Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:44, дипломная работа
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования - как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………...6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………...17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени…………………….....28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55
-школьная адаптация
-школьная дез(диз)адаптация
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы психологической
диагностики школьной
На начало 2007-2008 учебного года в первый класс поступило 33 ученика. Из них 20 детей посещали одну группу детского сада, следовательно, 13 из них пришлось «вливаться» в совершенно новый, уже сложившийся коллектив. Все ученики были распределены на два класса. Исследование в контексте проблемы школьной тревожности учащихся в данных классах состояла из нескольких последовательных этапов. На первом (психодиагностическом) этапе были выявлены дети, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводилась фронтальная психологическая диагностика в параллели первых классов. Для этого были использованы разнообразные методические подходы:
- наблюдение за поведением учащихся в школе
- опросы родителей учащихся и учителей
- «Методика диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан»
-«Изучение эмоционального отношения ребенка к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)
- Методика «Сказка» (В.А.Кореневская)
- тесты-опросники
Список ребят, обучающихся в 1-х классах
1 а класс 1. Катя Б. 2. Вова Б. 3. Паша Жд. 4. Паша Ж. 5. Сережа И. 6. Таня Л. 7. Даша Е. 8. Алеша К. 9. Кристина Т. 10. Патимат М. 11. Сережа П. 12. Слава Р. 13.Игорь Р. 14. Сасун Т. 15.Артем Ч. 16. Артем Щ. 17. Оксана Г. |
1 б класс 1. Денис Б. 2. Витя Б. 3. Лена Д. 4. Юля И. 5. Лера К. 6. Саша К. 7. Алина К. 8. Влад Л. 9. Люда Л. 10. Кирилл М. 11. Сережа О. 12. Ира П. 13. Женя Р. 14. Саша Рыч. 15. Ульяна У. 16. Игорь Ш. |
«Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся»
Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симпто-мах тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родите-лями.
Цель данного метода – диагностика школьной тревожности с помощью анализа ее поведенческих проявлений. Опрос проводился путем анкетирования. При обработке результатов нами учитывалось количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.
Признак |
Да |
Нет |
1. Высказывает нежелание ходить в школу |
||
2. Боится опоздать в школу |
||
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок |
||
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы |
||
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе |
||
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени |
||
7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав |
||
8. Часто бывает раздражительным,
легко «заводится» при |
||
9. На уроках рассеян |
||
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их |
||
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой |
||
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями |
||
13. Высказывает обеспокоенность
перед контрольными или |
||
14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать свои знания |
||
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами |
||
16. Нет друзей среди одноклассников |
||
17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной |
||
Итого |
1 а класс (номер ученика в диаграмме соответствует номеру в списке класса)
Симптомы
тревожности (кол-во)
1 б класс
Симптомы
тревожности (кол-во)
По результатам данной диагностики у каждого ученика есть симптомы тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями (от1 до 10) .
Проективная методика (А.М.Прихожан).
Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в начале учебного дня, в отсутствии классного руководителя, в условиях позитивного контакта с ребенком.
Цель методики: выявить уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
Эта методика позволила
выявить общий уровень
При выполнении этого задания обращалось особое внимание на тех ребят, ответы которых считались «неблагополучными» и их количество было 6 и более.
Полученные данные обработаны,
систематизированы и
1 а класс:
Количество
ответов
1 б класс:
Количество
ответов
По результатам данной методики количество «неблагополучных» ответов учеников, характеризующих настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное, у учащихся колеблется от 1 до 8. У 24% учащихся нет «неблагополучных» ответов, у 38% учащихся от 1 до 3 «неблагополучных» ответа, у38% учащихся от 6 до 8 «неблагополучных» ответов.
«Изучение эмоционального отношения к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)
Процедура проведения: подготовка 1) 22 карточек с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой - маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2) 2 коробочек с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования. Эксперимент проводился с первоклассниками, посещавшими до школы детский сад и так называемыми «домашними» детьми . Перед ребенком ставилось 2 коробочки и давалась следующая инструкция: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».
Далее зачитывались прилагательные и передавалась карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек.
Обработка данных. Подсчитывалось (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника.
Получены следующие результаты:
1 а класс:
1 б класс:
По результатам проведенной диагностики у 9% учащихся 2-х классов отрицательное отношение к школе, у 21% учащихся пограничное между отрицательным и положительным, у 70% - положительное отношение к школе.
Методика «Определение мотивов учения» (разработана М. Р.Гинзбургом)
Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.
В основу методики
положен принцип «
Методика "С К А З К А" В.А.Кореневская
Цель: получение обратной связи от учащихся младших классов.
Получение обратной связи от младших школьников, в особенности - от первоклассников, начинается с того, что учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и "фотографию" зверят (портреты нарисованы или наклеены). После чтения письма предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо (текст сказки см. приложение 2).
Данная методика позволила оценить, как чувствует себя ученик среди одноклассников, как он воспринимает учителя и свой класс, каким ему видится их отношение к себе, что он ощущает и о чем думает.
1 а класс
№ п/п |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Катя Б. |
1 | |||||||
2 |
Вова Б. |
3 | |||||||
3 |
Паша Жд. |
0 | |||||||
4 |
Паша Ж. |
0 | |||||||
5 |
Сережа И. |
0 | |||||||
6 |
Таня Л. |
3 | |||||||
7 |
Даша Е. |
0 | |||||||
8 |
Алеша К. |
0 | |||||||
9 |
Кристина Т. |
0 | |||||||
10 |
Патимат М. |
0 | |||||||
11 |
Сережа П. |
3 | |||||||
12 |
Слава Р. |
3 | |||||||
13 |
Игорь Р. |
3 | |||||||
14 |
Сасун Т. |
4 | |||||||
15 |
Артем Ч. |
2 | |||||||
16 |
Артем Щ. |
0 | |||||||
17 |
Оксана Г. |
0 |
Отрицательный ответ |
Положительный ответ |
1 б класс
№ п/п |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Денис Б. |
3 | |||||||
2 |
Витя Б. |
3 | |||||||
3 |
Лена Д. |
0 | |||||||
4 |
Юля И. |
0 | |||||||
5 |
Лера К. |
1 | |||||||
6 |
Саша К. |
0 | |||||||
7 |
Алина К. |
0 | |||||||
8 |
Влад Л. |
0 | |||||||
9 |
Люда Л. |
3 | |||||||
10 |
Кирилл М. |
0 | |||||||
11 |
Сережа О. |
1 | |||||||
12 |
Ира П. |
0 | |||||||
13 |
Женя Р. |
0 | |||||||
14 |
Саша Рыч. |
1 | |||||||
15 |
Ульяна У. |
0 | |||||||
16 |
Игорь Ш. |
0 |
Отрицательный ответ |
Положительный ответ |
По результатам всех диагностик можно говорить о том, что в 1 а классе у 52% учащихся тревожность в пределах нормы, у 48 % учащихся повышен уровень тревожности. В 1 б классе у 80% учащихся тревожность в пределах нормы, у 20% - повышенная тревожность. Таким образом, были определены учащиеся «группы риска» (характеризующиеся повышенной школьной тревожностью).
Информация о работе Влияние тревожности на адаптацию первоклассников