Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности
1.1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте
1.2. Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников
2.1. Описание методики и хода проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Литература
Приложение
Сложность воспитания возбудимого ребенка усугубляется из-за неправильного отношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его подвижность: «Не бегай», «Еще раз залезешь на забор, не пущу гулять». Не надо запрещать ребенку быть активным, водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его любое полезное увлечение, стремиться так, организовать деятельность, чтобы активность находила полезное применение. Ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия — окрики, угрозы, от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозном процесс.
Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать. Особенно это важно в организации учебной деятельности.
Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему. Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию собранности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование — словом, все то, что требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянные трудовые поручения и выполняет их систематически, это воспитывает умение управлять, собой.
Таким образом, прежде чем начинать какую-либо серьезную учебную деятельность, холерику необходимо помочь прийти в более или менее спокойное состояние, в то время как сангвиник в такой помощи особо не нуждается.
Ребенок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются не громко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов.
Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой, с чистым листом бумаги). Если для начала учебной деятельности сангвинику не нужно особых усилий, холерику нужно помочь успокоится, то для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешнее воздействие, стимуляция. Если изучаемый предмет или тема вызовут соответствующее возбуждение, проявляющееся в интересе, то флегматик способен длительное время удерживать интересующий объект в поле внимания, детально изучая и анализируя предмет своего интереса со всех сторон, что соответственно приводит к глубоким знаниям.
Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все, к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу. Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, школе, ведь надо приспособиться к новому режиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с детьми. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженная активность.
Главной ошибкой при воспитании и обучении флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее, что может стать причиной школьной неуспеваемости.
Для флегматика необходимы виды деятельности, требующие от него активности: занятия гимнастикой, подвижные игры, походы. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с людьми. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать, но и закончить дело. Следует заранее его предупредить о необходимости заканчивать работу, но не прерывать ее резко.
Дети со слабой нервной системой — меланхолики, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценности. Просто у этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый как тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения. Поскольку нервная система не выдерживает длительных напряжений, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим еще более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую активность меланхолика. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность, легкая ранимость — основные уязвимые черты меланхолика.
В
связи со сказанным важным
является дозировать учебные
нагрузки меланхолика,
Однако дети со слабым типом имеют и ряд очень ценных свойств, таких как чуткость, способность к сопереживанию, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.
У ребенка со слабой нервной системой необходимо развивать стремление активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности[4, c.296-301].
Таким образом, в заключение данной главы можно сделать следующий вывод.
Темперамент является важным фактором детерминирующим эффективность учебно-воспитательного процесса в любом учреждении образования. Эффективность воспитания и обучения детей с разным типом темперамента будет зависеть от умения педагогов, родителей учитывать особенности каждого из типов, соответственно подстраиваясь под каждого ребенка.
К сожалению, такое отношение к детям с разными темпераментами в учебно-воспитательной практике можно встретить весьма редко. Поскольку, педагог сам обладает тем или иным темпераментом, влияние которого неоспоримо и на его деятельность. Поэтому зачастую можно видеть, что дети- флегматики не успевают по тем предметам, которые ведут учителя-холерики, сангвиникам не интересно у учителей флегматиков и т.п.
Кроме того, учебные программы рассчитаны на определенное количество часов, однако темп усвоения у детей разный, одним, например, сангвиникам, для усвоения данной темы, требуется меньше времени, другим (флегматикам, меланхоликам) –больше, что также влияет на эффективность обучения, а значит и успеваемость детей с разными типами темперамента.
ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников.
2.1. Описание методики и хода проведения исследования.
Наше исследование по изучению влияния типа темперамента на школьную успеваемость младшего школьника проводилось на базе СОШ №7 г. Речицы Гомельской области. Исследование состояло из нескольких основных этапов.
Приведем подробное описание каждого и этапов исследования.
На первом этапе исследования был осуществлен отбор учащихся с выраженными типами темперамента из всех учащихся в младшей школе. Здесь надо отметить, что в СШ № 7 в младшем звене школы имеется 6 параллелей, поэтому сложностей с отбором необходимых испытуемых не было.
Основными методами отбора детей по критерию отнесения их к определенному типу темперамента явились: использование методики Детский вариант личностного опросника Айзенка; беседа с классным руководителем, собственные наблюдения, а также методика по изучению темперамента детей младшего школьного возраста [10, c.81-83].
Суть методик. Детский вариант личностного опросника Айзенка (см.приложение) предназначен для изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка, в частности его базисных личностных измерений экстра - и интроверсии и нейротизма.
Опросник содержит 60 вопросов, на которые дети должны дать ответ либо «да», либо «нет». Далее полученные результаты сравниваются с ключом, на основании чего устанавливается тип характерологических свойств, отражающих факторы экстра - и интроверсии и нейротизма.
Так показатель, превышающий 12 баллов для шкалы (Э) свидетельствует об экстравертированности, ниже 12 баллов - об интровертированности; показатель по шкале (Н), превышающий 12 баллов, отражает психо - эмоциональную неустойчивость.
Показатель по шкале «Ложь», равный 4-5 является критическим, он говорит о том, что испытуемый склонен давать социально одобряемые ответы, что влияет на достоверность показателей по двум первым шкалам.
Соотношения данных факторов определяют в свою очередь тот или иной тип темперамента. Так, например, ребенок, имеющий выраженную экстравертированность и нестабильность (высокий нейротизм) относится к холерическому темпераменту; выраженная экстравертированность и стабильность (низкий нейротизм) характеризуют сангвиника; выраженная интровертированность и стабильность (низкий нейротизм) характеризуют флегматика; выраженная интровертированность и нестабильность указывают на меланхолический темперамент [17, с. 92-93].
Вторая методика предполагает проводить наблюдение за детьми при соблюдении следующих условий:
-оценивать их в самых разных видах реакций;
-знать, в каких именно реакциях особенно ярко проявляется темперамент.
Наблюдение проводится по следующей схеме.
Схема наблюдения
1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует неуверенно, робко.
2. Как реагирует учащийся на замечания учителя:
а) говорит, что больше так делать не будет, но через какое то время опять делает то же самое;
б) возмущается, что ему делают замечание;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. При
обсуждении с товарищами
а) быстро с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. В
ситуациях, когда нужно
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;
в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и ни возьмет работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5.При решении трудной задачи (или задания), если она сразу не получается:
а) бросает, потом опять продолжает решать;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает свое возмущение;
в) спокойно;
г) проявляет растерянность, неуверенность.
6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говоря ни слова;
г) проявляет растерянность.
7. В незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро;
в)
спокойно присматривается к
г) робко знакомится с обстановкой, решений принимает не уверенно.
Результаты наблюдения по вышеописанной схеме отмечаются в бланке.
Пример оформления бланка результатов наблюдения.
Ситуация |
Темперамент |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
+ |
|||||
+ |
|||||
+ |
|||||
+ |
|||||
+ |
|||||
+ | |||||
+ |
|||||
Итого |
1 |
4 |
1 |
1 |
Информация о работе Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников