

Адашкин Алексей Георгиевич

4 «В»

флегматик

9

31

Лазакович Евгений  Федорович

4 «А»

меланхолик

7,7

32

Сурта Янина  Сергеевна

4 «Е»

меланхолик

6,6

33

Хомутовская Янина  Викторовна

4 «Г»

меланхолик

6,2

34

Селин Алексей  Сергеевич

4 «А»

меланхолик

7

35

Пузынкина Антонина Валентиновна

4 «Б»

меланхолик

7,8

36

Федченко Петр Александрович

4 «Е»

меланхолик

8

37

Раскин Юрий Олегович

4 «В»

меланхолик

6,5

38

Филлипова Ирина  Сергеевна

4 «А»

меланхолик

6,8

39

Савишников  Олег игоревич

4 «А»

меланхолик

7,3

40

Хотенко Татьяна  Викторовна

4 «Д»

меланхолик

7


 

Найдем  средний балл для каждого из типов темперамента представленных в таблице. Итак, для сангвиников это будет 8 баллов; холериков-8,29; флегматиков-8,72; меланхоликов -7,09.

Для  большего удобства рассмотрения результатов, представим их в виде следующей  диаграммы.

Диаграмма. Сравнение средних баллов у младших  школьников с различными типами темперамента.

Как следует из диаграммы, наибольшую успеваемость демонстрируют младшие школьники с флегматическим типом темперамента, далее успеваемость постепенно снижается в следующем порядке: холерики-сангвиники-меланхолики.

Такого  рода результаты можно объяснить  тем, что дети-флегматики эмоционально более стабильны, усидчивы, способны длительное время концентрировать свое внимаине на выбранном предмете, они менее отвлекаемы, трудоспособны.

 Дети-меланхолики,  напротив, обладают слабой нервной  системой, их нервно-психическая  деятельность быстро истощается, что приводит к утомлению, отвлекаемости  и в целом снижению мотивации  к обучению. Это в свою очередь напрямую отражается на их школьной успеваемости.

Дети  холерического и сангвинистического типов темперамента показали наиболее близкие результаты. Они более  успешны чем меланхолики из-за того, что способны выдерживать большие  нагрузки, но менее успешны чем флегматики, из-за того, что их неврно-психические процессы более подвижны, а эмоционально они менее стабильны.

Таким образом, на освании проведеного  исследования в рамках данной курсовой работы,  можно заключить следующее.

Тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость. Наиболее успешными являются дети флегматического, холерического и сангвинистического темперамента, наименее –меланхолического.

Ввиду этого, учителям  младшей школы  необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей, в частности тип темперамента, для соответствующей организации их учебной деятельности в контексте повышения школьной успевемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в заключение данной курсовой работы можно сформулировать следующие выводы.

Темперамент, отражает многие динамические аспекты  протекания психической деятельности человека, выступая тем самым важным детерминантом ее эффективности, что необходимо учитывать при ее организации, особенно в детском возрасте. Поскольку темперамент ребенка имеет известные отличия от темперамента взрослого, даже если они (темпераменты) относятся к одному типу. Особенности развертывания темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста дают ряд возможностей для успешной воспитательной и обучающей работы с ними. Данная работа должна строиться на основе  учета выявленных особенностей темперамента, опоре на них, как на врожденные (биологические) детерминанты поведения детей, а не на основе борьбы как с «вредными» или «мешающими» проявлениями поведения.

Как показало проведенное исследование, тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость. Наиболее успешными являются дети флегматического, холерического и сангвинистического темперамента, наименее –меланхолического.

Сказанное позволяет сформулировать основные рекомендации для педагогов, работающих в младшей школе.

1.Организация  эффективной учебной деятельности  младших школьников должна учитывать их тип темперамента. Например, меланхолики требуют больше отдыха, нуждаются в постоянной поддержке и одобрении; флегматики требуют подготовительного периода перед учебной деятельностью и т.п.

2.Для  выявления типа темперамента  можно использовать  следующие  методики: Детский вариант опросника  Айзенка, приведенную в главе 2.1. схему наблюдения за детьми в разных ситуациях, беседу с родителями.

Данная  курсовая работа может использоваться в качестве своеобразного методического  пособия по учету темперамента младшего школьника в контексте решения проблем его успеваемости для педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность/ Э.А. Голубева.-Дубна.: «Феникс+»,2005.-512 с.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 560 с.
  3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. –Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. -280с.
  4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  , Игумнов С.А.  «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.
  5. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика.-СПб.: Питер,2009.
  6. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951г.
  7. Психология. Учебник для ин-тов физич. культ. Под ред. Рудика П.А. М.: «Физкультура и спорт», 1974. -512с.
  8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2004. -576с.
  9. Столяренко  Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс,2001.-672с.
  10. Столяренко  Л.Д. Педагогическая психология .3-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс,2004.- 544с.
  11. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников.-М.: Академический Проект,2004.-144с.
  12. Файнберг С.У. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.
  13. Чиркова Т. В. Учет индивидуально-типологических особенностей детей// Дошкольное воспитание. 1986- №5. С.38-42.
  14. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. –М.: Педагогическое общество России, 1998. -255с.
  15. Чудновский В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям// Вопросы психологии. 19963- №1. С.23-33.
  16. Широкова З.Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности// Дошкольное воспитание. 1976- №12. С.17-21.
  17. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. К.: Освiта,1992.-220с.   

Информация о работе Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников