Влияние тревожности на адаптацию первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования - как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………...6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………...17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени…………………….....28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

- они должны  предоставлять возможность проведения  диагностики в групповом режиме, независимо от возраста испытуемых;

- проведение диагностики не должно занимать много времени;

- полученные с их помощью результаты должны легко обрабатываться и интерпретироваться;

- методика должна давать максимально объективный материал, относительно независимый от уровня развития рефлексии испытуемых и их стремления соответствовать социально желательным образцам, а также допускать повторные применения;

- результаты должны быть предоставлены детям в доступной для них форме в режиме «развивающей психодиагностики», что является важным фактором в создании условий для формирования у учащихся мотивации участия в последующих психопрофилактических или коррекционно-развивающих мероприятиях.

По результатам  фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска» (учащиеся, характеризующиеся повышенной школьной тревожностью). Они требуют повышенного внимания со стороны школьного психолога. На следующих этапах работы с ними необходимо:

       -провести углубленную психодиагностику уровня школьной 
тревожности;

      -провести консультации с педагогами и родителями для сбора дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ребенка, а также для создания условий, способствующих развитию у взрослых мотивации поддержки ребенка во время  участия в коррекционно-развивающих мероприятиях;

-провести коррекционно-развивающую работу (в индивидуальной или групповой форме);

     - осуществить итоговую психодиагностику уровня тревожности учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; диагностика проводится как минимум по истечении одного месяца, поскольку навыки эмоционального самоконтроля должны не только сформироваться в процессе работы, но и ассимилироваться по ее окончании.

С учащимися, не попавшими в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые, в силу комплексности детерминант школьной тревожности, должны, помимо работы с самими учащимися, затрагивать их родителей и педагогов.

В итоге, схема  работы со школьной тревожностью может быть описана следующим образом:

 

 

 

 

 

Фронтальная психодиагностика школьной тревожности


Учащиеся группы                                                          Учащиеся с  нормальным                                                                                      риска                                                                                уровнем   тревожности                                                                                                                                                                                                                                                                                  


Углубленная психодиагностика


      


Консультации родителей  и учителей



Индивидуальная или  групповая коррекционно-

             развивающая работа с учащимися



Итоговая психодиагностика



Профилактическая работа:

- психопрофилактические  мероприятия для учащихся;

- родительские собрания;

- семинары учителей


 

1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени

Адаптация (от латинского adaptation) - явления, приспособления, соизмеряемые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений.

Адаптация (З.К. Трушинский) - взаимодействие организма и окружающей среды, направленное на поддержание гомеостаза, обеспечение биологической и социальной активности организма, продолжение и усовершенствование вида.

Адаптация (В.Я. Семке) - это действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера.

Адаптированность - завершённость процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребёнка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичных дл: ребёнка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде.

Адаптируемость - способность организма (биосистемы) адаптироваться к окружающей среде.

 Адаптироваться - совершать адаптацию.

Дизадаптация  (греч. Dys) - затруднение, отклонение от нормы; нарушение, недостаточность или срыв адаптации.

Дезадаптация  (от лат. De/des) - означает прекращение, устранение, отрицание; потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.

Реадаптация - восстановление адаптации, утраченной в прошлом.

   Компенсаторные реакции - тип приспособительных реакций на повреждение за счёт замещения повреждённых структур сохранными структурами либо их качественным преобразованием.

Благоприятная адаптация проявляется в виде хорошего настроения, дети легко и уверенно входят в коллектив, быстро устанавливают социальные контакты со сверстниками. Дети старательны, проявляют интерес к занятиям, пытаются во всем разобраться сами, с усердием выполняют все требования учителя, нередко стараются предвосхитить их, усидчивы, мало отвлекаются. Реакции гнева и агрессии проявляются редко и в адекватной ситуация или практически отсутствуют в силу характерологических особенностей - умение решать мирным путем, не унижая своего достоинства. Страх отсутствует, или ребенок эпизодически робок, застенчив и стеснителен. В игровой деятельности такой ребенок выступает в роли заводилы, выдумывает новые варианты игр или иногда может принимать участие в играх по собственной инициативе; очень высокая двигательная активность, которая проявляется в шумных развлечениях, шалостях, ребенок подвижен, оживлен. Общее самочувствие хорошее, жалоб не предъявляет, но в беседе может выявить чувство рабочей усталости после занятий.

При благоприятной  адаптации сроки нормализации эмоционально поведенческих реакций - первая, вторая четверть. Невротические реакции отсутствуют или легкие. Учащиеся демонстрируют хорошую успеваемость, одобряемое поведение и низкую заболеваемость.

Условно-благоприятная  адаптация проявляется в виде нисколько сниженного настроения или легкой депрессии, из которой ребенок выходит в случае интересных занятий, игр, либо в виде умеренной депрессии -ребенок задумчив, вял, рассеян, в учебный процесс вовлекается с трудом. Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность сотрудничать со сверстниками, избирателен в общении из-за робости, мало инициативен; проявляет избирательный интерес к определенным видам занятий и остается безучастным к другим. Ввиду его несобранности и отвлекаемости такому ученику не всегда удастся идти в ногу с классом, требования учителя выполняет неохотно, формально. Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением от пребывания в школе, либо отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя, а иногда убегает от обидчика; явно робок и застенчив, легко теряется при попытке выяснить какой-либо вопрос. В игровой деятельности особого интереса не проявляет, но при активном побуждении может кратковременно и без особого желания участвовать в некоторых играх, либо присматривается к игре с любопытством; двигательная активность у детей с условно-благоприятной адаптацией низкая, общее самочувствие выражается в виде жалоб на недомогание, головную боль, дисфункцию желудочно-кишечного тракта и т.д., при отсутствии в анамнезе соответствующих заболеваний; либо жалобы могут иметь в основе функциональную или органическую патологию.

При условно-благоприятной  адаптации сроки нормализации эмоционально-поведенческих реакций наблюдаются в третьей четверти, невротические реакции умеренно выражены, успеваемость хорошая или удовлетворительная, поведение антидисциплинарное (порицаемое). Склонность к простудным заболеваниям увеличивается до 3-4 раз в год.

Неблагоприятное течение адаптации особенно выражено в пониженном настроении: ребенок заторможен, на лице выражение грусти, периодически, плачет без видимых причин, либо выраженная «активная» депрессия может проявляться негативным отношением к школе. Дети с неблагоприятным течением адаптации активно не поддерживают социальных контактов, учатся без видимого желания, формально принуждая себя. На уроках ребенок отвлекается, часто занят посторонним делом или «отсутствует». Проявления агрессии в отношении сверстников не всегда мотивированные, могут быть отчетливыми и частыми не только в отношении сверстников, но и учителя. Ярко выражены такие черты, как робость, застенчивость. К игровой деятельности особого интереса не проявляет; двигательная активность в перемену может быть весьма низкой или, напротив, значительной, что часто указывает на синдром гиперактивности. Дети с неблагоприятным течением адаптации часто жалуются на плохое самочувствие, имеющее в основе функциональную или органическую патологию, либо принимает характер устойчивой симуляции.


При неблагоприятном  течении адаптации сроки нормализации эмоционально-поведенческих реакций доходят до конца учебного года либо не наступают вообще; невротические реакции значительно выражены; успеваемость - удовлетворительная либо плохая.

        Венгер А.Л. (1995г) выделил 3 уровня адаптации при поступлении ребёнка в школу:

Высокий уровень  адаптации. Первоклассник положительно относиться к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень  адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень  адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учеником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Степени адаптации (Александровская Э.М.):

Полная адаптация. Наступает у большинства детей (56 %) в течение двух первых месяцев обучения. Часть из них практически не испытывает затруднений с самого начала обучения. Учебная активность у них носит постоянно выраженный характер, они добросовестно выполняют все требования учителя, доброжелательны, быстро приобретают друзей. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего периода наблюдения. У остальных детей затруднения могут быть зарегистрированы в любой из сфер школьной жизни. Для определённой части учащихся возникают сложности в приобретении социальных контактов; сфера их общения в первые 2 месяца обучения ограничена, активность на уроке снижена. У других учеников трудности сопряжены с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках, типичная ошибка в письменных работах - пропуск букв, на перемене временами конфликтуют с одноклассниками. Однако в конце октября происходит смена поведенческих реакций: повышается активность на уроках, нормализуются взаимоотношения с одноклассниками.

Неполная или неустойчивая адаптация отмечается примерно у 30 % детей, Их отличают два показателя: более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения, что отражается в низких значениях интегрального показателя; отсутствие стабилизации интегрального показателя на высоком уровне в зоне адаптации. Подобный характер приспособления связан прежде всего с плохой подготовкой этих детей к школе, низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начальный период обучения у школьников данной группы должна произойти существенная перестройка, которая требует достаточного времени. Чаще всего у них нарушена учебная активность: она носит кратковременный характер и заменяется игрой. В поведении этих ребят в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки: на уроках они рисуют, играют, занимаются посторонними делами. Всё это говорит о социальной незрелости этих детей: они ещё не готовы взять на себя роль школьника в общественно значимой ситуации обучения. У некоторых из них на протяжении 3-4 месяцев обучения низкий уровень овладения школьной программой сопровождается трудностями во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками. Они не поднимают руку на уроках, часто на обращенный к ним вопрос учителя отвечают тихим голосом, мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них более адекватными. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, однако его значения не достигают высокого уровня. При усложнении учебной программы у большинства учеников этой группы отмечается неустойчивость выявленных критериев.

У 14 % учащихся отмечается отсутствие нормальных форм социально - психологической адаптации,  что  проявляется в ограничении способности справляться со  своими учебными  и социальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. Их отличают неустойчивость по всем выделенным критериям; срывы адаптации; неуклонное снижение интегральной оценки. У некоторых детей этой группы очень слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учёбе резко снижает их социальный статус, дети -одноклассники активно их отвергают. Подобная ситуация неблагоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии. Постепенно меняется характер их взаимоотношений с учителем, чаще всего они избегают контакта с ним, выполняя требования формально. Школьная неуспеваемость в данном случае является как бы производным или вторичным фактором их дезадаптации. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего, в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. Они теряются при ответах на вопрос учителя, часто допускают ошибки, выполняя задания, перемены проводят в одиночестве, предпочитая не выходить из класса. Чаще всего авторами выделяются 2 уровня:

Информация о работе Влияние тревожности на адаптацию первоклассников