Влияние тревожности на адаптацию первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования - как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………...6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………...17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени…………………….....28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

В 1 а классе: Вова Б, Таня Л., Сережа П, Слава Р, Игорь, Артем Ч, Оксана Г, Сасун Т.

В 1 б классе: Денис  Б, Витя Б, Люда Л.

Общий результат:

Анализ полученных результатов  по всем проведенным методикам позво-лил  определить ребят с повышенным и  высоким уровнем тревожности (это 11 ребят из 33, 8 из них не посещали детский сад или так называемые «домашние» дети).

С этими ребятами  проводилась  групповая коррекционно-развивающая  работа по программе А.В.Микляевой, П.В.Румянцевой, направленная на по-иск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, форми-рованию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений. Было проведено по 12 занятий в каждом классе (1а,1б).  

Групповая работа по проблеме школьной тревожности для учащихся 1 класса.

           Календарно - тематическое планирование.

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

1 а

класс

16

класс

1.

Установление   правил,   создание   рабочей атмосферы.

1

   

2.

Сплоченность группы, закрепление правил.

1

   

3.

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.

1

   

4.

Вербализация содержания школьной тревожности.

1

   

5.

Разрядка школьной тревожности.

1

   

 

6.

Проработка школьных страхов путем

разыгрывания

тревожащих ситуаций.

1

   

7.

Тренировка гибкости поведения.

1

   

8.

Закрепление позитивного отношения к школе.

1

   

9.

Повышение самооценки участников группы.

1

   

10.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

1

   

11.

Закрепление представлений  о бесконфликтном общении

1

   

12.

Подведение итогов.

1

   

 

Количество часов: 12

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРО-ВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (А.В.Микляева, П.В.Румянцева)

Пояснительная записка

Программа направлена на поиск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Представлена следующими материалами: пояснительная записка, разработки занятий.

Актуальность  программы.

Здоровье детей и  подростков сегодня становится все  более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна. Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может явиться сложным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем.

В литературе выделяют 4 группы основных трудностей такого рода:

  1. режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);
  2. коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в этом коллективе);
  3. проблемы во взаимоотношениях с учителями;
  4. проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке 
    (Г. В. Бурменская и др., 1990).

Хотя бы с одной  из выделенных групп проблем, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых  учащихся эти проблемы остаются не разрешимыми.

Обоснование  имеющихся затруднений в массовой образовательной практике.

В настоящее время  массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит,  хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Цель коррекционных  занятий - помочь участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея - не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

В предлагаемой программе  успешно решаются следующие задачи:

  • снижение эмоционального напряжения;
  • создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;
  • перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;
  • развитие внутренней активности детей;
  • формирование адекватной самооценки детей;
  • развитие социальных эмоций;
  • развитие коммуникативных навыков.

Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы; дискуссии; тематические релаксации; ролевые игры; игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение; психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Технология реализации программы.

Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать один школьный урок. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Класс делится на две подгруппы по 10-12 человек. Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но все больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. По каждой теме идет тренинг, релаксация, используются приемы самовнушения. Форма проведения занятия достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Количество занятий  и темы можно менять в зависимости от конкретного класса и его проблем.

Анализ проделанной  работы позволяет говорить о ее несомненной доступности и эффективности для учащихся начальной школы. Субъективная удовлетворенность процессом тренинга изучалась с помощью «обратной связи». Это дает возможность, как показывает опыт, получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях участников тренинга. Получая обратную связь, после окончания занятий мы имеем возможность оценить итоги  личностного роста каждого из участников. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир.

Дети с большим желанием посещают занятия. А учителя, работающие в этих классах, обратили внимание на то, что ребята стали себя чувствовать более уверенно и быстрее адаптировались к школьной жизни.

Занятия проводятся с  учащимися первых классов на начальных  этапах обучения. Проведение занятий  не требует специального материального оснащения помещения. Дидактический материал готовит психолог.    Данная программа используется для адаптации учащихся к школьной жизни. При ее использовании необходимо иметь сведения об участниках, т. е. должна быть проведена первичная диагностика (разработки занятий см. в приложении 3).

          Работа по вышеуказанной программе проводилась в течении 6 недель ( по 2 занятия в неделю, время занятий – по 40 минут). На завершающем этапе групповой работы  проводилась контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Контрольная диагностика проводилась по прошествии одной недели с момента окончания работы группы. Для ее проведения нами были использованы следующие психодиагностические методики (все эти методики описаны выше).

  1. Тест на эмоциональное отношение к школе.
  2. Проективная методика (А.М.Прихожан).
  3. Беседа с родителями и учителями.

       Итог  контрольной диагностики таков:  Утех ребят, у которых ранее  было отрицательное отношение  к школе,  сменилось на пограничное  между положительным и отрицательным (6% учащихся – пограничное отношение, 94% - положительное отношение к школе).

 

Эмоциональное отношение к школе

1 а класс:

            

 

 

1 б класс:

           

       Если говорить о результатах проективной методики (выходящая диагностика проводилась только с теми ребятами, у которых был высокий уровень тревожности), то у ребят стало намного меньше «неблагополучных» ответов, характеризующихся повышенной тревожностью (у 8 учеников признаки тревожности еще сохранились, но значительно меньше, от 1 до 4).               Проективная методика (А.М.Прихожан)

1 А класс:

    Количество 

       ответов

1 Б класс:

Количество 

  ответов

       

Беседы с родителями и учителями показали, что признаков  проявления тревожности у учащихся стало значительно меньше.                               

 Следует отметить, что помимо  работы с учениками была проведена  работа с педагогами и родителями. С учителями, работающими в  параллели первых классов, был  проведен семинар в начале учебного года по проблеме школьной адаптации, на котором педагоги были информированы о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе, обучены навыкам распознавания тревожных детей и оказания им поддержки.

Также педагогам было предложено проводить психопрофилактические классные часы для первоклассников. Цель этих классных часов заключается в содействии школьной адаптации учащихся посредством переработки потенциально проблемных сфер школьной жизни (А.В.Микляева, П.В.Румянцева Школьная тревожность).

       Для  родителей первоклассников организованы  родительские собрания, на которых  рассказывалось о возрастных  особенностях первоклассников, об  уровне тревожности, характерном  для их класса «в среднем». Также на родительских собраниях родители информированы о возможных проявлениях школьной тревожности как симптома нарушения школьной адаптации и далее сформулированы конкретные рекомендации по содействию школьной адаптации ребенка.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проблема  тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность       занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности,       продуктивности деятельности, к трудностям в обще-нии. В состоянии тревоги мы, как правило,      переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая       из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше       соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом       следует учиты-вать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться       разными эмоциями

      Тревожность  - индивидуальная психологическая  особенность, состоящая в    повышенной склонности испытывать  беспокойство в различ-ных жизненных       ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристи-ки которых к этому       не предрасполагают.

      Тревожность  может порождаться как реальным  неблагополучием личности в наиболее  значимых областях деятельности  и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

      Тревожность  как свойство личности во многом  обуславливает поведение       субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная       особенность активной деятельной личности. У каждого чело-века существует       свой оптимальный или желательный уровень тревож-ности - это так называемая       полезная тревожность. Оценка человеком сво-его состояния в этом отношении       является для него существенным компо-нентом самоконтроля и самовоспитания.

Информация о работе Влияние тревожности на адаптацию первоклассников