Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:44, дипломная работа
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования - как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………...6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………...17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени…………………….....28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает влияние
и на самооценку ребенка. Повышенный
уровень тревожности у ребенка
может свидетельствовать о его
недостаточной эмоциональной
У детей
младшего дошкольного возраста тревожность
– явление редкое и, как правило, носит
невыраженный характер. Чем старше ребенок,
тем конкретнее, реалистичнее его тревоги.
Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные
чудовища, прорывающиеся к ним через порог
подсознания, то старших дошкольников
уже будет беспокоить ситуация, связанная
с насилием, ожиданием, насмешками.
Тревога далеко
не всегда выступает в явной форме, поскольку
является довольно тягостным состоянием.
И как только она возникает, в душе ребенка
включается целый набор механизмов, которые
«перерабатывают» это состояние во что-то
другое, пусть тоже неприятное, но не столь
невыносимое. Это может неузнаваемо изменить
всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.
Самый простой
из психологических механизмов срабатывает
практически мгновенно: лучше бояться
чего-то, чем неизвестно чего. Так возникают
детские страхи. Страх – «первая производная»
тревоги. Его преимущество в его определенности,
в том, что он всегда оставляет какое-то
свободное пространство. Если, например,
ребенок боится собак, то может гулять
там, где собак нет, и чувствовать себя
в безопасности. Ребенок может панически
бояться самостоятельного выхода во двор,
и в основе этого лежит семейный конфликт,
глубоко им переживаемый. Хотя страх по
сравнению с тревогой дает несколько большее
чувство безопасности, все же и это состояние,
жить в котором трудно. Поэтому, как правило,
переработка тревожных переживаний на
стадии страха не заканчивается. Чем старше
дети, тем реже проявления страха, и тем
чаще – скрытые формы проявления тревоги.
У некоторых
детей эту защитную функцию выполняют
определенные ритуальные действия, которые
«охраняют» их от возможной опасности.
Примером может служить ребенок, старающийся
не наступать на стыки бетонных плит и
трещины в асфальте. Отрицательная сторона
таких ритуалов – некоторая вероятность
перерастания подобных действий в неврозы
навязчивости.
Однако, необходимо
учитывать, что тревожный ребенок просто
не нашел другого способа борьбы с тревогой.
При всей неадекватности и нелепости
таких способов их нужно уважать, не высмеивать,
а помогать ребенку другими методами
«отреагировать» на свои проблемы, нельзя
разрушать «островок безопасности», ничего
не давая взамен.
Прибежищем
многих детей, их спасением от тревоги
является мир фантазий. В фантазиях ребенок
разрешает свои неразрешимые конфликты,
в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные
потребности. Сама по себе фантазия –
замечательное качество, присущее детям,
позволяющее человеку выходить за пределы
действительности, строить свой внутренний
мир, не скованный условными рамками, творчески
подходить к решению различных вопросов.
Однако, фантазия не должна быть полностью
оторвана от реальности, между ними должна
быть постоянная взаимосвязь.
Фантазии
тревожных детей, как правило, лишены этого
свойства. Мечта не продолжает жизнь, а,
скорее, противопоставляет себя ей. Если
в жизни ребенок не общительный, у него
мало друзей, то в мечтах он является лидером
детской компании и совершает героические
поступки, вызывающие у всех восхищение.
То, что такие дети на самом деле могли
бы достичь предмета своих мечтаний, не
интересует, даже если это стоит незна-чительных
усилий. Реальные их достоинства и победы
ждет та же участь. Они, вообще, стараются
не думать о том, что есть на самом деле,
поскольку все реальное для них наполнено
тревогой. Собственно говоря, реальное
и фантазийное у них меняется местами:
они живут именно в сфере своей мечты,
а все, что за пределами этой сферы воспринимается,
как тяжелый сон.
Однако,
такой уход в иллюзорный мир недостаточно
надежен – рано или поздно требования
большого мира ворвутся в мир ребенка,
и нужны будут более эффективные методы
защиты от тревоги.
Изучая
детский возраст, Эрик Берн пришел к выводу,
что есть тревожные дети, которые приходят
к простому умозаключению, – чтобы ничего
не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись
меня. Поэтому агрессивное поведение часто
бывает формой сокрытия личной тревожности.
Тревожность иногда очень трудно разглядеть
за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные,
при каждом удобном случае унижающие других,
тревожными отнюдь не выглядят. И, тем
не менее, нередко в глубине души у таких
детей скрывается тревога. А поведение
и внешний вид – лишь способы избавления
от чувства неуверенности в себе, от сознания
своей неспособности жить, как хотелось
бы.
Таким образом,
тревожность отражается на всех сферах
жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая
его самочувствие и осложняя отношения
с окружающим миром. При этом причины формирования
высокого уровня тревожности как в природных,
генетических факторах развития психики
ребенка, так и – причем в большей степени
– в социальных. Если первые факторы формирования
тревожности трудно поддаются коррекции,
то для коррекции социальных факторов
вполне возможно создать соответствующие
условия, чтобы преодолеть развитие высокого
уровня тревожности в детском возрасте.
В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе? И т. п.
Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.
"Школьная фобия" обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.
Большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Как отмечают авторы книги, через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7 —10-дневном отдыхе.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, «как на ладошке», а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Тревожный ребенок
1.Не может долго работать, не уставая.
2.Не может сосредоточиться на чем-то.
3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
5.Смущается чаще других.
6.Часто говорит о напряженных ситуациях.
7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
9.Руки у него обычно холодные и влажные.
10.Нередко бывает расстройство стула.
11 .Сильно потеет, когда волнуется.
12.Не обладает хорошим аппетитом.
13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14.Пуглив, многое вызывает страх.
15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16.Часто не может сдержать слезы.
17Цлохо переносит ожидание.
18.Не любит браться за новое дело.
19.Не уверен в себе, в своих силах.
20.Боится сталкиваться с трудностями.
1.2. Специфика школьной тревожности
В чем причины школьной тревожности?
Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.
Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе.
- Сравнительно высокий
уровень обучаемости. При этом
учитель может считать такого
ребенка неспособным или
- Эти школьники не
могут выделить в работе основн
- Если не удается
сразу справиться с заданием,
тревожный ребенок
- На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
- При указании тревожному
школьнику на его ошибку
А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.
Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д.
Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы.
Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям, и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей.
Школьная
тревожность — это самое
Информация о работе Влияние тревожности на адаптацию первоклассников