Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек……………………..….5
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности………………...6
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек………..…...12
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14
3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14
Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16
4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………...…22
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………...………27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

Конфликтные переживания  приводят к различным формам неправильного  поведения у детей, прежде всего  к реакциям протеста. Такие реакции  чаще всего возникают при алкоголизме  одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным  по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты  со сверстниками и взрослыми.

Наряду с активными  реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок  уходит из дома или из школы. Ребенок  испытывает страх перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения  со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка возникают невротические  расстройства.

Более резкое проявление пассивного протеста – попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное  чувство обиды, желание отомстить  обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов).

Была выявлена зависимость  степени искажения психического развития детей от степени развития у матери алкоголизма. Г.И. Шурыгин  установил, что если дети родились в  период появления у женщины начальных  признаков алкоголизма, то грубых нарушений  в их развитии не обнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали во сне, просыпались  от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми, проявляли  различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них не получил  высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности.

Дети, рожденные после  развития у матери выраженного алкоголизма, имели резкие нарушения центральной  нервной системы. Они отличались раздражительностью, злобностью, лживостью, иногда бывали агрессивны. Некоторые  обнаруживали повышенную плаксивость. У большинства детей было выявлено слабоумие.

Приведенные нами данные убедительно  показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения  и патологии развития характера  и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом.

 

4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки?

 

    Практика показывает, что, как и в большинстве  иных ситуаций, насилие наименее  эффективно. Это особенно справедливо  для тех случаев, когда властное  и жестокое отношение родителей  к детям оформилось в преобладающий  педагогический стиль. Чем более  ровные и доброжелательные отношения  поддерживаются в семье, тем меньше вероятность, что самоутверждение подростка примет искаженные формы. Психологи отмечают, что те подростки, которые, несмотря на кризисный характер своего возраста, сохранили уважение и доверие к родителям, менее склонны следовать негативному примеру сверстников. Если же родители воспринимаются как чуждая, несправедливая и враждебная сила, то, чем упорнее и жестче настаивают они на своих запретах, тем сильнее ответное стремление обойти их.

      Популярные  пособия призывают отвлекать  активность детей на занятия  спортом, вести с ними профилактические  беседы о вреде табака. Но эти  правильные меры могут оказаться недостаточно эффективны. Курение подростка — один из симптомов неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Поэтому пристального внимания требует именно неблагополучие, а не курение само по себе. Лишь укрепляя взаимное расположение и доверие, можно воспрепятствовать формированию вредной привычки.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дети юношеского возраста стремятся быть взрослыми и подражать  взрослым, но они еще лишены жизненного опыта, чтобы правильно анализировать  внешнее воздействие. Именно поэтому  в этом возрасте происходит быстрое  улавливание вредных привычек.

Дети под влиянием негативных факторов внешней среды нередко  переступают через рамки законности, становясь несовершеннолетними  преступниками.

Данный период характерен непониманием и отвержением взглядов родителей на окружающую действительность. Нередко конфликты перерастают  в неразрешимое непонимание детьми своих родителей и разрывом между  ними. О своих трудностях и неудачах дети юношеского возраста стараются  как можно реже делиться с друзьями, родителями, воспитателями, пытаясь  находить решение самостоятельно. Замкнутость  и недоверие к другим ведет  их к изоляции от общества.

Девиантность поведения как итог негативного воздействия окружения на формирование характера у детей юношеского возраста и их психо-социального развития является главной проблемой в работе психологов, социологов и педагогов по профилактике данного поведения и реабилитации личности.

Развитие негативных тенденций  формирования мировоззренческих установок  и характера у детей юношеского возраста обусловлено прежде всего нашим попустительством к данной проблеме. Халатное отношение педагогов, психологов и воспитателей, а тем более родителей ставит под угрозу сотни и тысячи детских судеб, которые в любой момент могут никому ненужными, брошенными, ставшими на тропу преступного мира и этих детей уже будет сложно вернуть к нормальной жизни, вселить им веру в себя, в свои силы, возможности.

Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспитание детей  — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М, 2003.

2. Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М., 2003.

3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -416с.

5. Алипов В. И., Корхов В. В. «Алкоголизм и материнство», Л., «Знание», 1988.

6. Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М., 2004 и др.

 7. Борисов Е. В., Василевская Л. П. «Алкоголь и дети», М., «Медицина», 1981.

8. Висневская Л. Я., Данилова Е. А. «Пьют родители – страдают дети», М., «Медицина», 1977.

 9.Грибанова Г. В. «Дефектология»/ст. «Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семейном алкоголизме», 1988.

10.Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.

11.Захаров А. И. «Неврозы у детей и психотерапия», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.

12.Киселёв А. С., Коптев Б. А. «Враг ли ты сыну своему?», М., «Советская Россия», 1988.

13.Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. «Алкоголь и подростки», М., «Медицина», 1984.

14.Лебедев Б. А., Дунаевский В. В. «Алкоголь и семья», Л., «Медицина», 1986.

15.Мудрик А. В. «Социальная педагогика», Издательский центр «Академия»1999г.

16.«Психология. Полный энциклопедический справочник» под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко 2007.

17.«Рабочая книга школьного психолога» под ред. И. В. Дубровиной, М., «Просвещение», 1991.

18.Таболин В. А., Жданова С. А. и др. «Алкоголь и потомство», М., «Высшая школа», 1988.

19.Чаклин А. В., Милиевская И. Л. «Сохранить здоровье смолоду», М., «Педагогика», 1987.

20.Ягодинский В. Н. «О вреде никотина и алкоголя», М., «Просвещение», 1986.


Информация о работе Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка