Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек……………………..….5
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности………………...6
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек………..…...12
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14
3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14
Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16
4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………...…22
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………...………27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Адыгейский Государственный  университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Шарафанова Лидия Сергеевна

 

Студентка 2 курса очного отделения

Специальность «Педагогика  и психология»

 

 

Влияние вредных привычек родителей на

дальнейшее формирование личности ребенка

 

 

 

 

Научный руководитель:

К. П. Н., доцент Апиш Ф. Н.

 

 

 

 

 

 

г. Майкоп

2012г.

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Сущностные особенности  вредных привычек…………………..……4

1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4

1.2. Причинно-следственная  связь вредных привычек……………………..….5

Глава 2. Развитие вредных  привычек………………………………………..….6

2.1. Семья как фактор  негативного формирования личности………………...6

2.2. Семья как социокультурная  среда педагогической деятельности  по

профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7  

2.3.Родителям о формировании  и коррекции вредных привычек………..…...12

Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14

3.1 Недостойное обращение  с детьми………………………………………..…14

3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14

3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14

Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16

4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16

4.2 Типовые признаки для  определения ребенка из семьи  алкоголиков по

поведению в школе………………………….………………………………...…22

4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22

4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………...………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в настоящее время все больше людей страдают от таких вредных привычек как курение, алкоголизм и наркомания. Вредные привычки и пагубные пристрастия не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психоэмоциональной неуравновешенности. Достаточно лишь раз выкурить сигарету, употребить спиртное или наркотики и велика вероятность того, что в дальнейшем сложно будет от этого отказаться.

Привязанность к вредным  привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию  вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм подростков и лиц не достигших совершеннолетия, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешнее воздействия.

Алкоголизм и наркомания, особенно среди несовершеннолетних – это почва для совершения преступлений.

В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены  влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся  ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять  спиртные напитки, быть неравнодушным  к наркотическим веществам.

Одним из источников негативной информации является телевидение и  интернет, а также пресса, где  отражаются все веяния «моды» нового поколения, в том числе идет реклама  табачных изделий и спиртных напитков. Зачастую создатели рекламных видеороликов даже и не задумываются о том, что  несет их информация, а стремятся  за прибылью.

Генная предрасположенность  также играет немаловажную роль в  формировании интереса к вредным  привычкам, асоциальное поведение  родителей лишь подтверждает данную предрасположенность и т.д.

Данная тема предусматривает  рассмотрение следующих  проблем:

1) социокультурная среда  семьи;

2) пути повышения воспитательных  возможностей семьи.

Цель курсовой работы –  раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.

Объект: Социализация ребенка  в обществе.

Задачи курсовой работы следующие:

1.      Раскрыть  сущностные особенности вредных  привычек, их природу;

2.      Выявить  причины пристрастия к ним;

3.      Найти  пути решения проблемы.

Методы исследования: анализ, обобщение.

Практическая значимость заключается в том, что материалы  данной работы могут быть использованы в ходе подготовки к занятиям по социальной педагогике.

Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список использованной лиитературы.

 

 

Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек

 

1.1. Понятие вредных  привычек

 

Вредными привычками принято  считать курение, употребление спиртных напитков, а также употребление наркотических  и психотропных веществ. Как в  медицинской, так и психолого-педагогической деятельности данная проблема занимает важное место, к решению которой  следует подходить не теоретически, а с практической стороны.

В настоящее время по данным социологов в России за последние 5 лет тенденции употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних растут и составляют 20-30% от проявления алкоголизма среди взрослых. За последние  годы также возросла тенденция совершения преступлений в нетрезвом виде, дорожно-транспортные происшествия являются не исключением.

Никто из тех, кто употребляет спиртные напитки даже не задумывается о том вреде здоровью, который оказывает алкоголь. Да и разве будет об этом размышлять тот, кто уже стал жертвой алкоголизма.

Производственные травмы среди которых есть и несовместимые с жизнью также являются причиной нетрезвого состояния на рабочем месте. Также по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии гибнут сотни и тысячи людей, став участниками несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.

Курение в отличие от алкоголя оказывает меньший вред здоровью, но несмотря на это у человека, который  часто курит страдают дыхательные пути, легкие, сердечно-сосудистая система, падает зрение и т.д. И несмотря на это человек продолжает курить, пытаясь снять усталость, напряжение, или просто душевно пообщаться в компании.

По данным Минздравсоцразвития России в настоящее время среди курящих в 2-3 раза чаще встречаются раковые заболевания и заболевания аллергического характера, чем у некурящих, у некоторых пропадает аппетит, нарушается сон, появляются расстройства нервной системы.

Наибольший вред здоровью приносит курение в подростковом возрасте, когда организм еще не окреп и не сформировался, и ему  в огромных количествах необходимы витамины, питательные вещества, кислород, а курение, как известно, приводит к кислородному голоданию организма  и нарушению кровообмена.

Наркотическая зависимость намного опасней курения, так как сложней поддается лечению и влечет за собой более тяжкие последствия. Человек в наркотическом опьянении не способен дать отчет своим поступкам, тем более ребенок или подросток. Наиболее частыми в настоящее время стали преступления среди несовершеннолетних, находящихся в наркотическом опьянении, совершенные с особой жестокостью, зачастую это действия насильственного характера. Человек совершающий преступление под действием наркотических веществ находится в состоянии аффекта и не способен отвечать за свои поступки.

В практике уголовно правоохранительных органов раскрываемость данных преступлений наиболее легкая, а карательные меры против лица их совершивших носят смягченный характер, так как данное лицо находилось в состоянии аффекта и было неспособно здраво мыслить.[2]

 

1.2. Причинно-следственная  связь вредных привычек

 

Вредные привычки сами собой  не появляются из неоткуда, они на начальных стадиях имеют объективно обоснованный характер и причинно-следственную связь.

Медики в первую очередь  ссылаются на генной передаче вредных  привычек из поколения в поколение. Да, это так, но не всегда у неблагополучных  семей рождаются дети, употребляющие  алкоголь, имеющие пристрастие к  курению и употреблению наркотических  веществ. Лишь около 50% информация о  вредных привычках заложена в  генах, а остальное зависит от того воспитания ребенка, которое он получает в своей семье, школе, учебном  заведении.

Социальный статус родителей  играет немаловажную роль в возможности  полноценно воспитать своего ребенка, но также нередки случаи, когда  именно в социально-благополучных  семьях подростки становятся наркоманами, алкоголиками и несовершеннолетними  преступниками.

Круг общения, среди которого особое воздействие оказывают сверстники. Здесь самое главное уметь  правильно давать характеристики своим  друзьям и сверстникам, знать с кем можно общаться, а кого стоит избегать. Но подросток зачастую не хочет быть «вычеркнутым» из круга сверстников и стремиться быть похожим на них. Принцип подражания и ведет к первой сигарете, рюмке спиртного, дозе наркотиков.

Средства массовой информации, Интернет также не стоят в стороне  от пропаганды и рекламирования спиртных напитков, сигарет; и подросток понимает, что курить и выпивать спиртное –  это правильно, а иначе тебя не так поймут другие.

Детская психика как ничто  иное подвержена пагубному воздействию  различного рода дезорганизующей информации, и она быстро впитывает в себя все, что передает телевидение и печатают газеты. Из-за нехватки жизненного опыта ребенок или подросток не способен адекватно реагировать на подобного рода информацию, он не способен самостоятельно отфильтровывать ненужное, а воспринимать только ценное и необходимое для его развития.

Особая роль отводится  воспитанию детей в семье, насколько  тесно идет взаимодействие между  ребенком и родителями, настолько  полноценней будет и педагогическое воздействие. Подростка нельзя оставлять  на самовоспитание, каким бы послушным, самостоятельным и грамотным  он не казался своим родителям; ребенку  необходимо уделять в период психологического формирования личности особенно много  времени, находится рядом с ним, искать вместе с ним ответы на сложные  социальные и асоциальные явления  окружающей действительности.[12]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие вредных привычек

 

2.1. Семья как  фактор негативного формирования  личности

 

Семья оказывает непосредственное влияние на воспитание подростка. В  то же время семья является фактором негативного формирования личности.

Специалисты выделяют следующие  причины развития вредных привычек:

а)  безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и  пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее  мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним  ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния  семьи способствуют созданию у ребенка  отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его  стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется  категория «детей улицы» с устоявшимся  «эго», направленным на выживание и  заботу только о себе, безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, и пр.) воздействия на человека в  процессе его развития.

Негативные увлечения  в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в  развитии ребенка и пр.

Негативная личностная позиция  самого ребенка, юноши:

а) отклонения в самооценке юноши: завышенная — ведет к возникновению  чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях детей юношеского возраста. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию юноши и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием  нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше и др.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование характера  детей юношеского возраста, можно  смело утверждать что это и есть итог негативного, отклоняющего поведения детей, которое нуждается в педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.[4]

 

2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения

 

Семья — это социокультурный  феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения  к жизни в обществе. В ней  человек рождается и формируется  как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и  общества (среды жизнедеятельности).[16]

Информация о работе Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка