Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек……………………..….5
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности………………...6
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек………..…...12
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14
3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14
Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16
4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………...…22
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………...………27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Адыгейский Государственный университет
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Шарафанова Лидия Сергеевна
Студентка 2 курса очного отделения
Специальность «Педагогика и психология»
Влияние вредных привычек родителей на
дальнейшее формирование личности ребенка
Научный руководитель:
К. П. Н., доцент Апиш Ф. Н.
г. Майкоп
2012г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………
1.2. Причинно-следственная
связь вредных привычек……………………
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор
негативного формирования
2.2. Семья как социокультурная
среда педагогической
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании
и коррекции вредных привычек……
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………
3.3 Пренебрежение……………………………………………
Глава 4. Формирование личности
ребенка………………………………..........
4.1 Особенности психо-
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...………
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время все больше людей страдают от таких вредных привычек как курение, алкоголизм и наркомания. Вредные привычки и пагубные пристрастия не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психоэмоциональной неуравновешенности. Достаточно лишь раз выкурить сигарету, употребить спиртное или наркотики и велика вероятность того, что в дальнейшем сложно будет от этого отказаться.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм подростков и лиц не достигших совершеннолетия, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешнее воздействия.
Алкоголизм и наркомания, особенно среди несовершеннолетних – это почва для совершения преступлений.
В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять спиртные напитки, быть неравнодушным к наркотическим веществам.
Одним из источников негативной
информации является телевидение и
интернет, а также пресса, где
отражаются все веяния «моды» нового
поколения, в том числе идет реклама
табачных изделий и спиртных напитков.
Зачастую создатели рекламных
Генная предрасположенность также играет немаловажную роль в формировании интереса к вредным привычкам, асоциальное поведение родителей лишь подтверждает данную предрасположенность и т.д.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.
Объект: Социализация ребенка в обществе.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Раскрыть
сущностные особенности
2. Выявить причины пристрастия к ним;
3. Найти пути решения проблемы.
Методы исследования: анализ, обобщение.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в ходе подготовки к занятиям по социальной педагогике.
Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список использованной лиитературы.
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек
1.1. Понятие вредных привычек
Вредными привычками принято считать курение, употребление спиртных напитков, а также употребление наркотических и психотропных веществ. Как в медицинской, так и психолого-педагогической деятельности данная проблема занимает важное место, к решению которой следует подходить не теоретически, а с практической стороны.
В настоящее время по данным социологов в России за последние 5 лет тенденции употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних растут и составляют 20-30% от проявления алкоголизма среди взрослых. За последние годы также возросла тенденция совершения преступлений в нетрезвом виде, дорожно-транспортные происшествия являются не исключением.
Никто из тех, кто употребляет спиртные напитки даже не задумывается о том вреде здоровью, который оказывает алкоголь. Да и разве будет об этом размышлять тот, кто уже стал жертвой алкоголизма.
Производственные травмы среди которых есть и несовместимые с жизнью также являются причиной нетрезвого состояния на рабочем месте. Также по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии гибнут сотни и тысячи людей, став участниками несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.
Курение в отличие от алкоголя оказывает меньший вред здоровью, но несмотря на это у человека, который часто курит страдают дыхательные пути, легкие, сердечно-сосудистая система, падает зрение и т.д. И несмотря на это человек продолжает курить, пытаясь снять усталость, напряжение, или просто душевно пообщаться в компании.
По данным Минздравсоцразвития России в настоящее время среди курящих в 2-3 раза чаще встречаются раковые заболевания и заболевания аллергического характера, чем у некурящих, у некоторых пропадает аппетит, нарушается сон, появляются расстройства нервной системы.
Наибольший вред здоровью приносит курение в подростковом возрасте, когда организм еще не окреп и не сформировался, и ему в огромных количествах необходимы витамины, питательные вещества, кислород, а курение, как известно, приводит к кислородному голоданию организма и нарушению кровообмена.
Наркотическая зависимость намного опасней курения, так как сложней поддается лечению и влечет за собой более тяжкие последствия. Человек в наркотическом опьянении не способен дать отчет своим поступкам, тем более ребенок или подросток. Наиболее частыми в настоящее время стали преступления среди несовершеннолетних, находящихся в наркотическом опьянении, совершенные с особой жестокостью, зачастую это действия насильственного характера. Человек совершающий преступление под действием наркотических веществ находится в состоянии аффекта и не способен отвечать за свои поступки.
В практике уголовно правоохранительных органов раскрываемость данных преступлений наиболее легкая, а карательные меры против лица их совершивших носят смягченный характер, так как данное лицо находилось в состоянии аффекта и было неспособно здраво мыслить.[2]
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек
Вредные привычки сами собой не появляются из неоткуда, они на начальных стадиях имеют объективно обоснованный характер и причинно-следственную связь.
Медики в первую очередь ссылаются на генной передаче вредных привычек из поколения в поколение. Да, это так, но не всегда у неблагополучных семей рождаются дети, употребляющие алкоголь, имеющие пристрастие к курению и употреблению наркотических веществ. Лишь около 50% информация о вредных привычках заложена в генах, а остальное зависит от того воспитания ребенка, которое он получает в своей семье, школе, учебном заведении.
Социальный статус родителей играет немаловажную роль в возможности полноценно воспитать своего ребенка, но также нередки случаи, когда именно в социально-благополучных семьях подростки становятся наркоманами, алкоголиками и несовершеннолетними преступниками.
Круг общения, среди которого
особое воздействие оказывают
Средства массовой информации, Интернет также не стоят в стороне от пропаганды и рекламирования спиртных напитков, сигарет; и подросток понимает, что курить и выпивать спиртное – это правильно, а иначе тебя не так поймут другие.
Детская психика как ничто иное подвержена пагубному воздействию различного рода дезорганизующей информации, и она быстро впитывает в себя все, что передает телевидение и печатают газеты. Из-за нехватки жизненного опыта ребенок или подросток не способен адекватно реагировать на подобного рода информацию, он не способен самостоятельно отфильтровывать ненужное, а воспринимать только ценное и необходимое для его развития.
Особая роль отводится
воспитанию детей в семье, насколько
тесно идет взаимодействие между
ребенком и родителями, настолько
полноценней будет и
Глава 2. Развитие вредных привычек
2.1. Семья как
фактор негативного
Семья оказывает непосредственное влияние на воспитание подростка. В то же время семья является фактором негативного формирования личности.
Специалисты выделяют следующие причины развития вредных привычек:
а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы» с устоявшимся «эго», направленным на выживание и заботу только о себе, безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.
Факторы средового (улицы, города, и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.
Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
Негативная личностная позиция самого ребенка, юноши:
а) отклонения в самооценке юноши: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях детей юношеского возраста. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию юноши и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным
ценностям и
Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование характера детей юношеского возраста, можно смело утверждать что это и есть итог негативного, отклоняющего поведения детей, которое нуждается в педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.[4]
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный
феномен, играющий особую роль в социальной
подготовке подрастающего поколения
к жизни в обществе. В ней
человек рождается и
Информация о работе Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка