Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек……………………..….5
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности………………...6
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек………..…...12
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14
3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14
Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16
4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………...…22
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………...………27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

Другой способ для ребенка  из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности - это высмеивать и вышучивать все  окружающее, чтобы таким путем  снять стрессовые нагрузки. Они все  время зациклены на шалостях и  все время поясничают с тем, чтобы переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) на смешное. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу, так, что с ними становится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает окружающим, и ребенка перестают воспринимать всерьез, в силу чего они испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.

Часть детей выбирают вариант "исчезновения", стараясь никогда  не привлекать к себе внимание. Они  тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх и погрузившись в фантазии, никогда не мешают взрослым и поэтому  их оставляют в покое. В компаниях  они стараются всем угождать и  не выдвигают никаких требований. Для таких детей высока вероятность  заболевания, такого как анарексия (отказ от еды), а девочки со временем рискуют быть изнасилованными. В данном контексте анарексия может рассматриваться как средство исчезнуть, сделать себя непривлекательным, например, в глазах отца, чтобы избежать инцеста.

В роли больного ребенок  оказывается двояким способом: либо на нервной почве, - и тогда заболевание  проявляется в головной боли, болях  в животе, плохом самочувствии, ребенок  может страдать энурезом, иметь нервный тик, всего бояться и т.д.,- либо это может быть обычное заболевание, например, диабет, и тогда внимание всего семейства сосредоточиться вокруг больного.

В первом случае симптомы заболевания  становятся своего рода защитными функциями, поскольку на так-то просто что-то требовать  от больного человека и ссориться  с ним. К тому же ребенок в этом случае может претендовать на большее  внимание матери или избежать опостылевших занятий в школе.

Во втором случае бывает сложно лечить заболевание должным  образом, так как его отвлекающая  функция в алкогольном окружении  проявляется тем эффективнее, чем  сильнее болеет ребенок. Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает. Здоровые дети, поэтому могут быть еще более  неухожены.

Ребенок с заболеванием, либо органически обусловленным, либо функциональным, может неосознанно  стать жертвой в попытке сохранить  такую семью. Есть примеры того, что  ребенка изображают больным, приписывая ему те или иные симптомы болезни, в то время как в действительности он здоров. Такой ребенок в итоге  становится объектом бесконечных выяснений  и процедур, пока, наконец, не откроется  истинное положение вещей, которое  заключается в том, что на самом  деле неотложная помощь требуется матери и семье в целом. В зависимости  от времени продолжения "игры" может наступить некоторое улучшение в семье, злоупотребляющей алкоголем, но плата за такого рода улучшение ложиться тяжким грузом вины на ребенка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с  серьезными трудностями в учебе  и отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость  приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают, либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей не хочет с ним дружить. Школа все больше становится утомительным занятием для такого ребенка, независимо от выбранной им роли. Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всячески отлынивать от занятий.

Развивающееся с годами неверие  в себя, низкая самооценка делают таких  детей очень уязвимыми и податливыми  в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди "избранных" они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера.

Иногда они слишком  некритически воспринимают любого, кто  высказывает какое-то понимание  или доверие, опять-таки рискуя оказаться  обманутыми и подвергнуться оскорбления  из-за своей зависимости от "доброго  друга".Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается всвоего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным.

 Один из родителей  целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине, либо оба родителя поглощены  своими алкогольными проблемами. Ребенок и его проблемы просто  не имеют шансов быть замеченными  в таком окружении. Подобное  положение переживается ребенком, как если бы он оказался  сиротой при живых родителях.  Он не просит от окружающих  помощи в разрешении действительной  проблемы, отчасти из-за опасения  новых разочарований и наказаний.  К тому же таким детям свойственно  оберегать своих родителей, демонстрируя  при этом почти не поддающуюся  объяснению преданность пьющим  папе и маме.

Отрицание проблемы - это  защитный механизм от травмирующей действительности. И в то же время - это уступка  неписанным законам, запрещающим выносить на публичное обсуждение проблемы своей семьи. Ребенок, напротив, ищет помощи и внимания по отношению ко всякого рода другим действительным и мнимым проблемам, часто не будучи в состоянии их сформулировать и в них разобраться. Даже если на детей возлагается вина за поступки родителей, лишь единицы чувствуют по-настоящему себя виноватыми в пьянстве отца или матери. Однако, несмотря на это многие дети, фактически берут ответственность на себя, лишь бы ослабить семейные проблемы. Это ответственность за родительское поведение, которое они хотят изменить. Нельзя рассматривать такую ответственность в качестве благоприятного фактора с точки зрения развития ребенка. Если бы это было так, ответственность должна была бы возрастать по мере роста возможностей для ребенка воздействовать на реальность. Но у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, все обстоит наоборот: ответственность возрастает, а средств воздействовать на реальность у них нет. Из-за необходимости решать проблемы, неподдающиеся их контролю, дети начинают воспринимать чувство ответственности как бремя и испытывают бессилие перед решением каких бы то ни было жизненных задач.

Если развитие ребенка  совершается в нормальных условиях, у него возрастает чувство ответственности  по мере того, как он видит последствия  своих поступков через взаимодействие с окружающими, видит и принимает  к сведению, какое значение эти  поступки имеют для других людей. Отношения между взрослым и ребенком становятся более тесными, когда  ребенок в состоянии совершенствовать навыки воздействия на реальность, а взрослый контролирует уровень  этих навыков. Такое взаимодействие позволяет ребенку развиваться, опираясь на возможности, существующие внутри его социума. Что касается детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, то их поступки и переживания никогда  не встречают адекватной реакции, а  рассматриваются взрослыми через  призму их сиюминутных потребностей и состояний.

Повседневная жизнь детей  из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно окрашена эмоциональным  стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как стрессовое. Беспрерывное состояние стресса  может иметь опасные последствия  для ребенка 

По теории Каплана, тяжесть  последствии, вызванных такими состояниями  зависит от того, насколько человек  сумел осмыслить и эмоционально переработать происходившее. Если он не сумел этого сделать, все его душевные силы будут тратиться на то, чтобы преодолеть боль непереработанного прошлого.

Тот факт, что родители отдают предпочтение спиртному, отражается на ребенке хуже, чем сами по себе эпизоды  пьянства или количество выпитого. Люди, для которых их пагубная страсть  является приоритетом, нарушают основополагающие представления о том какими должны быть родители, при том, что у детей эти представления есть. Пьянство ведет к сужению родительской ответственности, что непосредственно затрагивает детей. Поведение взрослых и детей в семьях, злоупотребляющих алкоголем ,рассматриваются и трактуются через призму их представлений о том, какой должна быть семейная жизнь и что она должна нести человеку.

Если в семьях с нормальными  непьющими родителями требования последних  к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, и  потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоциональным  и поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений.

Таким образом, особенности  родительско-детских отношений в семьях злоупотребляющих алкоголем, определяются внутрисемейной ситуацией. Семья, в которой один из родителей злоупотребляет алкоголем, находится в равной степени изоляции от нормативного социума. В семье на определенном этапе появляется серьезное осознание проблемы, доминируют негативные чувства, конфликтные способы взаимодействия. Те эмоции, которые определяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватывают и детей. Неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама зависимость родителя от алкоголя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями, как с пьющим отцом, так и с созависимой матерью, делает родительско-детские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоциональных состояний детей.[19]

 

4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе

 

Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики или наркоманы. Наиболее важным аспектом в распознавании детей из семей  алкоголиков/наркоманов является формирование у них определенных моделей поведения, а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее, следующие симптомы могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно, что это алкоголизм или наркомания:

1) не сдает вовремя  конспекты, дневник и так далее; 

2) неровная успеваемость;

3) изменения во внешности; 

4) голод - ребенок не  позавтракал или не принес  с собой завтрак в школу; 

5) сознательная изоляция;

6) общая (постоянная) усталость,  утомляемость, изможденность, равнодушие;

7) озабоченность своевременным  возвращением домой; 

8) избегает возвращения  домой; 

9) избегает споров и  конфликтов;

10) специфические вопросы,  которые задают дети в процессе  бесед и занятий по теме "Алкоголизм  и наркомания", например:

а) выпить и напиться для  них тоже самое;

б) крайне нежелательное  отношение к алкоголю, наркотикам, к употреблению наркотиков/алкоголя;

в) явная озабоченность  и постоянные вопросы о том, может  ли передаться по наследству алкоголизм и наркомания.

Это лишь небольшой список возможных симптомов.[8]

 

4.3 Особенности формирования личностных качеств

 

Личностные особенности  детей из алкогольных семей можно  охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят  говорить о своих проблемах. Они  скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как они привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.

Самооценка понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными  во многих областях жизни. Однако, как  отмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 – 12 лет характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах.

Рассмотрим особенности  поведения детей из семей алкоголиков. Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие  реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных и сексуальных эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интерес к противоположному полу, склонны к ранним сексуальным контактам в неприглядной обстановке. Одной из отличительных особенностей их поведения является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения в компании на более слабых с целью забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес к веществам, изменяющим психическое состояние. Большое значение при этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности.

Нарушения поведения детей  при семейном алкоголизме наблюдаются  чрезвычайно часто и отличаются большой стойкостью и большим  разнообразием. Одной из форм нарушения  поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению  родителей и воспитателей. У детей  из семей алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к  возникновению социально отрицательных  форм имитационного поведения. Они  легко подражают таким формам асоциального поведения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное поведение.

Выраженность и стойкость  нарушения поведения зависят  в первую очередь от окружающей ребенка  среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении  находятся в прямой зависимости  от возраста ребенка, степени поражения  его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.

Большую роль в появлении  отклонений в развитии личности у  таких детей играют конфликтные  переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к  близким людям. При семейном алкоголизме  подобные переживания возникают  очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или  матери, либо сочетание обиды и  любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах  и интернатах.

Информация о работе Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка