Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек…………………..……4
1.1. Понятие вредных привычек………………………………………………....4
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек……………………..….5
Глава 2. Развитие вредных привычек………………………………………..….6
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности………………...6
2.2. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по
профилактике отклоняющегося поведения…………………………………….7
2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек………..…...12
Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей………………..…14
3.1 Недостойное обращение с детьми………………………………………..…14
3.2 Притеснение детей…………………………………………………………...14
3.3 Пренебрежение………………………………………………………….........14
Глава 4. Формирование личности ребенка………………………………..........16
4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка...16
4.2 Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по
поведению в школе………………………….………………………………...…22
4.3 Особенности формирования личностных качеств…………………………22
4.4 Как воспрепятствовать формированию вредной привычки………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………...………27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

-недооценка роли личного примера родителей;

-отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;

-отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;

-применение физического наказания;

-отсутствие такта в отношении с ребенком;

-ссоры родителей в присутствии детей;

-неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей;

-неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.[11]

 

2.3.Родителям о формировании и коррекции вредных привычек

 

     Среди вредных  привычек особую озабоченность  родителей вызывает курение, получившее  в последние годы широкое распространение  среди школьников. Считается, что  курение — одна из многих  проблем подросткового возраста. Однако иногда приходится сталкиваться  и с тем, что сигарету берет  младший школьник или даже  дошкольник. Зачем он это делает? Ответ, как правило, прост: ребенок,  стремящийся в игре приобщиться  к миру взрослых, желает ощутить  себя исполняющим действие, характерное для взрослых. К многочисленным атрибутам игры может быть добавлен и еще один — сигарета. В подобной ситуации преждевременно тревожиться о формировании вредной привычки. Руководствуясь чисто детскими игровыми мотивами, ребенок может попробовать сыграть и в курильщика, однако никакого удовольствия это ему наверняка не доставит. Организм человека не приемлет вредных веществ и реагирует на них отрицательно. Даже если малышу удастся крепко затянуться дымом, ничего, кроме отвращения, он не испытает.

     Родительское  наказание послужит лишь необязательной  добавкой к той весьма ощутимой  неприятности, которую маленький  экспериментатор доставил себе  сам. Узнав о таком опыте,  родители должны стараться исключить  возможность его повторения (ведь  неоднократное повторение может  привести к тому, что здоровая  реакция отторжения постепенно  угаснет). Нежелательно, чтобы ребенок  имел возможность легко уединиться  для проведения своих экспериментов.  Если в доме есть сигареты, они не должны соблазнять ребенка  своей доступностью. Курящие близкие  должны избегать того, чтобы своим  поведением провоцировать ребенка  следовать нежелательному примеру.

     Чем старше  ребенок, тем более серьезной  для него становится проблема  курения. В каком-то смысле  курение и для школьника является  игрой. Однако сам он это  так не воспринимает. Для школьника,  особенно подростка, уже недостаточно  изображать взрослого, осознавая в глубине души всю условность игровой ситуации. Дошкольник может курить "понарошку", пользуясь предметом — заместителем, например карандашом или бумажной трубочкой, изображающей сигарету. Подросток уже стремится быть как взрослый или по крайней мере максимально походить на него, приобщившись к кругу сильных, самостоятельных и независимых людей. Легче всего оказывается перенять внешние атрибуты взрослого мира, явно отличающие взрослого от ребенка.

     Большинство  исследователей убеждены, что при  обращении к курению ведущими  выступают психологические мотивы. Главный механизм курения подростка  — подражание. В любом возрасте  первая затяжка физически неприятна,  однако у подростка психологические  мотивы уже достаточно сильны, чтобы побороть отвращение, которое  к тому же с каждой следующей  сигаретой постепенно угасает.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Дефекты воспитания детей со стороны родителей

 

3.1 Недостойное обращение с детьми

 

Под недостойным обращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснение детей  выражается в намеренном нанесении  им телесных повреждений и оскорблений, сексуальных злоупотреблениях и/или  нанесении им эмоциональных травм. Детей могут подвергать жестокому  физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками, бросать на пол, бить головой о стену, что приводит к появлению переломов, кровотечений, гематом. Нанесение эмоциональной  травмы происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования  в отношении ребёнка непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодных сравнений с другими братьями и сёстрами или постоянного игнорирования. Пренебрежение означает неспособность  обеспечить ребёнку хотя бы самый  минимальный уход: предоставить необходимое  для поддержания жизни питание, одежду, жильё и медицинское обслуживание, а также неспособность удовлетворить  его эмоциональные, социальные и  интеллектуальные потребности.[11]

 

3.2 Притеснение детей

 

Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают  разрушительное воздействие на них  как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого  обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаённая  враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любить других. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с  большой степенью вероятности в  своё время применят насилие по отношению  к родителям.

 

3.3 Пренебрежение

 

Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого  обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные  формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание  или правильную диету, соответствующую  условиям жизни одежду, необходимую  медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены. Эмоциональное пренебрежение  – это недостаточное внимание, отсутствие любви, заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности  ребёнка в одобрении его действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежение может  проявляться в дозволении детям  систематически без причины пропускать занятия, в неспособности обеспечить их учёбу и предоставить условия  для выполнения домашних заданий, в  отсутствии необходимых материалов, стимулирующих их интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себя недостаточное внимание к социальной активности ребёнка, к кругу его общения и товарищам по играм, нежелание занять ребёнка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребёнка к жизни в обществе других людей. Под термином моральное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность подать ребёнку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Формирование личности ребенка

 

4.1 Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка

 

Влияние алкоголизма на семью  в целом заключается в искажении  и неправильном использовании 3-х  элементов, необходимых для здорового  функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила  в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком  свободны или слишком строги. Это  приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком  случае они не могут обнаружить никаких  признаков слабости, уязвимости или  сочувствия. Границы каждого члена  семьи размыты или слишком  регидны. В последнем случае члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено.

Алкоголь, даже если оставить в стороне медицинские аспекты, вызывает массу проблем. Основная доля всех случаев насилия, вандализма, нанесения  телесных повреждений в семье  связана с пьянством.

Можно отметить, что каких-то универсальных правил поведения в семьях злоупотребляющих алкоголем не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания. Подчас ребенок получает взбучку за то, что недавно разрешалось делать, и, может быть, считалось похвальным. Отношения между взрослыми и детьми также носят весьма неопределенный характер. То они могут быть непринужденными и открытыми, так что ребенок чувствует себя очень хорошо в семье, с ним играют, его балуют. То с ребенком начинают говорить менторским тоном, и тогда превалирует авторитарный стиль общения.

Жизнь в семье, злоупотребляющей алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто не выполняются. Сказанное  ранее отрицается, ребенка могут  обвинить в том, что он врет, если делает попытку напомнить об обещанном. Если отец что-то обещает и затем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенка могут зародиться сомнения в своей памяти. У детей развивается недоверие, в результате чего, они никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда, страха, вины, неловкости и зависти к "нормальным" сверстникам. Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развития эмоциональных проблем.

Часто родители не могут  сойтись во мнениях относительно какого-либо решения, сделанного или  сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению  во мнениях, делают ситуацию еще хуже. Ребенок думает, что он является причиной ссоры и боится последствий, которые могут заключаться в  том, что кто-то будет оскорблен  физически или на словах, или что  еще хуже, родители могут разойтись. Все это вызывает чувство неуверенности  и страха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешения. Столь  же тягостным как гнев может быть родительское безразличие. Успехи ребенка  могут восприниматься как нечто  само собой разумеющееся, его попытки  вызвать на этом основании родительское внимание и ласку отвергаются. Подобное поведение родителей в данной ситуации воспринимается ребенком как крайне негативное. Кроме того, деформируется самооценка. Если о тебе не заботятся и не ценят, то поневоле закрадывается сомнение, а существуешь ли ты на самом деле? В этом случае, пожалуй, основным способом заставить родителей обратить на себя внимание становится плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев, который, во всяком случае, означает хоть какое- то внимание. Это лучше, чем ничего.

Эмоциональная неразвитость, присущая человеку, злоупотребляющему  алкоголем, может причинить непоправимый вред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущего  спиртным отца и выслушивать разглагольствования о том, как сильно он любит своего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему не доверяют. Часто настроение родителей подобно маятнику колеблется от выражения жалости к самому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Ребенок, по-видимому, чувствует, что каким-то непостижимым образом сцена эта может закончиться тем, что гнев отца обратится против него самого. Поэтому ребенок не отваживается уйти из-за боязни наказания, вынужден переживать состояние испуга, "нечистой совести" по поводу своего неприятия отца и его поведения. Потребность захмелевшего взрослого в нежности и близости с ребенком не всегда оказывается в ладах с рассудком. Ласка может перерасти в сексуальное заигрывание, тем более, что допустимая грань общения в алкогольных парах видится совсем по-иному. Ларс Сэдерлинг отмечает, что в действительности, можно говорить о наличии нескольких ступеней на пути к инцесту, как наиболее болезненному проявлению эмоциональной недифференцированности присущей человеку, злоупотребляющему алкоголем. Во всяком случае принято считать, что в 50 случаев инцест происходит по изложенной выше схеме.

Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается  надломленной, он испытывает чувство  стыда и вины. Изнасилованию могут  подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также  могут стать объектом неприличных  шуток или других неприятных для  них действий. Или же родитель может  выставить себя на посмешище в  глазах детей, если ведет себя глупо  и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них  дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей  подворотне.

Реакция родителей, злоупотребляющих алкоголем, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей.

Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего грубого  и несдержанного, пагубно отражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся таких родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное "потаенное горе" бесследно не проходящее для здоровья.

Результаты исследований показывают, что злоупотребление  родителей спиртными напитками, ведет к развитию неврозов у детей. Неврозы у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов из-за которых  ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройство сна - это реакция  на частые семейные скандалы. Неврозы  у детей могут проявляться  и в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого  пояса. Известно, что заикание может  возникнуть у ребенка после тяжелых  сцен (ссоры, драки, и пр.) между родителями. После сильного испуга у детей  из таких семей наблюдался энурез. Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся стремятся скрыть от сверстников, в особенности, когда их недомогание обнаруживается в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали. Все это глубоко травмирует психику ребенка.

Дети, злоупотребляющих алкоголем  родителей вынуждены приспосабливаться  к условиям постоянного эмоционального стресса и тем чувствам, которые  он испытывает в данных ситуациях. Путями такой адаптации служат:

1. Имитирование модели  поведения взрослых (на пример  в выражении чувств и т.д.);

2. Приятие определённых  ролей, для привлечения необходимого  внимания со стороны взрослых (герой семьи, козёл отпущения  и т.д.);

Поведенческие реакции, к  которым прибегает ребёнок дома, распространяются и на все другие сферы его жизнедеятельности, что  приводит к проблемам в общении  с окружающими его людьми. Обычно такие типы реакции носят девиантный характер, причём степень выражения девиации зависит от возраста, черт характера и т.д.

Ребенок в семье, злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что  обычным путем (т.е. когда отношение  к тебе отца или матери определяется, прежде всего, твоими поступками) невозможно управлять и контролировать отношения  с пьющими родителями. Взамен следует  выучиться верно истолковывать тревожные признаки, чтобы, по крайней мере, суметь вовремя скрыться.

Так как дети алкоголиков  привыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться на обещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведение  ребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это может быть роль юного  бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей  от семейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии. В то же время в относительной  безопасности оказываются братья и  сестры, поскольку внимание родителей  поглощено в это время проблемой "гадкого утенка". Некоторые  дети часто берут на себя функции  своего рода экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Эти "семейный герои", возможно, ходят в магазин и готовят еду, убирают и стирают и ко всему прочему оплачивают счета в попытках уберечь семью от развала. Как бы много не напрягались эти дети, они делают это, чтобы преодолеть неудачи и чувство вины. На удовлетворение собственных потребностей сил и времени не остается. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех "других", чтобы о них заботиться, даже в ущерб собственному развитию. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой. 

Информация о работе Влияние вредных привычек родителей на дальнейшее формирование личности ребенка