Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности
1.1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте
1.2. Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников
2.1. Описание методики и хода проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Литература
Приложение
Воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет, опору на них.
Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В. С. Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений (приводится по[5].
Постепенное развертывание темперамента заключается в том, что различные свойства его возникают и проявляются в различном возрасте. Так, например тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности реакции страха проявляется уже в первые месяцы жизни, импульсивность как индивидуальная особенность - в начале второго года жизни, агрессивность - в 2,5 года. Следует также отметить, что далеко не все психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические особенности присущие взрослому человеку, наблюдаются в детском возрасте. Тип темперамента, или симптомокомплекс свойств темперамента, возникает не весь сразу, а развивается в определенной последовательности. Эта последовательность обусловлена как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста относятся: слабость как возбудительного, так и тормозного процессов, их неуравновешенность, а также очень высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от слабости и неуравновешенности нервных процессов, не выделяются из общего возрастного фона и вообще редко проявляются в этом возрасте. Сходство нервной системы ребенка со слабым типом является возрастной особенностью и ярче выражено у младших детей, чем у старших[4, c.295].
К возрастным особенностям относится и более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. Наблюдения за возрастными особенностями поведения показывают, что у детей (особенно у младших) слабо выражено и такое свойство нервных процессов, как инертность. Поведение ребенка ситуативно, он плохо переносит всякие стеснения, ограничения во времени, чрезвычайно быстро забывает обиды, огорчения, обещания, многие его привычки очень нестойки и быстро разрушаются. Многие исследователи указывают на то, что с возрастом изменяется характер подвижности нервных процессов. Подвижность основных нервных процессов у ребенка зависит от возрастной слабости и неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношения сильной и быстрой иррадиации с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов[11, c.282].
В. Э. Чудновский подчеркивает, что на протяжении дошкольного детства изменяется баланс, соотношение основных нервных процессов, а вместе с ним меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит усиление уравновешенности, то старший дошкольник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешен, чем младший, также отличающийся типологической уравновешенностью[14,c.24].
Следует обратить внимание на то, что И. П. Павлов в классификации типов высшей нервной деятельности различал уравновешенные и неуравновешенные подтипы в сильном типе нервной системы. А для ребенка характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов. Этот типологический вариант в традиционной классификации не рассматривается[6].
Таким образом, выделенные возрастные закономерности созревания свойств общего типа, который в детском возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания считать, что существует специфический возрастной тип нервной системы у детей.
Весьма
важным является вопрос о соотношении
наследственного и приобретенно
Для изучения роли наследственности в происхождении темперамента обычно используют близнецовый метод. Данные, полученные при изучении свойств темперамента у однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитывающихся в различных и одинаковых условиях, подтверждают участие наследственности в происхождении некоторых свойств темперамента (интроверсии — экстраверсии, нейротизма, эффективности). Имеются также факты, показывающие своеобразие генетического механизма свойств темперамента. Установлено, что основу наследственности темперамента составляет полигенный механизм. Носителем наследственности, комплекса свойств темперамента является сцепление взаимодействующих генов. Наследственный фактор существует, таким образом, не для каждого отдельного свойства, а для комплекса свойств[4,c.295].
Между тем ученые не отрицают факта изменчивости свойств типа нервнойсистемы. Школа И. П. Павлова всегда уделяла внимание роли различных внешних условий в формировании и изменении свойств нервной системы.
И.
П. Павлов подчеркивал, что
поведение человека
Известно
также, что большое значение в
плане изменения природных
В течение дошкольного и младшего школьного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение типа темперамента в целом (у детей раннего возраста).
Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и в особенности активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.
Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей детского возраста в процессе становления[13,c.39].
Таким образом, темперамент ребенка имеет известные отличия от темперамента взрослого, даже если они (темпераменты) относятся к одному типу. Особенности развертывания темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста дают ряд возможностей для успешной воспитательной и обучающей работы с ними. Данная работа должна строиться на основе учета выявленных особенностей темперамента, опоре на них, как на врожденные (биологические) детерминанты поведения детей, а не на основе борьбы как с «вредными» или «мешающими» проявлениями поведения.
1.2.Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте.
Очевидно, что темперамент проявляется не только во внешней манере поведения, не только в движениях, он обуславливает общую работоспособность, сказывается на проявлении психических познавательных процессах, является одним из детерминирующих факторов протекания любой деятельности индивида, в том числе и учебной.
Надо отметить, что проблема соотношения темперамента и школьной успеваемости привлекла, прежде всего, отечественных психологов. Показательно в этом отношении мнение В.С. Мерлина. В своей работе «Темперамент как фактор учебной деятельности», автор, рассматривая учебную деятельность как особый вид труда, особенно тесно связанный с познавательными процессами, полагает, что одним из показателей способностей к обучению может быть школьная успеваемость.
Однако вывод, к которому приходит B.C. Мерлин, обобщая работы своих коллег по сопоставлению школьной успеваемости и типа темперамента, скорее отрицательный: независимость школьной успеваемости от типа темперамента.
Данную проблематику продолжил разрабатывать Н.Е. Малков. При сравнительном изучении успевающих и слабоуспевающих учащихся старших классов он установил, что последние чаще являются обладателями слабой нервной системы, проявляющейся в суженности объема внимания, в меньшем объеме кратковременной памяти, в большей утомляемости и т.д.
Данные, полученные на 1500 учащихся польским ученым Т. Левовицким, говорят о наличии связи показателей свойств нервной системы, определяемых с помощью вопросника Я. Стреляу, с эффективностью обучения. Положительными факторами для более эффективного обучения оказались, главным образом, сила процесса возбуждения и подвижность нервных процессов (приводится по [5, с.202].
Более подробную информацию по данной проблеме можно найти у наших белорусских исследователей Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, С.А. Игумнова в книге «Психическое развитие детей в норме и патологии». Авторы приводят характеристики детей с разным типом темперамента в связи с их обучением и воспитанием.
Рассмотрим данные характеристики более подробно, поскольку они являются для нас очень важными в контексте тематики курсовой работы.
В любом детском коллективе есть, как правило, дети разного темперамента — холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. В связи с этим становится необходимым знание и учет педагогом особенностей темперамента детей в контексте их воспитания и обучения.
Так, например, ребенок-сангвиник обладает сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям обучения и воспитания. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Дети за короткое время адаптируются к условиям детского сада, школы, они сразу чувствуют себя там как дома. Они быстро, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.
Общительность
детей-сангвиников располагает
Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, эластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль (например, ребенок легко включается в новую деятельность), но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, интересы, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтом одной из основных задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.
В отношении ребенка-сангвиника важно регулярно проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким » нарушениям порядка (не за собой вещи, забыл сделать уроки быстр) быстро разрушает привычки, для закрепления которых требуется время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника большим трудом по сравнению с детьми других типов.
Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Во всех подобных случаях обязательно нужно добиться, чтобы начатое дело было закончено с хорошим результатом, особенно это касается выполнения школьных заданий, уроков и вообще всего того, что относится к учебе.
Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.
Ребенок возбудимого типа — холерик — имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет — рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется — хохочет до слез). Он очень импульсивен. Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются установленным правилам, если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.
Информация о работе Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников